Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №3 (104) - 2010

Журнал № -

Саморегулирование. Проблемы и решения

На принципах профессионализма, деловой этики и чести

С обстоятельным анализом основных проблем перехода строительной отрасли к саморегулированию перед участниками расширенного заседания Союза строителей Урала в Ижевске выступил генеральный директор СРО НП «Проектные организации Урала», член президиума Союза строителей Урала Виктор ТЕРЕНТЬЕВ. Федеральным законом РФ № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты» введен механизм перехода на демократические методы регулирования в градостроительной деятельности – создание модели совместного государственного и общественно-правового саморегулирования. Цель всех нововведений – усилить ответственность строителей, проектировщиков за причинение вреда жизни и здоровью людей и ущерба обществу при выполнении членами СРО работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за качество предоставляемых услуг. Саморегулирование также должно повысить качество работ, выполняемых строительными компаниями. Это преимущество базируется на постоянном контроле строительных компаний со стороны самих саморегулируемых организаций. Строительная отрасль только что перешла от лицензирования к саморегулированию. Проделана огромная работа, есть первые положительные результаты, но система СРО только-только начинает становиться на ноги, многое не совсем ясно в законодательстве и многое зависит лишь от грамотных и здравых действий саморегулируемых организаций, их органов управления, чья деятельность зиждется на принципах профессионализма, деловой этики и чести. Только тогда будет обеспечиваться цивилизованное развитие этого института гражданского общества. Государство предоставляет возможность самим членам СРО разрабатывать стандарты и правила и строго их соблюдать. Союзы строителей Урала, Тюменской области стали инициаторами создания двух некоммерческих партнерств. НП «Строители Урала», «Проектные организации Урала» сдали документы в Ростехнадзор 3.12.2009 года и получили статус саморегулируемой организации под № 171 и под № 112. После внесения изменений в приказ Минрегиона России № 274 от 21.10.2009 г. № 480 (вступил в силу 9 января 2010 г.), которые дополнили работы по функциям генерального проектировщика, заказчика, технического надзора, генерального подрядчика, по обследованию зданий и сооружений, уполномоченными органами-исполнителями не был прописан механизм реализации этих изменений. С нашей стороны был разработан полный пакет документов и 19 января текущего года сдан в Ростехнадзор РФ. 4 февраля 2010 г. мы первыми в России получили разрешение на выдачу Свидетельств о допуске по приказу Минрегиона России от 21 октября 2009 г. № 480. Таким образом, у нас имеется полный пакет нормативных документов по системе саморегулирования. В настоящее время отлажена система принятия в члены саморегулируемой организации, выдачи Свидетельств о допуске. Страхование гражданской ответственности составило 1778,4 млн. рублей при минимальном нормативе 190,7 миллиона. Организационная структура СРО НП «Строители Урала» такова: в Перми расположен центральный офис, в Екатеринбурге, Кургане, Тюмени функционируют филиалы, в настоящее время создаются два отделения в Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Профессиональное сообщество признает, делать полноценные выводы об эффективности реформирования и переходе на саморегулирование пока рано, системе надо дать время устояться. Безусловно, отрасль нуждалась в переменах, однако саморегулирование – в его нынешнем виде – с трудом можно назвать достойной заменой старой системы. Вместо того, чтобы решать проблему сообща, государство переложило на строительное сообщество всю ответственность, вверив несформировавшимся еше саморегулируемым организациям управление строительной отраслью. В результате половина фирм и предприятий вынуждена прекратить свое существование или уйти в теневой сектор экономики. Особо следует отметить, что саморегулируемые организации непосредственно производственной деятельностью не занимаются, что со временем приведет к нарушению организационной системы управления в строительстве. Напомню, основная дискуссия при принятии закона о саморегулируемых организациях развернулась вокруг деятельности малого и среднего бизнеса в новых условиях хозяйствования. Призывы по созданию необременительных условий по отношению к малому бизнесу в виде снижения компенсационных взносов так и не были услышаны законодателями. Сегодня наибольшая проблема видится в отсутствии законодательной основы по множеству различных аспектов строительной деятельности и некомпетентности законодательства в сфере технического регулирования в строительстве и градостроительной деятельности. Мы отмечаем, что техническое регулирование не соответствует современным требованиям. Закон № 184-ФЗ по разработке технических регламентов не выполнен. За семилетнюю историю его действия принято всего только 11 регламентов (из 450). С 2002 года в строительстве последовательно отменялась существовавшая система технических нормативов, без установления иной адекватной системы. Была отменена государственная система сертификации строительных материалов. И только 30 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в котором устанавливалась норма об обязательном перечне национальных стандартов и сводов правил. Заниматься работой по внесению изменений в СП и СНиПы должны только профессионалы, а усовершенствовать их – главная задача национальных объединений, хотя, на мой взгляд, без главенствующей роли государства здесь не обойтись. Надо признать, что в последние годы мы не успеваем следить за нормативной базой. Как правило, в последнее время из Москвы шлют телеграммы с предложениями по внесению изменений в «свежеиспеченные» законы и нормативные правовые акты: к примеру, в технические регламенты «О безопасности зданий и сооружений», «О требованиях пожарной безопасности» и т.д. В результате этого Постановление Правительства РФ от 16.02.2006 г. № 87 не соответствует отдельным статьям Градостроительного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 3.02.2010 г № 48 явно пролоббировано крупным бизнесом и не прошло антикоррупционную экспертизу, набили всем оскомину несовершенство целостной государственной системы сметных нормативов и несостоятельность закона № 94-ФЗ о конкурсах и аукционах. После вступления в силу законодательства о саморегулировании в отрасли стали очевидными следующие моменты. К Федеральному закону № 148-ФЗ так и не представлены финансово-экономические обоснования. Последствия от внедрения саморегулирования в отрасли приведут к монополизации рынка, созданию элитарного круга избранных и категории отверженных, а то и к тому же неизбежному увеличению стоимости строительных работ и услуг. В связи с вступлением в силу настоящего закона давно пора бы внести поправки в федеральные законы, регламентирующие деятельность и правоотношения физических и юридических лиц в саморегулируемых организациях: Гражданский (ст.49) и Налоговый кодексы РФ, законы № 1488-1 (ст.6); № 39-ФЗ (ст.4); № 160-ФЗ (ст.20), № 94-ФЗ, Уголовный кодекс и другие законодательные акты. Безопасность строительства напрямую зависит и от того, из чего строители возводят сооружения и объекты. Из процесса саморегулирования «выпала» важнейшая фундаментальная подотрасль – строительная индустрия, которая не регламентируется в нашей стране более 12 лет. Понятно, что даже самая современная компания не сможет качественно выполнить работы из «плохого» материала. По нашему мнению, необходимо выступить с инициативой о включении в приказ Минрегиона России – в перечень видов работ – осуществление работ по производству строительных материалов и конструкций, правда, для этого потребуется некоторое время для тщательного исследования данного вопроса. Прошлый год можно назвать наиболее проблемным и тяжелым за последние два десятилетия. Субсидии сократились, были сведены до минимума государственные проекты по строительству и капремонту. Мировой кризис заставил строителей задуматься, многим пришлось покинуть рынок, остались только те, кто действительно способен работать. Масштабность и глубина кризисных процессов в строительной отрасли на территориях существенно разнятся. В России введено жилья 59,8 млн. кв. метров, или на 6,7 % меньше уровня прошлого года. В стране строится в среднем 0,42 кв. метра на одного человека. По субъектам Российской Федерации приведу только те регионы, которые входят в наш Союз строителей Урала: Тюменская область ввела 1988,9 тыс. кв. метров жилья и занимает в России 7 место, Свердловская область – 1594,4 (9 место), Пермский край – 675,5 (26 место), Удмуртская республика – 456 тыс. кв. метров (38) Курганская область ввела 286,6 тыс.кв. метров (52 место). По вводу жилья на одного жителя Тюменская область занимает 7 место, Свердловская область –31 место, Пермский край – 61 место, Удмуртская республика – 45 – 47, Курганская область 26 – 30 место. На основе приведенных данных можно сделать вывод, что благоприятного инвестиционного климата в России не создано, в том числе для организаций строительной отрасли. Оценка инвесторами делового климата в нашей стране нелицеприятна, в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась до 120-го места из 183 стран. Сейчас текущий уровень инвестиций к ВВП составляет около 20 процентов и по сравнению со странами, которые активно развивались, уровень инвестиций должен приближаться к 30 процентам от ВВП. Необходимо преодолевать такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма. Определяющим моментом для многих строительных организаций региона стали размеры вступительных и членских взносов. И если сумма вступительного взноса составляет в среднем по России 50 тыс. рублей, а членского годового – 60 тыс., то в НП «Строители Урала» суммы взносов дифференцированы в зависимости от количества работающих. Существует другой подход – от заявленного количества видов работ, которые планирует осуществлять организация, и думаю, что в перспективе мы перейдем на этот показатель. В соответствии со статьей 55.20 закона № 148-ФЗ Уставом партнерства и требованиями Ростехнадзора РФ – саморегулируемая организация должна являться членом Национального объединения (в противном случае ее исключат из Государственного реестра СРО). Для этого установлен вступительный взнос в сумме 500 тыс. рублей с каждой СРО. Кроме того, утверждены целевые взносы – в размере 5 тыс. руб. в год с каждого члена в НОСТРОЙ. Эта «рента» определена I съездом строителей в конце 2009 года. И это без учета мнения региональных саморегулируемых организаций! Как известно, Минрегион России подготовил приказ от 30.12.2009 г. № 624 «О новом перечне видов работ...» В него недавно опять внесены изменения, которые меняют терминологию состава работ, вне поля регулирования оказывается более чем половина субъектов рынка жилья, что представляется опасным для жизни населения. Попытки сократить виды строительных работ под предлогом защиты малых предприятий могут свернуть на нет систему контроля качества. Из 760 видов работ, которые были первоначально, сделали 270, но и они не устроили не причастных к отрасли ФАС и МЭР. Мы обратились в НОСТРОЙ и Минрегион России с официальными письмами о наложении моратория на принятие новых приказов, в противном случае это приведет к стагнации саморегулируемых организаций и обрушению строительного рынка России, так как отсутствуют нормы и механизм вступления в силу новых изменений данного приказа. Нами было предложено продлить действие выданных Свидетельств о допуске до 31.12.2010 года для того, чтобы СРО успели разработать новые документы (требования к выдаче Свидетельств о допуске, стандарты СРО и правила саморегулирования). В проекте изменений данный пункт вообще оказался исключенным, не содержится норм, откладывающих его вступление в силу. За небольшой промежуток времени СРО НП «Строители Урала» и СРО НП «Проектировщики Урала» проведена большая организационная работа: – принято участие в совещаниях в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в Москве; – на совещании у президента Российского Союза строителей России В.А. Яковлева обсуждены вопросы о взаимодействии общественных организаций и СРО по координации усилий в области совершенствования законотворческой деятельности; – с руководителем Ростехнадзора по Западно-Уральскому территориальному ок­- ругу и с руководителем ФАС по Пермскому краю проведены совещания, на которых были очерчены вопросы по созданию системы отношений между СРО НП и надзорными органами, внесения конструктивных изменений в проведение аукционов по строительству объектов для государственных и муниципальных нужд; – в Тюмени проведено общее собрание нашего филиала СРО НП «Строители Урала» с охватом около ста организаций – членов СРО и участием членов Союза строителей Тюменской области и так далее. Сегодня строительное сообщество обеспокоено появлением на рынке большого количества некоммерческих партнерств, создаваемых теми, кто имеет к строительству весьма отдаленное отношение, нацеленных исключительно на торговлю допусками. Велика вероятность исчезновения таких организаций, что приведет к появлению не только «обманутых дольщиков», но и «обманутых строителей». Поэтому мы крайне заинтересованы в их выявлении, в первую очередь с помощью территориальных представителей Национальных объединений. К сожалению, то, что предпринимается сегодня законодателями, не выдерживает никакой критики. Увеличение размера компенсационного фонда до 5000 тыс. рублей для генподрядчиков, 1500 тыс. рублей для генпроектировщиков, а для малого бизнеса до 500 тыс. рублей идет вразрез с президентскими решениями о поддержке реального сектора экономики и предпринимательства. В условиях финансового кризиса при отсутствии средств у строителей такая законодательная инициатива не поддается логике здравого смысла. Нужно подключать строительные сообщества, депутатов, вплоть до обращения к президенту России, требуя прекращения экспериментов над строительной отраслью. Мы приняли основные направления деятельности наших саморегулируемых организаций, которые направлены на консолидацию усилий членов СРО по соблюдению требований выдачи Свидетельств о допуске, правил и стандартов СРО. Они достаточно напряженные, но принципиально хотелось остановиться на ряде аспектов. Первое. Формирование и совершенствование правил и стандартов саморегулирования. Не получилось, как и прогнозировалось, введения выверенной и грамотной системы саморегулирования из-за многочисленных «разногласий», «разночтений», «разрозненности» среди представителей как власти, так и строительного сообщества. Сегодня этому мешает отсутствие координирующего механизма для разных направлений хозяйственной деятельности в строительной отрасли. К примеру, в докладе Минрегиона России по итогам работы за 2009 год и задачах на 2010 год на коллегии 19 марта проблемам СРО было уделено всего только два предложения. Процитируем: «Особое внимание мы уделим работе с саморегулируемыми организациями в строительстве. Сегодня их зарегистрировано уже 376, и Минрегион готов осуществлять с ними координационное взаимодействие». Если смотреть в динамике, безвыходная ситуация – до сих пор законодатель не определил основные принципы установления саморегулирования: – обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; – установление единого перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вдумайтесь в словосочетание этих понятий, и кто это придумал? Из-за разного толкования данной терминологии чиновники зашли в тупик, вносят постоянно в приказ Минрегиона изменения, хотя большинство работ оказывают влияние на безопасность, ведь стройка всегда является объектом повышенной опасности; – установление единого порядка саморегулирования на территории Российской Федерации; – гласность и открытость саморегулирования; – соблюдение законности при осуществлении саморегулирования. Второе. Нам предстоит ответить на самый тяжелый вопрос: «Как реанимировать строительный рынок, как защитить членов СРО от произвола бюрократии, снижения административных барьеров, неправомерных действий заказчиков?». Организация и управление инвестиционным процессом сегодня не соответствует мировому уровню. Например, за рубежом сроки проектирования объекта составляют в среднем один год, у нас же со всеми согласованиями и утверждениями – от 3 до 5 лет. В результате затягиваются все сроки строительства, на выходе технологии уже устаревают, как финальный аккорд – мы отстаем от развитых стран и поэтому неконкурентоспособны. А если говорить об отношениях компаний с государством, то у нас ситуация вообще критическая. Россия по такому показателю, как получение разрешения на строительство, занимает 182 место из 183 стран мира. Например, сбор необходимых подписей для начала строительства объекта в России занимает более 700 дней, тогда как в Швеции – 116. За последние 20 лет мы практически не построили производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции. Необходимо совершенствовать работу по ценообразованию и сметному нормированию через Региональный центр ценообразования и сметного нормирования нашего НП «Строители Урала», который нами создан впервые в России в рамках саморегулирования. Мы также намерены расширять географию влияния НП «Строители Урала» в Уральском экономическом регионе через участие в региональных выставках, научно-технических конференциях, семинарах, поддержке интеграционных связей среди субъектов строительного рынка членов СРО. Президентом РФ в основных направлениях развития российской экономики делается ставка в первую очередь на поддержку строительной отрасли, которая на примере мирового опыта выводила страны из «глобальных кризисов» через строительство жилья, автомобильных дорог, инженерной и социальной инфраструктуры, тем самым повышая потребительский спрос и жизненный уровень населения. Задачи, которые поставлены по модернизации экономики, совершенно очевидно, невозможно решать без инвестиций, инвестиций в новые технологии, в обучение и так далее. И поэтому модернизационное развитие страны должно быть основано на инвестиционной модели роста, которое реализуется именно через капитальное строительство. Уверены, что в этом процессе необходим открытый диалог власти и бизнеса с участием саморегулируемых организаций и Союзов строителей, направленный на содействие развитию строительного комплекса регионов.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"