Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №10 (91) - 2008

Продолжается подписка на журнал «Новый Уральский строитель» на 2009 год. Стоимость одного номера журнала – 90 рублей. Годовая подписка – 1080 рублей. Подписку можно оформить в редакции по телефонам: (343)371-12-48, 371-03-92. E-mail: nus@r66.ru
Журнал № -

СРО

Развивать нормативную базу строительства и отраслевую науку

С отчетным докладом перед делегатами III съезда строителей Сибири выступил президент Союза строителей Сибири Михаил ФОКИН. Отметив достаточно динамичные темпы развития строительного комплекса в Сибирском федеральном округе и рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья, М. Фокин остановился на проблемах и задачах, стоящих сегодня перед отраслью. Президент Союза строителей Сибири обратил внимание на несовершенство нормативно-законодательной базы, регламентирующей процедуры землеотвода, и на хронический дефицит земельных участков для жилищного строительства с подготовленной инженерной, дорожной, социальной инфраструктурой.
 
Хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, что итоги как результат нашей совместной деятельности за истекший период, в частности за 2007 год, характеризуются высокими темпами строительства жилья в целом по Сибирскому федеральному округу и во всех без исключения субъектах РФ, входящих в федеральный округ. Темпы роста по вводу жилья составили 127% к уровню 2006 года, а удельный показатель по вводу жилья в расчете на одного жителя вырос с 0,27 кв. м в 2006 году до 0,35 кв. м в 2007 г. Из 18 регионов России, перешагнувших миллионный рубеж в квадратных метрах по вводу жилья за год, четыре – сибирские регионы (Омская, Новосибирская, Кемеровская области и Красноярский край).
 
В 2008 году темпы ввода несколько снизились, но продолжают оставаться высокими; за январь-июнь темп роста составил 112,8% к соответствующему периоду 2007 года. Но было бы наивным и ошибочным утешиться этими результатами и обсуждать наши победы. Удельный показатель по вводу жилья в расчете на одного жителя Сибири продолжает оставаться существенно более низким, чем среднероссийский – 0,35 кв. м против 0,42 кв. м по итогам 2007 г. Чтобы достичь среднероссийского показателя, нам надо было построить в 2007 году на 1365 тыс. кв. м жилья больше, а это 25 тыс. квартир.
 
На фоне ежегодно снижающейся численности населения Сибири вопрос доступного жилья становится все более острым и актуальным. Нам необходимо наращивать объемы строительства жилья. К сожалению, тенденции последнего времени таковы, что наблюдается снижение объемов и темпов строительства жилья.
 
Законодательное обеспечение строительства
 
Отдельным предметом обсуждения на нашем II съезде было несовершенство законодательной базы по вопросам землеотвода, затянутость и непрозрачность связанных с этим процедур, отсутствие прав у муниципалитетов и субъектов Федерации для решения некоторых принципиальных вопросов землеотвода. По данным статистики, средняя продолжительность сроков согласования документов по планировке территории, на основании которых подготавливаются земельные участки для проведения аукционов, составляла в 2006 г. в среднем 54 дня, в 2007 г. – 50 дней с большим разбросом этого показателя по субъектам Федерации округа – если, например, в Кемеровской области этот показатель сократился с 65 дней до 15, то в Читинской – нынешнем Забайкальском крае – со 120 до 110 дней. И хотя средняя продолжительность сроков получения разрешения на строительство со дня предоставления проектной документации на госэкспертизу до дня получения таких разрешений сократилась в среднем с 96 до 53 дней, согласитесь, это совсем не малые сроки, особенно на фоне требований к застройщику по срокам реального строительства.
 
При этом в некоторых крупных регионах эти сроки продолжают оставаться очень значительными – от 80 до 100 дней. Отдельный разговор – безальтернативный аукционный способ получения земельных участков и получение согласований для строительства линейно-протяженных объектов.
 
Если исследовать этот вопрос глубже, то мы вынуждены констатировать, что подготовка земельных участков сегодня совсем не та, которая предусмотрена программой "Жилище", если иметь в виду обеспеченность участков коммунальной инфраструктурой. Надо признать, что, несмотря на все наши усилия, в том числе и действия законодателей Алтайского края, которые обращались в Государственную думу в порядке законодательной инициативы, изменений к лучшему в этом вопросе не произошло. Это означает, что сроки строительства по-прежнему затягиваются, стоимость строительства сетей накладывается на стоимость жилья, а весь комплекс вопросов, связанных с землеотводом, ждет своего решения.
 
Ситуация на рынке жилья
 
С конца 2007 года начали проявляться признаки стагнации рынка жилья. Усложнилось получение ипотечных кредитов – ужесточились требования к заемщикам, возрос процент за пользование кредитом, изменились требования к первоначальному взносу. Весь 2008 год проходил под знаком этих изменений. Причины этого сегодня всем известны. Не стало дешевых кредитных ресурсов, появились так называемые "невозвраты" кредитов, уменьшился круг потенциальных заемщиков. Приутихли спекулянты. До некоторого момента эти проявления рынка сопровождались ростом цен на жилье. В итоге снизились продажи. Застройщики ощутили затруднения с источниками финансирования дальнейшего строительства. Темпы строительства жилья начали падать. Нельзя сказать, что это случайность или что этого нельзя было предвидеть. Вбрасывание огромного количества денег на рынки жилья через ипотеку породило необеспеченный спрос, и следовательно, рост цен. Финал – быстрый и предсказуемый – если не принять меры, пострадавших будет немало.
 
На рост цен на жилье, кроме прочего, конечно же, повлиял рост цен на строительные материалы, особенно на такие, как цемент, цена на который выросла во втором квартале 2008 г. по сравнению с 2006 годом на 83%. Подорожали также материалы нерудные, кирпич. Повлиял и рост тарифов естественных монополистов, особенно рост цен на подключение и технологическое подсоединение к сетям и источникам тепла, воды, электроэнергии, газа. Неправильно в сложившейся ситуации обвинять только бизнес в его желании наращивать прибыль. Это естественно для рыночных отношений. Нужна соразмерность. Результаты должны быть просчитаны и адекватны мерам. Теперь необходимо быстрое принятие действенных мер, чтобы не обострять дальнейшее развитие событий.
 
Сегодня наш рынок обращен только на строительство жилья для продаж. Такого нет нигде в мире. Доля населения, живущего в наемном жилье, составляет: в США – 40%, в Японии – 42%, во Франции – 46%, в России – менее 30%. Ввиду резкой дифференциации в доходах населения нашей страны часть населения – около 20% – не в состоянии приобрести жилье в собственность даже при льготных кредитах. Социальное жилье и жилье для социального найма надо строить, и нынешнее состояние бюджетов, особенно федерального, это позволяет. С одной стороны, это позволит решить одну из острейших социальных проблем – обеспечение жильем малообеспеченных граждан, с другой – позволит поддержать строителей-подрядчиков. Надо развивать и другие финансовые институты.
 
Подготовка градостроительной документации
 
Одним из постоянно стоящих в повестке дня вопросов остается вопрос подготовки градостроительной документации муниципальными образованиями. Здесь два момента – источники финансирования, которыми муниципальные образования не обладают, и разработчики документации, которых просто не хватает. Все это может привести к тому, что выделение земельных участков с 2010 года станет проблемой еще и по этой причине. Очевидно, что при нынешнем состоянии бюджетов муниципальных образований необходимо участие бюджетов всех уровней, и в первую очередь – федерального в финансировании работ по подготовке документов территориального планирования. Что касается разработчиков, следует вернуться к вопросу создания межрегионального института развития территорий, так как этот вопрос "закрыть" конкурсами невозможно. В конкурсе должны участвовать специалисты. А их нет.
 
Саморегулирование
 
В последнее время произошли радикальные изменения в нормативно-законодательном сопровождении инвестиционно-строительной деятельности. С 1 декабря 2007 года действует Федеральный закон 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", который, как нам казалось, создаст новый порядок отношений между производителем и потребителем и между производителями–участниками создания строительной продукции. Этот закон ждали, и в основном он был принят деловым сообществом позитивно. Главное его достоинство заключалось в том, что бизнесу впервые предоставлялись реальные права – разрабатывать, принимать и контролировать "правила игры на рынке", т. е., заменяя собой государственный инструмент допуска на рынок – лицензирование, саморегулируемые организации обрели права и повышенную ответственность в виде дополнительной имущественной ответственности перед третьими лицами. Однако реализовать этот закон не удалось. Новый законодательный акт по саморегулированию – закон 148-ФЗ, введенный в действие 22 июля текущего года, поменял акценты саморегулирования в сторону ответственности СРО за выдачу допуска на виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. Эта подмена акцентов вернет к жизни прежнюю форму регулирования допуска на рынок – лицензирование. Изменится лишь название и усложнятся процедуры получения допуска за счет вовлечения в этот процесс дополнительных контрольнонадзорных государственных органов. Не буду дальше развивать эту тему, думаю, в резолюции съезда мы дадим этому правильную оценку и выскажем свою позицию.
 
Кроме этих законодательных актов заслуживает внимания Указ Президента РФ об упразднении Росстроя. К сожалению, часто практикуемая в России смена органов управления, а с этим смена структуры и подчиненности – одна из причин того состояния нормативной базы строительства как отрасли, которое мы имеем сегодня. Закон о техническом регулировании, введенный в действие более 5 лет тому назад, не создал условий для совершенствования нормативной базы. Скорее наоборот. Мы потеряли прежнюю базу в виде системы нормативных документов (СНиП 10-01-94) и не приобрели новую. Приходится констатировать печальный факт, что, провозглашая инновационный путь развития как единственно эффективный, мы не имеем на старте ни нормативной базы в виде технических регламентов и национальных стандартов, ни отраслевой науки, достижения которой лежали бы в основе этих нормативов.
 
Отраслевая наука
 
Об отраслевой науке хотелось бы сказать отдельно. При наличии РААСН мы не видим, что составляет предмет ее деятельности. Отделения РААСН, созданные по территориальному признаку, не финансируются, не представляют собой ни научной и никакой другой базы. У отделений отсутствуют связи с общественностью – они не имеют ни своих печатных изданий, ни интернет-сайта, и объединяют они очень узкий круг ученых, по большей части – архитекторов. Между тем бизнесу и государству не обойтись без отраслевой науки, и мы готовы к сотрудничеству. Но для этого должно быть хотя бы инициативное движение со стороны науки, которая не должна жить только своими цеховыми интересами.
 
Заключение
 
Нельзя сказать, что все названные проблемы – новые. При участии Союза строителей они рассматривались на уровне субъектов РФ, на уровне полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. В. Квашнина; в том числе на Высшем экономическом совете, на Совете при участии губернаторов, представителей Законодательных собраний в субъектах РФ, ассоциации МА "Сибирское соглашение". Наши обращения в федеральные органы власти и управления, в Госдуму РФ, к правительству и Президенту РФ и письма А. В. Квашнина, конечно, помогли в решении отдельных проблем, но, надо признать, главные проблемы ждут своего решения. Завершая свое выступление, я еще раз хотел бы акцентировать ваше внимание на этих проблемах и путях их решения. Мы ждем от российского правительства и других органов власти:
 
1. Скорейшего принятия стратегии развития жилищного строительства, которая даст вектор нашим делам и намерениям и в первую очередь началу строительства социального жилья и жилья для найма.
 
2. Внесения изменений в законодательную базу РФ в части наделения субъектов Федерации законодательными правами выделения земельных участков.
 
3. Участия федерального и иных бюджетов в финансировании разработки документов территориального планирования муниципальных образований.
 
4. Установления сроков разработки и введения в действие документов нормативной базы – технических регламентов, национальных стандартов и Сводов правил.
 
5. Внесения изменений в законодательные акты в части, касающейся саморегулируемых организаций, а именно – возможности создания "комплексных" СРО, снижения планки численности в одной СРО, условий и размера доли участия в компенсационном фонде и страховании гражданской ответственности.
 
6. Законодательной или иной инициативы по изменению нынешнего статуса РААСН, имея в виду придание ей статуса реального центра инноваций и новых технологий в строительстве с созданием полноценных филиалов в федеральных округах РФ.
 
7. Концепции участия государства в формировании рынка труда, в той его части, которая связана с подготовкой кадров рабочих и специалистов.
 
Чтобы не создалась иллюзия одностороннего подхода к решению проблемы исключительно путем требований к органам власти и управления, хочу сказать, что перед Союзом строителей Сибири стоит соизмеримая по сложности задача. В условиях экономической независимости и свободы хозяйствующих субъектов нам предстоит создать такую организационно единую структуру, которая была бы способна выработать новые правила и стандарты поведения на строительном рынке. Задачи этих новых правил и стандартов – удовлетворить покупателя ценой и качеством жилья, сделать профессию строителя престижной, поддерживать и развивать строительный рынок. Будем надеяться, что при взаимодействии бизнеса и власти, при поддержке губернаторов, полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе мы решим эти задачи.
 

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"