Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №9 (107) - 2010

Журнал № -

Ситуация в отрасли

Прошлое, настоящее и будущее мирного взрыва

Порой единственным, весьма быстрым и эффективным методом разрушения старых построек, особенно высотных труб и башен, является взрывной метод. При разрушении бетонных или железобетонных фундаментов, эстакад и других сооружений взрывной метод явно превалирует перед другими технологиями. Основываясь на своем 30-летнем опыте проектирования и производства буровзрывных работ и данных практики, хотел бы провести краткий экскурс в историю взрывных работ в строительстве на Урале, на базе когда-то самой мощной и самой передовой не только на Урале – подрядной буровзрывной организации – Уралвзрывпрома. Начало промышленного внедрения буровзрывных работ на Урале связано со специализированной организацией по производству взрывных работ. В 1925 году московской организацией «Взрывсельпром» в Свердловске был открыт филиал – Урало-Сибирское представительство, позднее переименованное в Уральское отделение Взрывсельпрома. Начав с традиционных для Взрывсельпрома взрывных работ по корчевке пней, Уральское отделение сначала попутно, а потом и целенаправленно стало вести на металлургических заводах Урала разделку доменных и мартеновских «козлов», а также дробление на габаритные куски устаревшего или дефектного металлургического оборудования. Взрывные работы были проведены и в железнодорожном строительстве при прокладке железнодорожных путей в Каменск-Уральском и по обрушению нависшей породы на перегоне Кунгур—Кишерть Пермской железной дороги. С 1925 года Уральское отделение Взрывсельпрома начало вести взрывные работы по добыче гранита на Шарташском и Уктусском карьерах, мрамора на Шалеинском карьере в Верхнем Уфалее и известняка в Невьянске. С самого начала строительства Челябинской электростанции (1927 г.) были организованы буровзрывные работы по планировке площадки строительства, на проходке траншей и устройстве котлованов.В это же время были проведены взрывные работы на строительстве аэродрома в Свердловске.. Мощным толчком структурного изменения ведения подрядных работ, внедрения взрывной техники и технологий, дальнейшего резкого увеличения объема буровзрывных работ явились постановления Президиума ВСНХ СССР № 867 от 22 декабря 1931 г. и Совнаркома СССР № 177 от 17 февраля 1931 г. по реорганизации Взрывсельпрома в самостоятельное объединение по производству взрывных работ – Союзвзрывпром Наркотяжпрома СССР. С этого времени Уральское отделение Взрывсельпрома стало именоваться Уралвзрывпром. На начало периода Уралвзрывпром имел всего 2 собственных станка канатно-ударного бурения (КУБ) и четыре таких станка, арендованных у треста «Союзасбест». К 1935 году в эксплуатации на объектах Уралзрывпрома работало уже 20 станков типа «Маршалл» и «Сандерсон 600 СС». Станки КУБ отечественного производства появились в конце 30-х годов, а в 60-е годы на смену им пришли станки нового класса – шарошечного бурения. Начав в 1932 году буровзрывные работы в Свердловске с проходки траншеи для прокладки железнодорожного пути от станции Свердловск до мельницы вдоль городского пруда, специалисты Уралвзрывпрома с тех пор постоянно принимают участие в строительстве и реконструкции промышленных предприятий, объектов гражданского, коммунально-хозяйственного и социально-бытового назначения. Уралвзрывпромом выполнены работы по обрушению зданий по улицам Ленина, Малышева и др., на строительстве гиганта отечественного машиностроения Уралмаша, прокладке инженерных сетей, расширению железнодорожных путей станции Свердловск-Сортировочный. В годы 2-й и 3-й пятилеток началось широкое внедрение в практику работ Уралвзрывпрома метода взрывания на выброс-перемещение с помощью взрывов огромных масс грунта и породы без применения землеройных механизмов и транспортных средств. Первый крупный взрыв на выброс по вскрытию месторождений в Советском Союзе был произведен 11 мая 1935 года специалистами Уралвзрывпрома под руководством главного инженера Ф.В. Селевцева и при участии руководителей треста «Союзвзрывпром» на Воронцовском руднике Ауэрбаховского рудоуправления (Северный Урал): 98 т аммонита и некондиционных взрывчатых веществ одновременно было взорвано в 12 минных колодцах глубиной от 6 до 10,5 м. Взрыв сократил на 75% время выполнения вскрышных работ и снизил их стоимость на 38 % против запроектированного времени для работ экскаваторным методом. Положительный опыт воронцовского взрыва дал «права гражданства» этому прогрессивному методу взрывных работ и проложил дорогу к грандиозному по тем временам и даже по современным масштабам коркинскому взрыву, общая масса взрывчатых веществ которого составила – 1808 тонн, рассредоточенных в 36 взрывных выработках (шурфах). В результате проведенного 16 июля 1936 года коркинского взрыва образовалась разрезная траншея длиной 1000 м, глубиной в среднем 18 м, шириной по низу 20 м и по верху 80 метров. Коркинский взрыв почти на год сократил ввод в эксплуатацию богатейшего в системе Челябугля Коркинского месторождения бурых углей, внес коррективы в расчеты параметров взрывов на выброс, стал хорошей школой для Уралвзрывпрома и специалистов-взрывников нашей страны. В довоенный период Уралвзрывпромом методом взрыва на выброс было взорвано 2,5 млн. м3 горных пород. Кроме воронцовского и коркинского взрывов в 1935-1941 гг. проведены взрывы на выброс: на проходке шестикилометрового канала р. Чусовая – р. Решетка (г. Свердловск), на проходке водоотводящего канала на р. Чусовой (пос. Дегтярка), на осушении Богословского месторождения бурых углей, на Волчихинском водохранилище, на вскрытии месторождения Красная шапочка Североуралького бокситового рудника, на вскрытии Еланского (ныне Камышловкого) песчаного карьера. В довоенный период Уралвзрывпром был единственной на Урале специализированной организацией по производству буровзрывных работ. С организацией треста «Трансвзрывпром» в 1941 г. в Свердловске было организовано специализированное управление № 74, в ведение которого отошли буровзрывные работы в железнодорожном и частично в дорожном строительстве. После Великой Отечественной войны возросла потребность в буровзрывных работах на строительстве важнейших объектов народного хозяйства: Орско-Халиловского металлургического комбината, Березниковского калийного завода, на строительстве Ириклинской, Серовской, Нижнетуринской, Южно-Уральской, Ново-Троицкой и Уфимской ГРЭС, Белоярской АЭС, Богословского алюминиевого завода и других предприятий. К наиболее трудным работам в период восстановления народного хозяйства относятся взрывы на выброс по осушению Волчанского угольного месторождения. Сериями взрывов отдельными участками длиной по 50—100 м был пройден отводящий канал протяженностью 3,5 км для отвода реки с месторождения по сильно заболоченной и заторфованной местности. Строительство канала закончено за три месяца, вброшено 130 тыс. м3 породы. В связи с реконструкцией народного хозяйства СССР Уралвзрывпром был переведен из состава Союзвзрывпрома в Управление промстройматериалов, в трест «Уралнеруд». Начало деятельности реорганизованного Уралвзрывпрома знаменательно серией трех взрывов на выброс – 25 апреля, 7 декабря 1957 года и 23 марта 1958 года – для отвода р. Колонги в новое русло за пределы шахтного поля шахты «Первомайская» Покровского рудника. Институтом «Водоканалпроект» были рассмотрено несколько вариантов водоотводящего канала: подземный тоннель. В результате был выбран открытый канал, сооружаемый массовыми взрывами на выброс., как значительно сокращающий сроки работ при минимальной потребности в горно-транспортном оборудовании и относительно невысокой стоимости работ. Трасса канала проходила на расстоянии 1200 м от излучины реки, западнее пос. Покровск-Уральский, до оз. Троицкое. Общий объем выполненных проходческих работ составил 9880 м3. В результате трех взрывов 104 зарядов суммарной массой 3702,2 т был образован канал общей длиной 1820 метров, полезный объем выброшенных пород составил 875,12 тыс. м3, или 92%, при проектном объеме полезного выброса 80 %. Взрыв на реке Колонге был в то время самым крупным в стране. Уралвзрывпром активно участвовал в строительстве всех электростанций на Среднем Урале, большой объем взрывных работ был выполнен на Среднеуральской, Верхнетагильской ГРЭС и Белоярской АЭС. 19 апреля 1966 года в центре Свердловска Уралвзрывпромом проведены сложные взрывные работы по обрушению зданий цехов бывшего завода «Металлист». На их месте ныне разбит Исторический сквер. Отличной школой производства буровзрывных работ в сложных условиях совмещенного строительства стало возведение цеха холодной прокатки стали Верх-Исетского металлургического завода. За период строительства ЦХП (1967—1973 гг.) произведены буровзрывные работы объемом 1,8 млн. м3 горной массы, из них 150 тыс. м3 в выстроенной коробке главного корпуса в период монтажных работ по установке технологического оборудования. При производстве взрывных работ на ЦХП ВИЗа опробованы почти все технические достижения взрывного дела, найдены интересные решения по разработке грунтов, по ведению взрывных работ в период монтажа оборудования и по локализации вредных действий взрыва. В эти же годы выполнен большой объем работ по прокладке глубоких коллекторов по улицам старой застройки на ВИЗе, в Чкаловском и Кировском районах Свердловска. В 1972—1973 годы Уралвзрывпром участвовал в прокладке второй нитки газопровода Северные районы Тюменской области – Урал. В период IX и X пятилеток в Свердловске и области ударными темпами шла реконструкция действующих предприятий: ПО «Уралмаш» и «Уралхиммаш», турбомоторного завода, завода транспортного машиностроения, Северского трубного завода, Нижнесергинского металлургического завода и др.. Строился завод сварных машиностроительных конструкций в Верхней Пышме. Во всех районах Свердловска возводились жилые микрорайоны, прокладывались инженерные коммуникации, автодороги Свердловск – Ревда и Свердловск – Серов и самотечный канал Уфа – Свердловск, строились южные очистные сооружения и западная фильтровальная станция. И везде строителям Главсредуралстроя, трестов «Уралэнергострой» и «Уралтяжэкскавация» требовалась помощь взрывников. Уралвзрывпром произвел в 1979 году первые взрывы при строительстве Свердловского метрополитена, в течение нескольких лет вел буровзрывные работы на строительстве его промышленной базы в Березовском. Позднее Уралвзрывпромом проведен большой объем буровзрывных работ на строительстве цеха медной электролитической фольги на комбинате «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме и госпиталя инвалидов в Свердловске. Совместно с родственными и горными предприятиями – СУ-74 треста «Трансвзрывпром», Нижнетагильским управлением буровзрывных работ, Уральским асбестовым ГОКом и другими – Уралвзрывпром участвовал в прокладке автомобильной трассы Свердловск – Серов. К сожалению, в последние два десятилетия специализированные предприятия стали сдавать свои передовые позиции в организации и технологии ведения буровзрывных работ. На это были объективные и субъективные причины. Разрушительные 90-е годы отрицательно отразились на подрядных буровзрывных организациях: из трех когда-то мощных специализированных организаций – Уралвзрывпрома, СУ-74 треста «Трансвзрывпром» и «Челябинского управления буровзрывных работ» образовалось в Свердловской области 9, а в Челябинской области 8 организаций, большинство из которых не обладают теми достоинствами, которые были присущи их предшественникам. Поэтому с целью консолидации взрывников на Урале, повышения их технического и квалификационного уровня, совершенствования технологий и организации взрывных работ на карьерах, рудниках и в строительстве рядом ведущих горных предприятий и проектно-экспертных организаций Свердловской и Челябинской областей учреждено и начало свою деятельность некоммерческое партнерство – «Взрывники Урала». В апреле 2010 года в Институте горного дела УрО РАН под эгидой НКПО «Взрывники Урала» проведен научно-технический семинар по вопросам технологии и безопасности производства взрывных работ на карьерах и в строительстве. В связи с некоторым подъемом строительных работ на Урале увеличиваются и объемы буровзрывных работ, соответственно и растет участие специализированных подрядных буровзрывных организаций в строительном комплексе. Достаточно отметить основных участников в этом процессе: на строительстве новых блоков Белоярской АЭС успешно трудятся взрывники Североуральского управления буровзрывных работ «Стелла-Маркет», а при возведении объездной автомобильной трассы в Екатеринбурге значительную помощь ОАО «Трест УралТрансспецстрой» оказывают взрывники ООО «Уралвзрывпром». Надеюсь, что эта тенденция будет продолжена, а взрывники и строители совместно примут участие в новых ответственных и важных проектах.
Геннадий, Берсенев, исполнительный директор
некоммерческого партнерства «Взрывники Урала», заслуженный строитель РФ

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"