Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №12 (93) - 2008

Продолжается подписка на журнал «Новый Уральский строитель» на 2009 год. Стоимость одного номера журнала – 90 рублей. Годовая подписка – 1080 рублей. Подписку можно оформить в редакции по телефонам: (343)371-12-48, 371-03-92. E-mail: nus@r66.ru
Журнал № -

Тенденции рынка

Кирпич становится доступнее

Кирпич является наиболее популярным долговечным материалом для строительства различного рода зданий и сооружений. В период 2002–2007 годов рынок кирпича в России активно развивался, его потребление росло вследствие высокой динамики роста объемов строительства. В 2007 году объем производства кирпича в нашей стране достиг уже 13 млрд. усл. штук.
 
На территории России зарегистрировано около 350 предприятий, выпускающих строительный керамический кирпич, из них 23 предприятия имеют годовую производительность свыше 50 млн. штук кирпича. Крупнейшими среди них являются: ЗАО "Воронежский комбинат стройматериалов", "Голицынский кирпичный завод" (Московская область), ООО "Группа "Ленстройреконструкция" (ЛСР) Санкт-Петербург, ЗАО "Победа-Кнауф" (Санкт-Петербург), "Ревдинский кирпичный завод", принадлежащий Уральской горно-металлургической компании (Свердловская область).
 
В Свердловской области выпускается порядка 400 млн. шт. усл. кирпича в год. По объемам производства лидирующее положение занимают "Ревдинский кирпичный завод" 120 млн. шт. усл. кирпича, "Стройпластполимер" 80 млн., "Заречный" (г. Асбест) 60 млн., "Уктус" 54 млн. (по неофициальным данным, даже 60), "Богословский кирпичный завод" 50 млн., "Свердловский завод строительных материалов" 25 млн. "Стройкерамика" (г. Нижний Тагил) 25 млн. Отстают "Кушвинский кирпичный завод" 20 млн., "Балтымский кирпичный завод" 15 млн., ООО "Стройиндустрия" (Шувакишский кирпичный завод) 15 млн. и "Красноуральский медеплавильный комбинат "Святогор" (в составе УГМК) 12 млн. шт. усл. кирпича. В Свердловской области также действуют и предприятия по производству кирпича с небольшой в общем-то мощностью.
 
Основными потребителями кирпича, произведенного предприятиями строительной индустрии Среднего Урала, выступали как строительные предприятия Свердловской области, так и строители Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, а также частично Омской области (применительно к лицевому кирпичу). Можно заметить, что концентрация кирпичных производств в Свердловской области и их географическая удаленность друг от друга способствовали тому, что на территорию Среднего Урала практически не поступал привозной керамический кирпич из других регионов. Исключение составляли только поставки лицевого кирпича в пиковые месяцы строительного сезона. С другой стороны, невнимание заводов-производителей из других областей объяснялось тем, что в условиях ажиотажного спроса подавляющая часть их продукции поглощалась местными рынками. Производственные мощности практически всех кирпичных производств до недавнего времени были задействованы на 100%.
 
***
 
Вплоть до середины 2008 года рынок производства кирпича оставался одним из наиболее перспективных. Производители собирались увеличивать производственные мощности, эксперты в один голос прогнозировали дальнейший рост этого рынка. В Свердловской области отрабатывались с инвесторами проекты по строительству пяти кирпичных заводов: "РОСТЭП", "Магистраль" (Монолит), "Гросс-Групп", "Ренова". Общая производительность новых предприятий планировалась на уровне 1 млрд. шт. условного кирпича.
 
Звучали бодрые заявления инвесторов о планах по производству теплоэффективного кирпича поризованных керамоблоков, применение которых в строительстве не требует дополнительного утепления ограждающих конструкций. А долгосрочные прогнозы, рассчитанные до 2010 года, говорили о том, что только предприятия Свердловской области будут потреблять 674 млн. штук условного кирпича. Серьезные темпы роста потребления и развития новых производств были намечены и для Тюменской области.
 
Однако финансовый кризис внес коррективы в дальнейшие планы, сведя на нет все эти радужные прогнозы. Первая половина 2008 года характеризовалась повышенным спросом на кирпич. Производители держали самые амбициозные из своих цен. Большая часть кирпича была заранее выкуплена предприятиями-посредниками. В результате многие заводы не смогли оценить реальной ситуации на рынке и вовремя изменить свою политику. Достаточно сказать, что на протяжении 20002006 годов все производители кирпича устанавливали свои цены с учетом реальной конкуренции. Как правило, за основу брались цены "Ревдинского кирпичного завода", которые корректировались в сторону уменьшения для стимулирования рыночного спроса. В 2007-м и первой половине 2008 года ситуация изменилась. Заводы перестали отслеживать ситуацию на рынке кирпича и устанавливали цены, исходя из своих собственных представлений о сбыте. Наличие крупных перекупщиков способствовало тому, что цены на многих заводах Свердловской области превысили допустимые пределы.
 
Только в июле-августе наиболее крупные заводы начали чувствовать первые симптомы надвигающегося кризиса. На "Ревдинском кирпичном заводе" впервые за последние годы часть кирпича не была в пик сезона продана "с колес". Зимние "запасы" остались нереализованными на заводе "Стройкерамика". В то же время такие производства, как "Стройпластполимер", "Заречный" и "Уктус", не испытывали в это время проблем со сбытом. Тем не менее, уже в августе-сентябре началось определенное снижение стоимости кирпича. Начало этому процессу положил завод "Стройкерамика", где постепенно осознали проблемы будущего осенне-зимнего сезона. Постепенно цены начали корректироваться и на других заводах. В июле прайсовые цены заводов колебались от 6,3 до 6,7 за условную штуку кирпича. Самые дорогие прайсовые цены были заявлены на продукцию заводов "Заречный" и "Богословский кирпичный завод", традиционно ориентированных на Тюменский регион. Рыночные же цены составляли в Екатеринбурге (с учетом доставки) порядка 7,4 рубля за условную штуку.
 
Падение цен на протяжении сентября-октября составляло примерно 20 копеек в две недели. При этом некоторые заводы двигались быстрее, другие напротив практически не поменяли свою ценовую политику. В частности, "Богословский кирпичный завод" почти не изменил свои исходные прайсы, в то время как более крупный "Ревдинский кирпичный завод" достиг цены в 5,25,3 рубля за условную штуку (цена для компаний-посредников).
 
Изменилось и отношение к скидкам. Если ранее получить скидку от завода-изготовителя было практически нереально (исключение составляли, пожалуй, только заводы "Уктус" и "Стройкерамика"), то в настоящее время скидки являются наиболее действенным механизмом продаж для крупных клиентов из числа строительных компаний и перепродавцов. Рыночная цена в Екатеринбурге максимально начала приближаться к этим ценам. Посредники готовы работать в нынешних условиях с рентабельностью, близкой к 5%, чтобы хотя бы удержать рынок, покрыть расходы на аренду офисов и зарплату сотрудников. Стоит отметить, что сравнительно недавно прибыль посредников на этом рынке была весьма значительной, и накопленных средств хватит, по крайней мере, на ближайшие полгода.
 
***
 
Между тем объемы реализации продолжают катастрофически падать. Сами строители почувствовали это пока в недостаточной мере. Многие заводы-производители и крупные посредники ведут продажу в долг, поэтому кирпича на строительных площадках в настоящее время хватает. Но перспективы вырисовываются не совсем оптимистичные. Объекты начали замораживаться с пугающей быстротой, что, естественно, сказывается на сокращении объемов поставок. Уровень кредитов строительным организациям достиг критической отметки, и дальше в долг грузить товар становится уже слишком рискованно. К примеру, СМУ "Астон" из двенадцати запланированных объектов ведет только три. СМУ "Уралмаш" из пяти-шести начатых объектов в ближайшее время будет продолжать активное строительство только двух.
 
Стоит отметить, что последствия кризиса в наибольшей степени ощутили строительные компании Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где падение цен на нефть и газ приводит к еще более серьезному замораживанию начатых проектов. Именно Тюменский регион всегда был своеобразной палочкой-выручалочкой для строительной индустрии Свердловской области. Именно туда вывозилось порядка 3035% от выпускаемого на Среднем Урале кирпича. Сейчас же сократившиеся объемы потребления достаточно успешно закрываются там за счет "Винзилинского завода керамических стеновых материалов" (объем выпуска 75 млн. условных кирпичей в год) и другими более мелкими тюменскими производителями.
 
Безусловно, с наименьшими потерями этот кризис перенесут заводы с большой производительностью и гибким маркетингом, позволяющим подстраиваться под потребности каждого клиента. Рентабельность производства на крупных заводах заведомо выше, что позволит сравнительно безболезненно держать низкие цены на свою продукцию. Мелкие и средние заводы не могут продавать кирпич ниже себестоимости, которая у них достаточно высока. На заводе "Стройкерамика" эта цифра составляет, к примеру, порядка 4,9 рубля за условную штуку. На "Ревдинском кирпичном заводе" порядка 4,5 рубля. В пору расцвета эта разница не имела большого значения, сейчас же она выходит на первое место и определяет условия выживаемости предприятия.
 
Также следует отметить, что в среднем по Свердловской области степень износа существующих мощностей составляет 75%. Это обусловлено тем, что большая часть кирпичных заводов области существует на протяжении 3040 лет без коренной модернизации и обновления оборудования. Далеко не все производства стремились в относительно благополучные годы вкладывать полученные сверхприбыли в модернизацию основного производства, откладывая это "на потом". Сейчас на модернизацию уже просто может не хватить средств. Еще одна проблема практически всех предприятий высокая энергоемкость производства. На себестоимости их продукции сразу же сказывается повышение цен на энергоносители. И это снова вопрос обновления технологий.
 
Аркадий ПУЧКОВ

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"