Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (103) - 2010

Журнал № -

Саморегулирование. Опыт регионов

Вступление в СРО: найти «своего» среди «чужих»

В конце прошлого года в Екатеринбурге прошла межрегиональная практическая конференция-семинар «Неизбежность перехода строительной деятельности в СРО. Проблемы, актуальные вопросы и пути решения. Взаимодействие с органами государственной власти». Организатором форума выступило ЗАО «Межрегиональное управление по промышленной и экологической безопасности». Освещение мероприятия было начато в предыдущем номере журнала, сегодня его завершает доклад генерального директора СРО НП «Союз строительных компаний Южного Урала» Натальи МАРКИНОЙ. 

Роль рейтинговых исследований в процессе осуществления строительной деятельности трудно переоценить. В каждом регионе РФ такая работа ведется с разной степенью успешности. Так, особой популярностью в Челябинске в конце 90-х годов пользовались ежегодные обзоры «С кем бы я хотел работать в строительстве?», составляемые Территориальным лицензионным центром строительной деятельности. Не стал исключением и современный период, когда особенно важно обладать достоверными сведениями о деловой состоятельности и надежности партнеров – застройщиков, заказчиков, подрядчиков, генподрядчиков, проектировщиков.
Один из способов – построение на основе разносторонней информации соответствующих рейтингов. Особенно необходимы характеристики деловой состоятельности и надежности при проведении конкурсов, торгов, тендеров. Не является исключением и деятельность СРО. Рекламной информации здесь совершенно недостаточно из-за ее тенденциозности и поверхностного отражения деловых характеристик. Для взаимодействующих субъектов со сложным составом работ и длительными сроками их выполнения требуются более обоснованные данные.
Реестры проектных, строительно-монтажных организаций, банков, страховых компаний с основными параметрами деловой и финансовой деятельности, уровнем их надежности необходимы, прежде всего, для установления контактов, а методические рекомендации с едиными правилами определения рейтинга организаций могут стать универсальным инструментом для исполнительных дирекций СРО при принятии решения о выдаче Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Это не значит, что рейтинговые оценки могут существенно повлиять на процесс принятия решений. Но обоснованная оценка надежности строительной компании ложится в основу методик плановых проверок как в период вступления строительных организаций и индивидуальных предпринимателей в СРО, так и в дальнейшем.
Все это определяет актуальность поставленной задачи по разработке механизма рейтинговой оценки организаций, осуществляющих деятельность в строительстве. Здесь одинаково важны как сами оценки деловой состоятельности проектных, строительно-монтажных организаций, отражаемые в рейтинговых группировках, так и методические рекомендации по определению рейтинга.
Данную работу в СРО должна осуществлять экспертная комиссия (как, например, в НП «ССК ЮУ»). Мнение членов экспертной комиссии носит рекомендательный характер, складываясь из двух основных параметров:
– количественная оценка критериев надежности;
– экспертная оценка общественного мнения и деловой репутации.
Экспертной комиссией разрабатывается методика определения уровня надежности предприятий строительного комплекса, которая является основным инструментом, с помощью которого экспертная комиссия определяет объем плановой проверки члена СРО.
При этом экспертная комиссия руководствуется тремя основными принципами: объективность, достоверность, открытость. Надежность компании может определяться наличием трех обязательных факторов:
– положительная финансово-хозяйственная история, свидетельствующая об исполнении своих обязательств;
– способность выполнять свои обязательства в настоящее время;
– намерение выполнять свои обязательства в будущем.
При этом выводы по первой группе факторов могут быть сделаны из анализа дебиторско-кредиторской задолженности за три года на основе проверки ежеквартальных финансовых отчетов; динамики сдачи объектов строительства; исполнения плановых показателей; наличия рекламаций по качеству сдаваемых объектов от покупателей и контролирующих органов. По второй группе – из наличия необходимых квалифицированных кадров; наличия системы контроля качества производимых работ и сдаваемых объектов; наличия всех разрешительных документов; из анализа текущих финансовых показателей. По третьей группе – из состава собственников и структуры капитала.
Дополнительными факторами, влияющими на мнение экспертной комиссии, могут являться:
– сведения о наличие в строительной компании собственной материально-технической базы; сведения о наличии страхования строительной деятельности; сведения о наличии рекламаций, жалоб, замечаний на качество выполненных работ.
К факторам, характеризующим надежность компании, следует отнести:
– срок работы на рынке не менее полутора лет;
– наличие всех разрешительных документов;
– отсутствие фактов отзыва лицензий;
– непрерывное наличие обязательного количества квалифицированных ИТР, наличие действующих документов о повышении квалификации и профессиональной аттестации;
– наличие действующей системы контроля качества работ (положение, должностные инструкции, стандарты предприятия, приказы и распоряжения);
– соответствие значений факторов надежности установленным нормативным уровням;
– положительная динамика средней скорости и среднего срока строительства объектов за период;
– отсутствие просроченных обязательств по сдаче объектов в эксплуатацию.
Экспертная комиссия может выбрать следующие критерии оценки надежности СК:
– организационно-технологическая и техническая надежность (обеспеченность основными фондами, материальными ресурсами, кадровым потенциалом, уровнем специализации, обеспеченность строительной техникой, уровень износа производственных фондов);
– производственная надежность (объем производства строительной продукции, эффективность использования основных фондов, производительность труда, соблюдение сроков и стоимости строительства);
– финансовая надежность (показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, рентабельности), наличие системы оценки собственных и репутационных рисков;
– конкурентоспособность продукции (стоимость и качество строительной продукции).
По результатам работы экспертная комиссия формирует объем плановой проверки, рекомендации ложатся в основу задания на проверку (с выездом на место, без выезда на место и т.п.).
Организации строительного комплекса регионов должны определиться с саморегулируемыми организациями, в которые они планируют вступать. Здесь, безусловно, каждому учредителю юридического лица (или индивидуальному предпринимателю), осуществляющему строительство, необходимо подобрать себе СРО по признакам, наиболее совпадающим со стратегией развития и деятельностью организации. Будет ли это региональное или общероссийское СРО, СРО с узкой специализацией или без нее, «элитный клуб» с внушительным вступительным взносом или СРО с «европейскими требованиями», решать самим организациям. Тут главное, соблюсти те «правила игры», установленные в каждом конкретном СРО, те требования СРО, которые, с одной стороны, не могут быть ниже уровня, заданного частью 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, но и в то же время соответствовать уровню требований, утвержденных НП. А они могут в различных СРО существенно различаться (в специализированных СРО, безусловно, эти требования будут на порядок выше, жестче).
Например, СРО, специализирующиеся на строительстве особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, будут в обязательном порядке принимать только профессионалов, не на бумаге, а на деле продемонстрировавших свой профессионализм. Поэтому квалификационные требования к работникам организации, требования к уровню и профилю их образования, квалификации и профессиональной аттестации, стажу работ, численности, выставленные тем или иным СРО, могут стать для ряда организаций строительного профиля неподъемными.
На сегодняшний день причины отказа для приема в члены СРО сформулированы четко:
– несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ;
– непредставление заявителем документов в объеме требований, установленных частью 2 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ;
– наличие у заявителя выданного другой СРО того же вида Свидетельства к определенному виду или видам работ.

Несколько слов о деятельности НП «Союз строительных компаний Южного Урала». После вынесения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору решения от 24.08.09 № АФ-59/13-сро о регистрации НП «Союз строительных компаний Южного Урала» в качестве саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (регистрационный номер СРО-С-030-24082009), деятельность исполнительной дирекции партнерства была существенно скоординирована. Помимо достижения основных целей (предупреждение причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу, окружающей среде и повышение качества выполнения строительства), ее деятельность была дополнительно направлена на формирование механизма выдачи Свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Для этой цели был упорядочен штат сотрудников исполнительной дирекции партнерства, в частности был сформирован консультационный центр, укомплектован специалистами департамент нормативного регулирования и контроля, образована квалификационная комиссия, которой партнерством делегировано право выдачи (отзыва, приостановки) Свидетельства о допусках к работам. Разработана инструкция по прохождению документов при подаче заявлений о выдаче допусков к работам.
Проверка соблюдения требований к выдаче Свидетельств о допуске кандидатов проводится с привлечением практически всего аппарата исполнительной дирекции. Срок проверки определен в 30 дней. На начальном этапе консультационный центр совместно с департаментом координации деятельности знакомят кандидатов с существующими требованиями к выдаче Свидетельства о допуске. Требования вынесены на сайт, адаптированы под системы контроля качества выполнения работ, сложившиеся в организациях. На этом этапе кандидатом формируется и представляется по описи заявление о выдаче допуска к работам с приложением необходимых документов.
На следующем этапе департаментами права, координации деятельности, нормативного регулирования и контроля, а также учебно-аккредитационным центром проверяются правильность оформления представленных документов, обоснованность заявленных требований (видов работ). На этом же этапе определяется необходимость проверки кандидата (на это влияют многие факторы: отзывы заказчиков, опыт работы в организации, наличие сведений о функционировании системы контроля качества выполняемых работ и т.п.). При выявлении значительных несоответствий кандидату направляется информационное письмо с просьбой доукомплектовать представленные документы, дать необходимые пояснения (срок на это устанавливается, как правило, до двух недель).
По окончании установленного срока департаментом нормативного регулирования и контроля (с привлечением необходимых специалистов) составляется акт итоговой проверки, который направляется на утверждение генеральному директору партнерства. Тем же департаментом формируются рекомендации кандидату по осуществлению строительной деятельности в соответствии с требованиями нормативных актов, действующих в области строительства; устанавливаются сроки устранения так и не устраненных кандидатом малозначительных несоответствий (до двух месяцев). Далее все материалы направляются в квалификационную комиссию (собирается еженедельно), которая принимает решение о выдаче, отказе в выдаче или приостановлении выдачи (до двух месяцев) Свидетельства о допуске к работам.
Сроки устранения имеющихся несоответствий контролируются в дальнейшем департаментом нормативного регулирования и контроля в ходе плановых проверок.
Но департамент нормативного регулирования и контроля нацелен не только на деятельность по выдаче Свидетельств о допуске к работам. Им ведется работа как по разработке документов, регламентирующих внутреннюю деятельность исполнительной дирекции, так и по разработке стандартов саморегулируемой организации.
С привлечением интеллектуального потенциала региона разрабатывается стандарт по системам контроля качества выполнения работ. Для этой цели, в основном, адаптируются под потребности времени стандарты таких предприятий, как Главюжуралстрой, трестов ЧГС и ЧМС. Будет разработан стандарт и по организации строительного производства (старые СНиПы на эту тему либо отменены, либо носят рекомендательный характер). Хотелось бы иметь стандарты с требованиями к конкретным видам работ для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (но здесь без поддержки ученого сообщества и объединенных усилий различных СРО, прежде всего Урала и Сибири, не обойтись).
Уже в начале 2010 года партнерство намерено приступить к плановым проверкам своих членов, имеющих допуски к работам. С помощью экспертов, часть из которых войдут в штат департамента нормативного регулирования и контроля, а часть будет привлекаться по договорам подряда, будут осуществлены выездные осмотры строительных площадок и имеющегося в строительных организациях имущества. Указанные эксперты в полном объеме проверку проводить не будут, их задача – предоставление достоверной информации о проверяемой организации партнерству. После чего, с использованием всех подразделений исполнительной дирекции, будет осуществлена плановая проверка.


При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"