Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (103) - 2010

Журнал № -

Саморегулирование. Опыт регионов

Защищать отрасль и создавать позитивную среду для развития полноценной модели саморегулирования

Как выстроить грамотную систему саморегулирования в строительстве? Этим вопросом сегодня озабочено профессиональное строительное сообщество. Вновь, уже в который раз, власть и бизнес разделяют законодательные неточности, разночтения нормативной документации, завидное постоянство изменения «правил игры» на строительном рынке.
Особенно тревожат строителей попытки чиновников сократить перечень строительных работ. Такая позиция, по их мнению, не лучшим образом отразится на качестве и безопасности строительства. В итоге неурегулированным окажется значительный объем строительной деятельности.
Активную позицию в решении этих задач заняла саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Строители Урала». В открытом письме президенту Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве Е.В. Басину руководители СРО «Строители Урала» и Союз строителей Урала представили свои предложения по совершенствованию «Перечня видов работ».

«Уважаемый Ефим Владимирович!

Изменения в Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденные приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года №624, более структурированы по содержанию и форме и понятны для изыскателей, проектировщиков, строителей. Однако виды работ, отмеченные звездочкой, на наш взгляд, сводят на нет разумную необходимость появления качественно нового Перечня видов работ. Принимаемый документ, несмотря на отсутствие теории научного познания и анализа, явно требует кардинального приближения к реальности:
– не прописан порядок вступления в силу нового приказа, механизм его реализации и каковы должны быть действия уполномоченных федеральных органов в части регламентных процедур документооборота по наделению саморегулируемых организаций правом выдачи Свидетельства о допуске на работы, установленные приказом №624;
– непонятна судьба ранее выданных Свидетельств по приказам №274 и 480 и что в этой связи делать саморегулируемым организациям, сколько тонн вновь разработанной документации придется снова везти в Москву в связи с перерегистрацией в Ростехнадзоре РФ.
Возникает вопрос: какое количество времени соискателям строительной деятельности находиться без работы? Кто просчитал экономические последствия для всей страны от выхода «в свет» нового Перечня при заключенных долговременных договорах с начала 2010 года?
В условиях тяжелого экономического кризиса неурегулированность всех этих вопросов может привести к социальной напряженности и остановке строительства многих строек в регионах Россия. Все это не сообразуется с основными направлениями деятельности Правительства РФ на среднесрочную перспективу, где локомотивом развития российской экономики определена строительная отрасль.

Нами не поддерживаются инициативы по сокращению Перечня работ в том виде, которые предложены разработчиками в изменениях в приказ № 624. Мы присоединяемся к многочисленным предложениям строительного сообщества различных регионов России о наложении моратория на принятие новых приказов на несколько лет. Нужно оставить саморегулируемые организации и строителей в покое, дать им возможность и время апробировать на практике ранее принятые приказы. Разработчикам прописать универсальную модель перехода на новый Перечень работ, согласованную с федеральными ведомствами, национальными объединениями, установить реальные сроки внедрения.
Примечание к изменениям Перечня видов работ приказа №624 Минрегиона России предлагаем исключить, в том числе убрать все «звездочки».
На строительстве объектов всегда действовали и действуют единые технические нормативы, и соблюдение требований проектной документации для субъектов строительного процесса одинаково как для малого бизнеса, так и для крупных организаций. На основе отечественной и мировой практики строительства каждый исполнитель строительной продукции должен иметь допуск, так как строительство связано с повышенной опасностью. Малому и среднему бизнесу необходима экономическая поддержка в другом виде – преференции, снижение налоговой нагрузки, разумная кредитно-финансовая политика и другое.
Проведение либерализации в технической политике строительной отрасли считаем крайне недопустимым. Сегодня нормативно-правовая база полна противоречий и характеризуется системным отставанием своевременного принятия подзаконных актов. Что первично? Технический регламент или перечень видов работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства? В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом «О техническом регулировании» вначале следует принять технические регламенты, своды правил, а затем последовательно вводить Перечень видов работ. В данном случае все делается с точностью до наоборот. Вследствие чего за короткий промежуток времени становления системы саморегулирования изменения в перечень видов работ, сказывающих влияние на безопасность, вносятся в третий раз. Нельзя не согласиться, что «изменения» вызовут «шоковую терапию» для всех СРО и строительной отрасли.
Может быть, в качестве альтернативного варианта разумнее было бы утвердить Перечень работ, аналогичный Составу работ по видам деятельности – на проектирование, строительство и инженерные изыскания, который был утвержден Госстроем России? Достаточно ясный и понятный для участников строительного рынка России нормативный документ.
При этом строительство зданий «до 3-х этажей и не более 1500 кв. метров», а это детские сады, школы, больницы, спорткомплексы, магазины, кинотеатры, клубы, пансионаты и другие объекты с массовым пребыванием людей, должно осуществляться любыми лицами, имеющими Свидетельство о допуске к работам, иначе это приведет к снижению эксплуатационной надежности и качества работ.
Уже давно назрела целесообразность введения поэтапного страхования строительных рисков с принятием отдельного закона «О страховании объектов капитального строительства в РФ».

В настоящее время сложилась крайне неблагоприятная обстановка при получении государственных и муниципальных заказов участниками размещения заказа после отмены проведения торгов.
Размещение заказов путем проведения аукциона создало нетерпимые условия для участия в них добросовестных исполнителей и привело к возникновению и расцвету новых форм вымогательства и коррупции. Некоторые фирмы в качестве бизнеса избрали специализацию по участию в аукционах с целью получения «откатов».
Абсурдность проведения аукциона перечеркивает и ставит под сомнение правительственные решения о проверке достоверности стоимости объектов и порядке организации государственной экспертизы проектной документации.
Кроме того, неэффективно осваиваются бюджетные средства, зачастую срываются сроки строительства, заказы передаются неквалифицированным подрядчикам, заявившим наименьшую цену. Принятие приказа № 624 позволит «заявляться» на аукцион любому лицу без допуска и приведет к стагнации исполнения государственных заказов.
Пора вносить радикальные изменения в законодательство о порядке размещения государственных и муниципальных заказов по объектам капитального строительства. Мы считаем, что размещение строительных заказов путем проведения конкурсов позволит в значительной мере исключить негативные явления, возникшие при проведении аукционов, повысит качество работ и безопасность строительных объектов.
В то же время с переходом отрасли на саморегулирование застройщики (заказчики) выдвигают безумно необоснованные требования к участникам размещения заказа, беспрецедентно игнорируя роль генеральных подрядчиков и генпроектировщиков. Например, при строительстве или капитальном ремонте линейных сооружений, инженерных коммуникаций они требуют от участника размещения заказа наличия в Свидетельстве о допуске всех пунктов (с 1 по 35!), вплоть до работ по строительству метрополитенов, горнопроходческих, водолазных и т.д., не имеющих к предмету аукциона никакого отношения. Данная тенденция просматривается в первую очередь у заказчиков естественных монополий.

В заключение можно сделать следующий вывод. Рассматривая текст приказа (когда утрачивают силу приказы № 274 и 480), по существу, в силу инерционности экономическо-управленческой системы и разобщенности ведомств, все саморегулируемые организации автоматически могут потерять свой статус, так как лишаются краеугольного инструмента в процессе управления в саморегулировании – перечня видов работ. Это повлечет очень серьезные последствия – количество саморегулируемых организаций резко сократится.
После вступления в силу приказа № 624 становится все более очевидным, что предпринимательская деятельность в строительстве, к сожалению, будет лишена соответствующего контроля и надзора, а это приведет к снижению безопасности возводимых объектов. В связи с этим в принципиальном плане необходимо профессионально защищать отрасль и создавать позитивную среду развития полноценной модели саморегулирования в строительной деятельности, главным предназначением которой, на наш взгляд, является формирование материально-технической базы конкурентоспособной рыночной экономики».

Открытое письмо подписали:
генеральный директор НП «Строители Урала», член президиума Союза строителей Урала                    Виктор Терентьев

Президент Союза строителей Урала           Виктор Ткачук


При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"