Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (109) - 2011

Журнал № -

Стройкомплекс УрФО. Итоги и задачи

Приоритетная задача – сокращение сроков проведения экспертизы

– Михаил Леонидович, подведите, пожалуйста, итоги работы Управления государственной экспертизы за 2010 год. – Не секрет, что один из наиболее актуальных вопросов, касающихся нашей деятельности – сокращение сроков рассмотрения проектной документации. Именно затянувшиеся порой сроки вызывали справедливые нарекания наших заказчиков. Поэтому мы приложили все силы, чтобы решить эту проблему. Уже есть первые результаты – выпуск заключений экспертизы в IV квартале 2010 года мы увеличили в 1,7 раза по сравнению с предыдущими периодами прошлого года. Если в сентябре у нас в «отстающих» (свыше 90 дней) числился каждый третий объект, то к концу года – уже каждый пятый объект. Таким образом, отставание постепенно сокращается. На 1 января 2011 года у нас в работе было 198 объектов, из них оставалось 25 «просроченных». Но мы должны добиться лучших результатов, ведь основная наша задача – выполнение государственных функций в части проведения государственной экспертизы проектной документации. Понятно, что эти услуги должны оказываться в определенные сроки с хорошим качеством. – Кажется, как раз этому вопросу было посвящено недавнее заседание в правительстве Свердловской области? – Да, такое заседание было проведено. Скажу сразу – этому совещанию предшествовала большая подготовка. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин дал указание сокращать сроки проведения экспертизы. Мы встречались с руководителями саморегулируемых организаций в сфере строительства, находящихся на территории Свердловской области, обменивались мнениями, выслушивали их замечания, вместе рассматривали вопросы, касающиеся сроков проведения экспертизы, качества проектной документации, качества наших заключений. И только потом вышли на правительство Свердловской области. На совещании присутствовали все участники строительного процесса – представители профессиональных союзов заказчиков, проектировщиков, изыскателей, представители СРО. Протокол заседания был подписан председателем правительства, а также руководителями наших СРО. Таким образом, возникло некое соглашение всех участников строительного процесса. Отправной точкой стало понимание того, что строительный процесс – вещь сложная и от экспертизы зависит примерно одна десятая. Говоря о сроках проведения экспертизы, необходимо учитывать и те обязательства, которые принимают на себя все остальные участники строительного рынка. Что для нас было важно отразить в этом протоколе? Прежде всего, мы настаивали на том, чтобы на экспертизу предоставлялся полный комплект необходимой документации. Не секрет, что некоторые заказчики, стараясь быстрее пройти экспертизу, привозили не всю документацию, недостающую часть «закрывали» гарантийными письмами – обещаниями предоставить ее позже. И госэкспертиза шла навстречу заказчикам и проектировщикам, все принимала, однако в сроки, указанные в гарантийных письмах, недостающие разделы документации, как правило, не предоставлялись. Результат – перенесение сроков проведения экспертизы. А затем те же самые заказчики с проектировщиками заявляли, что госэкспертиза затягивает сроки выдачи заключения. – Получается, во многом виноваты сами проектировщики и заказчики? – Нельзя сказать, что во всем виноваты только они. К сожалению, есть и органы государственной власти, областные учреждения, местные муниципалитеты, которые не выдают вовремя ГПЗУ, где указываются технические и другие условия проектирования строительства данного объекта, которые должны быть отображены в проектной документации. Но если мы хотим навести порядок, давайте будем наводить его везде. Поэтому сегодня Управление государственной экспертизы принимает проектную документацию только при наличии всего необходимого комплекта – с соответствующими нормативными государственными документами и всеми согласованиями надзорных государственных органов по месту размещения объекта строительства. Если этих документов нет, мы сегодня проектную документацию не принимаем, гарантийные письма не берем. Почему? Потому что сегодня в договор вписывается специальный раздел, который регулирует сроки проведения экспертизы. У нас нет времени ждать, когда заказчик с проектировщиком «довезут» нам какие-то необходимые для рассмотрения материалы. Сроки делятся на три этапа – 45 дней, 60 дней, 90 дней. В срок 45 дней входят объекты, для которых не требуется предоставления полного комплекта разделов проектной документации. Например, отдельные жилые дома без встроенных помещений, автозаправочные станции, газозаправочные станции небольших поселков, изыскания и так далее. Этот перечень в протоколе есть. Объекты, срок прохождения экспертизы которых составляет 60 дней – это дошкольные учреждения, школы и т.д. Остальные объекты проходят экспертизу в течение 90 дней. В любом случае, даже если экспертиза проводится в срок до 90 дней, мы сегодня рассматриваем первично документацию в максимальный срок – 45 дней. Таким образом, мы даем заказчику время для того, чтобы снять полученные замечания. Затем нам остается срок для рассмотрения ответов на наши вопросы со стороны проектировщиков и заказчиков и подготовить сводное заключение. Таким образом, чем меньше срок в целом, тем меньший срок мы берем себе на рассмотрение и тем меньше срок на снятие замечаний. Какие плюсы имеют эти новшества? Заказчик теперь точно знает, в какие сроки документация будет рассмотрена, и знает, что у него будет время на снятие замечаний, возникающих по его проектной документации. Сегодня мы идем навстречу заказчику, предоставляя ему возможность реабилитироваться и устранить замечания в период рассмотрения документации. Но заказчик со своей стороны должен иметь перед нами определенные обязательства. Он должен в определенные договорными отношениями сроки ответить на наши замечания и предоставить на экспертизу откорректированный комплект документации. Еще раз повторю, гарантийных писем мы не принимаем. – Михаил Леонидович, прозвучали ли в докладах на совещании какие-то новые предложения, которые не были вам раньше известны? – Знаете, я давно работаю в экспертизе, здесь сложно придумать что-то революционное, так как наша работа регламентирована по всем направлениям. Дело в том, что мы работаем по государственным нормативам, расценки у нас государственные, форма заключения договоров типовая. Хотя, конечно, и в этих достаточно тесных рамках можно и нужно совершенствовать нашу деятельность. Например, сегодня решается вопрос об уменьшении бумажного оборота, речь идет о том, чтобы частично перевести взаимоотношения с заказчиками с бумажной схемы на электронную. Выдача заключений, переписка в таком формате поможет также сократить срок проведения экспертизы. Этот вопрос мы сегодня рассматриваем, готовим соответствующее предложение, которое вынесем на ближайший наблюдательный совет, который руководит нашей деятельностью. – Не могу не спросить о вашем отношении к возникновению института негосударственной экспертизы. – Я знаю, что есть противники появления этой структуры, но я отношусь к числу сторонников. Конечно же, негосударственная экспертиза должна быть. Но ее права, обязанности, функции должны соответствовать уровню государственной экспертизы. В статьях, которые сегодня публикуются в «Строительной газете», в других СМИ по этому вопросу, как правило, выступают люди, которые занимаются негосударственной экспертизой. Они категорически возражают против соответствующих изменений, которые должны вноситься в закон. Понятно, почему. Сегодня лицензию на негосударственную экспертизу получает юридическое лицо, от которого требуется только наличие в составе данного предприятия специалистов, имеющих соответствующий образовательный уровень. Но к ним не предъявляются требования по аттестации, которые должны выполнять государственные эксперты. Что это означает? Данная экспертиза может быть не совсем компетентной. Под заключением же государственной экспертизы имеют право подписываться только эксперты, получившие государственный сертификат. Они сдают соответствующие экзамены и через определенное время подтверждают свою квалификацию. Государственный эксперт – это человек, который не имеет право заниматься проектной деятельностью, проверять сам себя, это записано в нормативных документах. Если же человек работает в негосударственной экспертизе, ему никто не запрещает проектировать объект и затем самому себя проверять, выдавать заключение эксперта. Сейчас в России многие проектные институты имеют лицензию на негосударственную экспертизу. Недавно я в качестве эксперта выступал на экспертном совете по градостроительной деятельности комитета Государственной думы РФ. Там прорабатывались определенные решения, которые должны выноситься в Градостроительный кодекс РФ. Мое мнение по этому вопросу таково: должны быть одинаковые условия работы государственной и негосударственной экспертизы. Для чего? Для того, чтобы была определенная конкуренция. В Госдуму должно быть внесено решение об обязательной аттестации работников негосударственной экспертизы. Сначала специалист, который хочет заниматься экспертизой, должен получить сертификат соответствующей комиссии, сдав экзамены. Где он будет работать затем – в государственной или в негосударственной экспертизе, это его личное дело. Но экспертом должен быть ответственный человек, обладающий соответствующим уровнем знаний, образованием, прошедший аттестацию. Скажем, для государственного эксперта есть определенные требования по образованию, стажу работы и так далее. Нельзя просто закончить учебу в институте и назавтра же прийти получить сертификат государственного эксперта. Еще раз повторю: организации негосударственной экспертизы должны получить аккредитацию только в том случае, если они имеют в своем составе государственных экспертов. Людей нужно сначала научить, в них нужно вложить средства, специалисты должны иметь соответствующее образование, сертификаты и быть независимыми. Оппоненты сетуют на то, что если вводится институт государственных экспертов, где получают лицензии в том числе и на негосударственную экспертизу, это оттянет работу негосударственных экспертиз на полгода. Почему же они категорически против своей аттестации? Существует вероятность того, что далеко не все смогут пройти аттестацию благополучно, кто-то может и не сдать экзамены по уровню своего образования. Потому что сегодня уровень знаний работников негосударственных экспертиз никто не проверяет, для получения лицензий на эту деятельность достаточно приложить документ об образовании. Стартовые условия для обеих экспертиз должны быть равными. Во-первых, должны быть одинаковые расценки на наши услуги, которые сегодня регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации. Второе – состав заключения, его объем должен быть единым. Заключение негосударственной экспертизы должно соответствовать государственным нормативам. Третье – должна быть равная ответственность. Сегодня негосударственная экспертиза практически ни за что не отвечает, вопрос ответственности этого института перед заказчиком не проработан. И только тогда, когда все эти вопросы будут решены, возникнет нормальная, здоровая конкуренция. Нельзя сказать, что, выступая за все эти преобразования, мы печемся о своем узковедомственном благе, хотим обеспечить себе легкую жизнь. Если будет введен институт негосударственной экспертизы, заказчики получат возможность проходить экспертизу в других организациях. А если заказчики уйдут, нам придется сократить своих специалистов. Так что за своих клиентов мы будем бороться – прежде всего, улучшать условия приемки документации, сокращать сроки проведения экспертизы в целом. – В недавнем прошлом специалисты Управления госэкспертизы выдавали заключения на столь значимые для Свердловской области объекты, как завод по производству инсулина в Новоуральске, объекты к саммиту ШОС, жилые объекты нового жилого района «Академический» в Екатеринбурге и т.п. Какие знаковые объекты находятся в работе сейчас? – Сегодня нашу экспертизу проходит выставочный центр «Екатеринбург-Экспо», в котором будет проводиться «Иннопром-2011». Также мы продолжаем работать с объектами «Академического», курируем застройку поселка «Медный-2». – Михаил Леонидович, каковы планы на будущее? Что нового появится в работе государственной экспертизы в 2011 году? – Задача сокращения сроков проведения экспертизы остается приоритетной. Судя по всему, по итогам первого квартала у нас не должно быть отставания свыше 90 дней. Реализация этой задачи будет непростой, так как перестраиваться придется не только нам, но и нашим заказчикам. Уже возникают некоторые трения, потому что мы перестали принимать некомплектную документацию. Однако я уверен, что эти трудности временные. Мы и дальше будем сокращать сроки рассмотрения документации. Тогда и в негосударственную экспертизу уйдет меньше заказчиков – от добра добра не ищут. Что касается количества проведенных экспертиз, то мы не гонимся за простым увеличением показателей, у нас нет плановых показателей. Главная задача – выполнение государственных функций по своевременному и качественному проведению экспертизы проектной документации для заказчика в установленные договорными отношениями сроки.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"