Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №9 (107) - 2010

Журнал № -

Форум

Строительный комплекс Сибири в 2009–2010 годах. Первые итоги саморегулирования

Со времени первого съезда строителей Сибири, который проходил в 2006 году в Омске, прошло всего четыре года. За этот короткий промежуток времени в нашей деловой жизни произошли разительные перемены. Мы стали свидетелями и участниками радикальных организационно-структурных преобразований в отрасли, когда десятки тысяч предприятий силой закона были объединены в крупные некоммерческие организации. Право допуска на рынок проектно-изыскательских и строительных услуг перешло от государства к деловому сообществу — саморегулируемым организациям. Нельзя сказать, что установленные новые правила деловой жизни адекватны ожиданиям. Некоторые из них усложнили и забюрократизировали процедуры реализации принятых законодательных актов и не только не создали условий для развития бизнеса, но и стали тормозом, причиной снижения потенциала развития отрасли, создав питательную среду для корруп-ционеров и мошенников. Нашу задачу я вижу здесь в том, чтобы правильно определить линию поведения и мобилизовать силы на участие в процессе преобразований, то есть быть участниками, а не наблюдателями этого процесса. Тогда, возможно, и законы нам будут ближе и понятнее. Кризис, к сожалению, еще не в прошлом. Результаты работы строительного комплекса Сибири за январь—июль текущего года говорят об этом. За этот период семь из двенадцати регионов Сибирского федерального округа снизили объемы ввода жилья к соответствующему периоду предыдущего, 2009 года, а 2009 год, как вы знаете — хуже по этому показателю и 2008-го и 2007 годов. Если в 2008 году было построено 0,36 кв. метра жилья в расчете на одного гражданина, проживающего в Сибирском федеральном округе, то в 2009 году — 0,31 кв. м, то есть меньше на 18 тысяч квартир, или почти на миллион квадратных метров. В 2010 году рост этого показателя, к сожалению, не просматривается. Снизились, хотя и незначительно, также показатели за январь–июль текущего года по объему производства основных строительных материалов — цемента и керамического кирпича. Можно сказать, что преобразования в отрасли проходили и проходят на фоне кризиса и параллельно ему, что делает эти преобразования еще более сложными. Государство предпринимало и продолжает предпринимать меры по стимулированию жилищного строительства, однако объемы и результаты этого стимулирования недостаточны. В частности, такие инструменты стимулирования, как госгарантии по кредитам застройщикам на завершение строительства домов высокой степени готовности, не получили большого развития из-за того, что госгарантия, обеспеченная бюджетом, действует в пределах бюджетного года, а кредит застройщик хочет получить на бóльший срок, то есть риски перекладываются на банки, а банки, разумеется, этого не хотят. Стимулирование покупателей жилья через кредиты в условиях кризиса резко увеличивает риски невозврата кредитов, и кредитные организации ужесточают требования к заемщикам, что также не содействует росту числа заемщиков. Использование этих и других финансовых инструментов, конечно, в некоторой степени улучшило ситуацию на жилищно-строительном рынке, но не настолько, чтобы придать ему устойчивость. Все — и граждане, и бизнес, в условиях кризиса обращают свои надежды на государство. Возникли предложения по развитию арендного жилья. Сформировалось ожидание большого государственного или муниципального заказа на арендное жилье, доля которого у нас в стране в сравнении с развитыми странами чрезвычайно мала. Возможно, это помогло бы в какой-то мере решить проблему доступности жилья и занятости строителей. Стоит вернуться к Федеральному закону № 94-ФЗ, как к правовой базе госзаказа. Федеральный закон № 94-ФЗ за время своего действия (5 лет) неоднократно корректировался, но, как видим, корректировки не дали нужного законодательного регулирования для процедур закупок и услуг и, несмотря на большие усилия, все осталось без перемен. Сегодня – это закон исключений и парадоксов. Закон предусматривает крайне ограниченный перечень обязательных требований к участникам размещения заказа. Установление каких-либо иных требований запрещено и карается по закону. Государственный заказчик не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать свое соответствие тем или иным требованиям. Данный факт может быть оспорен ФАС или в суде. Заказчику остается верить той информации, которую ему предъявили участники размещения заказа. Получить информацию о достоверности требований запросом в СРО, налоговые органы, страховую компанию государственный заказчик не может из-за ограниченности процедурного времени. При проведении же коммерческих тендеров заказчики выдвигают массу требований к участникам, предъявляют санкции, удерживают средства на гарантийные обязательства. Применительно же к госзаказу, процедура по установлению технических, экономических, организационных и других возможностей участников не предусмотрена. Количество участников в торгах реально не влияет на эффективность конкуренции. Этот показать фальшивый. Год от года в тендерах участвуют одни и те же лица под разными именами. Эти «профессионалы» не имеют своего персонала, а просто ездят по торгам и получают свои «откаты». Почему это происходит, если это всем известно и уже не один год? Вопрос риторический, но ответ все-таки нужен. Весь 2009 год и текущий период 2010 года проходили под знаком становления саморегулирования. Хочу напомнить, что те, кто считал саморегулирование делом правым, в инициативном порядке в ноябре 2009 года собрались на съезд и учредили Национальное объединение СРО строителей. Это были 54 саморегулируемых организации. Далеко не все и не сразу последовали их примеру. Наибольший прирост числа саморегулируемых организаций пришелся на декабрь 2009 и январь 2010 годов, когда уже не оставалось выбора. Рост числа членов продолжается до сих пор. Параллельно сформировались Национальные объединения СРО проектировщиков и изыскателей. Не все гладко проходило и проходит в вопросах нормативного обеспечения саморегулирования. На мой взгляд, главную опасность саморегулированию представляют сегодня не несовершенство нормативных актов, что очевидно, а отсутствие единства в рядах СРО, попытки раскола, как это недавно имело место в Москве и возможно будет иметь место 30 сентября на съезде СРО строителей. В саморегулировании остается пока немало нерешенных вопросов. Вот некоторые из них:  как достичь реального участия деловой общественности, в первую очередь СРО, в подготовке и принятии нормативных правовых актов;  как дебюрократизировать и упростить процедуру выдачи допусков и одновременно повысить ответственность СРО и ее членов;  как разделить обязанности и ответственность между государством и бизнесом в деле формирования нормативной базы;  как приобщить к проблемным вопросам отраслевую науку;  как определиться, наконец, с формой и содержанием взаимодействия союзов строителей и СРО. Этими вопросами, конечно, не исчерпываются проблемы саморегулирования, и многие из них мы должны решать и решить сами. Надо полагать, что саморегулирование — новое дело не только для нас, строителей, проектировщиков, изыскателей, объединенных в СРО, но и для Ростехнадзора, Минрегионразвития, органов власти в субъектах Федерации, и чем лучше будет налажено взаимодействие, тем больше шансов ускорить решение проблем. Вопросы энергоэффективности и энергосбережения найдут свое решение в процессе практической реализации региональных программ и, надо думать, мы не окажемся в стороне. Хотелось бы отметить, что в этом вопросе следует начать с наведения порядка в деле получения новостройками условий подключения и технологического присоединения к источникам тепла, воды, электрической энергии. Такого порядка пока нет. Как-то так получилось, что утратили свою силу инвестиционные программы развития сетей и мощностей в крупных муниципальных образованиях, и трудно понять и объяснить, на чем в таком случае базируются расчеты по оплате за технологическое присоединение и подключение. Главным на данном этапе для нас является взаимодействие, так как ничто не представляет бóльшей силы, чем единство. Единство поможет нам стать более сильными, а к сильным прислушиваются.
Михаил Фокин, президент Союза строителей Сибири

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"