Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (82) - 2008

Журнал № -

Жилищное строительство

В соответствии с нормами градостроительного законодательства

Первый заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Свердловской области Сергей РОЖКОВ рассказал о выполнении норм градостроительного законодательства на территории Свердловской области, о расширении функций Госстройнадзора в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Прежде всего, Сергей Валентинович рассказал о структуре управления Госстройнадзора Свердловской области. Управление осуществляет функции санитарно-эпидемиологического, энергетического, строительного надзора, с июля 2007 года управлению было передано право осуществлять надзор за соблюдением Закона о долевом участии в строительстве. На сегодняшний день под надзором управления находится около двух с половиной тысяч объектов, большинство из которых – крупные, с массовым пребыванием людей на строительных площадках. Естественно, за прошедшее время накопились материалы, позволяющие сделать выводы об основных проблемах, с которыми сталкиваются участники строительства и органы Госстройнадзора.

Предметом ведения органов Госстройнадзора является проверка соответствия выполненных работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства, требований технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации на основании представленной исполнительской документации, выборочного контроля работ монтированных конструкций и участков сетей инженерного обеспечения.

В соответствии с пунктом вторым Положения "Об осуществлении государственного строительного надзора РФ" задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление, пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основе договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия допущенных в процессе реконструкции объектов капитального ремонта объектов капитального строительства, работ, требований, технических регламентов и иных нормативно-правовых актов, а также проектной документации.

Учитывая, что с 1 января 2007 года выполнение функций строительного надзора другим органом, кроме исключительно Гостройнадзора, не допускается, а также учитывая, что с начала 2007 года существенно выросли штрафы за нарушения строительства, остро встает проблема соблюдения законности всеми участниками строительного процесса. Можно сказать, что проблема законности в данном контексте имеет два аспекта. Первый – соблюдение требований нормативных актов участниками строительного процесса, второй – соблюдение требований закона органами Госстройнадзора в процессе осуществления своих функций. Сначала обратимся к проблеме выполнения требований закона участниками строительства. Государственный строительный надзор осуществляется органами Госстройнадзора с момента получения им в соответствии с частью пятой статьи 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации. Застройщик или заказчик, руководствуясь требованиями пункта 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, заблаговременно, но не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, направляет в Госстройнадзор извещение о начале работ.

Многие из руководителей и работников читали Градостроительный кодекс, но мы сделаем акцент на эти статьи, потому что по этим статьям часто происходят нарушения, что приводит к серьезным штрафам. За неизвещение органов Госстройнадзора о начале строительства в установленный срок подразумевается административная ответственность в размере от 300 до 500 тыс. рублей. Еще раз подчеркну – мало получить разрешение на строительство, необходимо известить органы Госстройнадзора о его начале.

Следует отметить, что с 1 января 2007 года Госстройнадзор не осуществляет надзор на объектах строительства, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе. В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса строительный надзор осуществляется в форме проверок участников строительного процесса поднадзорных объектов на предмет обеспечения строительного контроля и наличия исполнительской документации, подтверждающих наличие выполненных работ требованиям технических регламентов и иных актов проектной документации. В соответствии с пунктами 10 и 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора определен перечень требований, подлежащих проверке органами Госстройнадзора.

В частности, проверке подлежат: соблюдение требований к подготовке земельного участка и выполнение земельных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземных и надземных частей, сети инженерно-технического обеспечения, в том числе внутренних и наружных сетей, инженерных систем и оборудования. При реконструкции – требования к выполнению работ по подготовке объектов капитального строительства для реконструкции, работ по усилению монтажа фундамента и конструкции подземной и наземной части, к изменению параметров объектов капитального строительства, его частей, качества инженерно-технического обеспечения. Требования к выполнению работ по подготовке объектов капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундаментов и замене конструкций наземной и подземной части, сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе внутренних и наружных сетей инженерных систем и оборудования.

Для определения соответствия выполненных работ требованиям технического регламента норм и правил, иных нормативных и правовых актов и проектной документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

1. Соблюдение требований к выполнению работ, соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведение общего и специальных журналов, в которых фиксируется выполнение работ, исполнительская документация, составление актов, освидетельствование работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

2. Порядок проведения строительного контроля, ведение общих и специальных журналов, исполнительской документации существующими нормативными актами, устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществления государственного строительного надзора нарушений, соответствие выполненных работ существующим нормам и правилам, иным нормативно-правовым актам и проектной документации, а также соблюдению запретов приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таковых нарушений. Соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, нормами и правилами, проектной документацией.

Следует также заметить, что установление разрешения на строительство входит в круг требований, подлежащих проверке органами государственного строительного надзора.

В то время как проверка порядка выдачи разрешений на строительство, а также порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к предмету надзорных полномочий нашего управления не относится. Также не относится к предмету строительного надзора проверка изготовления строительных материалов и конструкций, а также выдача
соответствующих предписаний изготовителям материалов.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ контроль за качеством применяемых строительных материалов возложен на лицо, осуществляющее строительство. Что, по существу, является элементом строительного контроля, проводимого в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса. Уже в таком контексте орган строительного надзора РФ вправе проверять соблюдение проведения строительного контроля и в случае несоблюдения указанного порядка выдать лицу, осуществляющему строительство, предписание об устранении такого нарушения. Таким образом, при осуществлении проверок сотрудник Госстройнадзора выборочно проверяет у лица, осуществляющего строительство, наличие проектной документации на проверяемый этап строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; соответствие выполненных на текущем этапе работ требованиям проектной документации и техническим регламентам и правильность ведения строительного контроля.

Проверки проводятся должностным лицом органов Госстройнадзора в следующих случаях:

– наступление сроков завершения работ, которые подлежат проверке в соответствии с программой осуществления проверок;

– получение извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроком, указанным в программе, осуществляемой проверке;

– получение извещения от лица, осуществляющего строительство, в случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства;

– по обращениям физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора.

Необходимо подчеркнуть, что органы Госстройнадзора имеют право проводить и внеплановую проверку соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, норм и правил и проектной документации в период осуществления работ по соответствующему этапу в целях выборочной оценки освидетельствования работ.

При проведении проверки должностное лицо Госстройнадзора имеет право беспрепятственно посещать объекты капстроительства, требовать от заказчика, застройщика или подрядчика предоставления результатов выполненных работ, исполнительской документации, общего и специального журнала освидетельствования работ, конструкций, участков сетей, инженерно-технического обеспечения, образцов применяемых строительных материалов, требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения испытаний, обследований, экспертиз выполненных работ и элементов строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено. Составлять по результатам проверок акты, на основании которых выдается предписание об устранении выявленных нарушений, вносить записи о результатах проведения проверок в общий и специальный журналы, составлять протоколы об административных правонарушениях, принимать меры по обеспечению производства по делам административных правонарушений в порядке случаев, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При выявлении случаев эксплуатации объектов капитального строительства без разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, если получение такого разрешения предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, орган Госстройнадзора передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, поскольку отношения, связанные с эксплуатацией объектов капитального строительства, не входят в предмет деятельности Госстройнадзора. При выявлении нарушений в результате проведения должностным лицом Госстройнадзора проверки составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством РФ несет ответственность за допущенные нарушения, предписания об устранении таковых нарушений.

Выше уже говорилось, что проблема обеспечения законности имеет два аспекта. Сейчас мы переходим ко второму. А именно – к соблюдению законности органами строительного надзора в случае осуществления самого надзора. В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Законные требования распространяются в том числе и на должностных лиц органов государственного строительного надзора, что прямо закреплено пунктом 25 в Положении об осуществлении государственного строительного надзора.

Следует отметить, что составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренное статьями Кодекса об административных правонарушениях, должно производиться в пределах предмета государственного строительного надзора, а также в пределах круга объектов капитального строительства, применительно к которым осуществляется компетенция органов Госстройнадзора.

В предписании, издаваемом должностным лицом управления, обязательно указывается вид нарушения, ссылка на технический регламент норм и правил и нормативно-правовой акт, проектную документацию, требования к которой нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушения с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Не следует забывать, что действия любого должностного лица могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу. В этой связи необходимо подчеркнуть, что нашим управлением организован прием граждан, порядок рассмотрения поступающих в наш адрес обращений. Также действия должностных лиц органов Госстройнадзора могут быть обжалованы в суде.


Татьяна КАЗАНЦЕВА

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"