Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №3 (104) - 2010

Журнал № -

Энергоэффективность. Теория и практика

Модернизация под флагом энергосбережения

В Екатеринбурге прошла конференция на тему «Энергоэффективное здание: Энергоэффективная санация коммунальных жилых зданий», организаторами которой выступили Немецкое энергетическое агентство GmbH (Dena), Министерство регионального развития РФ, правительство Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Институт энерго­сбережения». На форуме обсуждались вопросы разработки и реализации инновационной платформы для немецко-российского партнерства в сфере энергосбережения. Участники конференции ознакомились с практикой применения энергоэффективных технологических решений в энергообеспечении зданий, представленной немецким энергетическим агентством «DENA» и компанией BASF. Немецкое энергетическое агентство содействует передаче современных технологий, инициированию проектов по кооперации модернизации региональной экономики. Почему была выбрана именно Свердловская область, пояснили представители «Dena», выступавшие на форуме. Средний Урал – это крупная экономически развитая территория с высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности. В то же время по причине утяжеленной структуры экономики с преобладанием металлургии и машиностроения регион сталкивается с такими проблемами, как необходимость технологической модернизации, защиты окружающей среды, снижения энергоемкости экономики. Проект «Разработка и реализация инновационной платформы для российско-немецкого партнерства по модернизации со Свердловской областью» стартовал еще в середине 2009 года. Первые рабочие шаги программы охватывают разработку проектных предложений в сфере энергоэффективности в зданиях, биоэнергетики, энергоэффективности инфраструктурных проектов и энергоэффективного сервиса. Агентство работает в кооперации с екатеринбургским «Институтом энергосбережения». На совещание были приглашены представители Минрегиона РФ, ряда федеральных структур, министры Свердловской области, а также руководители и специалисты агентства «Dena». Предлагаем вниманию читателей часть выступлений, прозвучавших на конференции. Мы пока только в начале пути Министр строительства и архитектуры Свердловской области Михаил Жеребцов озвучил наиболее актуальные задачи строительного комплекса региона, которые тесно связаны с модернизацией экономики Среднего Урала, с разработкой и реализацией в том числе программ по энергоэффективности и энергосбережению: – Уровень современной цивилизации, современного государства определяется уровнем развития высоких и энергосберегающих технологий. В настоящее время энергоемкость некоторых видов продукции, использующихся в строительстве, выше, чем во многих промышленно развитых странах, ввиду использования устаревших технологий и материалов. Существующий жилой фонд значительно изношен, имеет большую долю ветхого, аварийного и энергозатратного жилья, содержание которого ложится достаточно тяжелым бременем на бюджеты и на население. В этой связи энергосберегающий путь развития становится одним из высочайших приоритетов энергетической стратегии развития РФ, последовательной и основной задачей правительства Свердловской области. В разработанной и реализуемой министерством строительства и архитектуры Свердловской области областной инвестиционной программе развития производственной базы строительного комплекса на 2006–2010 годы предусмотрен переход на новые энергосберегающие технологии, оборудование и материалы. Программа имеет специальный раздел «Инженерное и энергосберегающее оборудование». Наиболее успешно в рамках этой программы проводится работа по внедрению систем поквартирного учета энергоресурсов. Так, в части кварталов новостроек Екатеринбурга устанавливаются приборы поквартирного учета и подомового учета тепла, электричества, потребления горячей и холодной воды. Информацию с датчиков поквартирного учета собирает компьютер, обрабатывает ее, позволяя отслеживать все неполадки. Таким образом, можно своевременно ликвидировать утечки и снижать затраты. Но это пока отдельные единичные примеры. С 2010 года такими системами должен быть оснащен каждый новый построенный дом. Так что, несмотря на первый опыт и достигнутые успехи, мы считаем, что находимся в самом начале пути. Мы заинтересованы во внимательном изучении практики немецких коллег в этой области, особенно в области законодательства и технологий, для того, чтобы эффективно и своевременно принять необходимые законы, используя этот опыт. Определить механизмы финансирования Заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Леонид Алексеев рассказал о выполнении программ реформирования ЖКХ, перспективах развития коммунального сектора и реконструкции жилых домов: – Приятно, что вопросы энергосбережения на практике начинают решаться, можно сказать, в сердце России – на Среднем Урале. Весной прошлого года Правительство РФ определило направления своей деятельности до 2012 года, которые требуют безотлагательного решения, и одним из них было названо повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. План действий по этому направлению был в целом одобрен правительством в январе, а общее руководство и контроль за разработкой проекта осуществлял нынешний губернатор Свердловской области Александр Мишарин. В части целевых индикаторов, на которые должны ориентироваться не только федеральные, но и региональные органы власти, обозначены вполне понятные, но по первому впечатлению, может быть, не вполне измеримые показатели, одним из которых значится удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг. Остальные показатели более измеримы, потому что основаны на данных статистической отчетности. Они направлены на повышение доли зданий бюджетной сферы и многоквартирных жилых домов, соответствующих действующему на момент проведения статистических обследований стандарту энергопотребления на квадратный метр. Вопрос определения таких стандартов должен быть решен в первом полугодии текущего года. Эти показатели нацелены также на увеличение количества многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт. Здесь ведущую роль играет деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ. Показатели направлены на снижение аварийности инфраструктуры и на увеличение доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, так как привлечение частного капитала повышает управляемость и заинтересованность в результате. Все эти показатели тесно увязаны и ложатся в основу федеральной целевой программы комплексной модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года и план мероприятий по реализации Федерального закона 261 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РФ». На федеральном уровне выпущено достаточно большое количество нормативных актов, направленных как раз на то, чтобы переосмыслить некоторые позиции и перейти на соответствующие интересам потребителей вопросы регулирования организаций коммунального комплекса и управления в жилищном секторе. Хотелось бы сказать несколько слов о комплексной Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 2 февраля 2010 года распоряжением правительства утверждена ее концепция, начата разработка с привлечением представителей экспертных сообществ, научных институтов. В некоторых фрагментах этой программы будет полезным использование неоценимого международного опыта. Цель программы обозначена как обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества при доступной стоимости и надежной эффективной работе коммунальной инфраструктуры. Это цель амбициозная, многоплановая, многозадачная. Основные принципы формирования федеральной целевой программы комплексного реформирования жилищно-коммунального хозяйства: комплексная поддержка муниципальных образований субъектов РФ на всех этапах, внимательное участие в оценке результатов тех проектов, которые будут реализовываться, проведение банковского проектного финансирования. Хочу подчеркнуть, что ведется планомерная работа как с крупными российскими банками – государственными или с государственным участием, так и с международной финансовой корпорацией, мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития. Помимо финансовых инструментов, которые имеют эти организации, предлагается также использовать их выход на международный опыт, на те организационные и технологические решения, которые применялись в других странах и могут быть применимы и у нас. Сама программа будет разбита на два направления, соответственно будет уделено внимание как развитию коммунального сектора, так и реконструкции жилых домов. Причем механизмы реконструкции для многоквартирных домов будут различны: одни для домов советской постройки – до 1992 года и другие – для домов после 1992 года. Если говорить об энергоэффективности, то надо напомнить, что Министерство регионального развития является одним из основных разработчиков и участников реализации Федерального закона № 261 «Об энергоэффективности». Предусмотрена разработка значительного количества нормативно-методической документации, которая призвана оказать помощь региональным муниципальным органам и в целом обеспечить повышение энергоэффективности во многих сферах производства и потребления энергоресурсов. В сфере жилищно-коммунального хозяйства реализация федерального закона об энергосбережении и энергоэффективности намечена по трем направлениям: мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов, мероприятия по повышению энергоэффективности для населения в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве, и реализация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения. Требования по энергоэффективности новых зданий на сегодняшний день уже практически подготовлены, будут согласованы с Минэкономразвития и обсуждены с экспертным сообществом, поскольку затрагивают как вопросы нового строительства, так и последующей эксплуатации жилого фонда. Основная ответственность при реализации мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ путем восстановления обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме. На высокой стадии готовности находятся проекты постановлений правительства, определяющие требования к энергоэффективности зданий, и уже со второй половины 2010 года Фонд содействия реформированию ЖКХ, в соответствии с Законом «Об энергосбережении и энергоэффективности», обязан при проведении капитальных ремонтов учитывать соблюдение требований энергоэффективности. В части мероприятий, которые могут проводиться при реконструкции жилищного фонда, одним из основных аспектов является разработка системы финансирования и реконструкции многоквартирных домов. И здесь рассматриваются два достаточно интересных варианта: создание региональных фондов или развитие именно кредитных механизмов, которые обеспечивали бы гражданам возможность финансировать капитальный ремонт своих домов без создания первоначального фонда, а за счет тех платежей, которые будут вноситься. Это логично: как финансирование за счет создания региональных фондов, так и за счет собственных средств плательщиков, поскольку после санации, после реконструкции жильцы получают улучшенные качества жилищно-коммунального обслуживания. Закон об энергосбережении предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления обязаны до 1 августа 2010 года принять региональные и муниципальные программы повышения энергетической эффективности. В отношении регулируемых организаций и организаций коммунального комплекса требования еще более жесткие. Необходимо утверждение соответствующих программ до 15 мая 2010 года, то есть при регулировании тарифа на следующий период – 2011 год – обязательно в составе производственных и инвестиционных программ должны учитываться программы повышения энергетической эффективности. Такие серьезные планы, которые ко многому обязывают и федеральные министерства и в то же время наделяют достаточно широким спектром полномочий региональные органы, думаю, все-таки приведут к повышению энергоэффективности в отдельно взятых муниципальных образованиях. Учитывать международный опыт Выступая на конференции, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Сучков отметил, что применение энергоэффективных технологий является важным направлением реформирования жилищно-коммунальной отрасли. Но, к сожалению, в регионах при реализации программ Фонда зачастую не учитывается необходимость их применения. В результате чего отремонтированные дома продолжают терять тепло и электроэнергию: – Прежде всего, хотел бы сказать о том, что Свердловская область активно работает по программам реформирования ЖКХ. Напомню, что в РФ на сегодняшний день требуют капитального ремонта более 1 миллиона 300 тысяч многоквартирных зданий. Это огромное число, благодаря средствам Фонда мы решим эту проблему примерно на 12 процентов. В России на сегодняшний день признано аварийным жильем более 16 миллионов кв. метров. Вы знаете, что правительством страны поставлена задача ликвидировать значительную часть этого жилья в ближайшие два года, на что будут выделены соответствующие федеральные средства. Хотелось бы привести несколько цифр по деятельности Фонда. Имущественный взнос РФ в Фонд на начальном этапе составлял 340 миллиардов рублей. В декабре прошлого года было добавлено еще 15 миллиардов, 5 из которых будут освоены моногородами. В частности, в Свердловской области три города участвуют в этой программе и недавно мы в правительстве Свердловской области обсуждали ход действия и планы по управлению ситуацией в этих городах, в том числе с участием наших средств. На сегодняшний день всеми субъектами РФ освоено средств Фонда в размере 163,6 миллиарда рублей. Если брать софинансирование регионов, то освоено 210 миллиардов рублей. На эти деньги уже отремонтировано более 82 тысяч многоквартирных домов, при этом улучшили свои жилищные условия более 10 миллионов человек. 51,5 миллиарда рублей было направлено на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Планировалось освободить более 8 тысяч 735 аварийных домов, переселив из них 160 тысяч человек. Выше я уже называл сумму общего аварийного фонда. Это капля в море, но потихоньку вопрос решается. Фонд вносит свою лепту в решение вопросов энергоэффективности, энергосбережения. С этой целью с 1 января 2009 года при подаче заявок в Фонд субъекты РФ должны были предоставлять нам программы и осуществлять установку коллективных приборов учета. Понятно, что само по себе это не является энергосбережением и энергоэффективностью. Вместе с тем мы рассматриваем данные меры как подготовительные условия для осуществления других мероприятий. Хочу обратиться к руководителям управляющих компаний и главам муниципалитетов: крайне важно, чтобы они эту работу продолжали, потому что это очень значимый сегмент реформирования ЖКХ. Мы обсуждали с немецкими коллегами, что, к нашему большому сожалению, когда 185-й ФЗ принимался в 2007 году, не было еще 261-го ФЗ, и в силу этого в федеральном законе прописано всего 5 разрешенных основных видов ремонтов, с помощью которых мы можем осуществлять только частичную санацию многоквартирных зданий. Основной проблемой является то, что мы занимаемся капитальным ремонтом общего имущества, что касается приватизированных квартир, то мероприятия по их энергоэффективности и энергосбережению возлагаются либо на плечи самих собственников, либо на управляющие компании и ТСЖ. Естественно, одним из основных мероприятий в этом контексте должна стать замена окон с установкой стеклопакетов, которые бы ликвидировали основные потери тепла. Несколько слов о дальнейшем финансировании программ Фонда. На сегодняшний день из 255 миллиардов нами потрачено 163,6 миллиарда рублей. При этом за время существования Фонда от размещения временно свободных средств получен доход в размере более 23 миллиардов рублей. Часть этих средств пойдет на так называемую бонусную программу, в которой участвует и Свердловская область. Она касается тех субъектов, которые уже полностью изъяли свой лимит до 2011 года и выполнили все региональные программы. Они получат дополнительные лимиты сверх тех, которые были установлены 185-м Федеральным законом. Следующая добавка – распределение 15 миллиардов, 5 из которых пойдут на моногорода и 10 будут распределены между субъектами РФ. При распределении 10 миллиардов будет учитываться софинансирование, которое было осуществлено субъектами. Мы будем проверять, как субъекты финансировали отрасль ЖКХ, также проинспектируем выполнение региональных программ по переселению граждан из аварийного жилья и по капитальному ремонту. К большому сожалению, по результатам подведения итогов за 2009 год очень многие субъекты не справились со своими обязательствами, им пришлось корректировать свои региональные программы. В конце своего выступления хочу выразить уверенность, что мы продолжим поддерживать деловые контакты с немецкими коллегами. Их опыт неоценим в решении задач, которые стоят перед Фондом, ряд программ и проектов мы уже осуществляем совместно, в том числе по разработке нормативно-правовых актов, что очень важно для регионов. На конференции немецкой компанией BASF был представлен пилотный проект санации многоквартирного дома, реализуемый в Екатеринбурге. Ожидается, что реконструкция здания завершится к июню 2010 года. Немецкие специалисты прогнозируют, что энергопотребление в доме сократится на 73%.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"