Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (109) - 2011

Журнал № -

Саморегулирование

Актуальные проблемы адаптации строительной отрасли в условиях становления системы саморегулирования

В своем выступлении хотел бы обратить ваше внимание на несколько проблемных моментов, осветить аспекты как теоретического, так и практического плана. В последнее время мы плодотворно, на уровне Министерства регионального развития, Рос-технадзора, Национальных объединений, с участием депутатов Государственной думы, Совета Федерации, встречаемся на всероссийских и окружных форумах и обсуждаем ключевые проблемы развития системы отраслевого саморегулирования. Представляется интересным более пристально рассмотреть процессы, происходящие в начальном периоде реформ, с позиций адаптации организаций строительного комплекса к изменяющимся условиям экономической действительности, становления этого института гражданского общества. Важно проанализировать наметившиеся тенденции, стремиться целенаправленно поддерживать механизмы, процедуры и институты, четко регламентирующие экономическую, социальную, производственную, общественно-политическую жизнь отрасли. Общаясь с коллегами, мы приходим к единому мнению, что такой четкости пока нет. Мы это понимаем. Часто меняющееся законодательство отвлекает нас от реальных дел, которые возложены на плечи саморегулируемой организации. Например, все мы уже в этом году четыре раза(!) проводили общие собрания, связанные с внесением изменений приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. №624 в Перечень видов работ и принятым постановлением Правительства РФ от 3.02.2010 г. № 48 «О минимальных требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», и переоформляли членам партнерства новые свидетельства о допуске. Можно представить, сколько потребовалось финансовых затрат, сил и времени на эту рутинную бюрократическую процедуру всем строителям России, вместо того чтобы заниматься своим делом – проектировать и возводить объекты капитального строительства и сооружения инфраструктуры. До принятия очередных поправок в Градостроительный кодекс РФ активно обсуждался проект федерального закона (ныне Закон от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). Предложения и замечания СРО НП «Строители Урала» были направлены в Государственную думу, Совет Федерации, Правительство РФ, Национальные объединения и другие федеральные органы исполнительной власти, после чего Президент России отклонил этот документ в первом чтении, а ряд наших поправок были учтены при принятии закона во втором чтении. Кроме того, на заседаниях Союза строителей Урала, на всероссийских совещаниях часто обсуждается такая проблема, как подготовка кадров. Данное положение имеет глубокие корни. Перераспределение рабочей силы осуществлялось в рамках традиционной экстенсивной парадигмы экономического развития постперестроечного периода, при которой требований к качеству рабочей силы не предъявлялось, в итоге наступил настоящий кадровый голод. На протяжении последних лет на всех уровнях эта тема не сходит с повестки дня, однако изменений не происходит. Это обстоятельство влияет на развитие экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Об отставании России от Запада можно судить, в частности, и по данным производительности труда. Согласно оценке ученых, добавленная стоимость (миллионов рублей в расчете на одного человека, 2005 г.) составила в США 2,9, в ЕС – 2,4, а в России всего 0,3, то есть мы отстаем на порядок. Исходя из этого государству и Национальным объединениям совместно с учебными заведениями необходимо принимать соответствующие системные меры для поднятия престижа профессии строителя. Рассматривая для всех нас ключевой сектор, такой как строительная индустрия и машиностроение, представляющие ресурсное единство инвестиционного комплекса, можно констатировать, что предприятия отрасли не готовы к рыночной конкуренции. Это характеризуется стремительным сокращением потенциала инвестиционного машиностроения, более 70 процентов станочного парка эксплуатируется свыше 15–20 лет, находясь на грани физического износа. Несмотря на имеющиеся трудности в условиях кризиса, система саморегулирования в отрасли сформировалась. Понятно, что одномоментно процесс перехода отрасли к новым условиям хозяйствования и качественным отношениям субъектов рынка не произойдет. Для этого потребуются время, анализ и оценка наработанного опыта, создание научной школы отраслевого саморегулирования, приведение в соответствие правовой и нормативной базы, учитывающей законы рыночной экономики. 15–16 декабря 2010 годв в Перми прошла первая конференция саморегулируемых организаций Приволжского федерального округа. На ней присутствовали и представители 50 организаций – изыскатели, проектировщики, строители. Кроме того, были приглашены делегаты из Москвы, Национальных объединений изыскателей и строителей. Состоялся интересный деловой разговор, была принята соответствующая резолюция. Главная идея, которую поддержали участники мероприятия, объединение всех наших усилий: именно самодеятельность и инициатива саморегулируемых организаций могут быть прочной основой обновления строительного комплекса России. В Перми создан Координационный совет всех СРО Пермского края. У саморегулируемых организаций существуют разные подходы и позиции. Тем не менее, когда мы вырабатываем единую позицию, мы всесторонне рассматриваем весь спектр вопросов и принимаем взвешенное решение. На последней конференции в Перми мы обсуждали законодательные проблемы, говорили о том, что надо принять комплекс мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, на снижение административных барьеров при получении разрешения на строительство. Учитывая, что с принятием закона о саморегулировании более половины возводимого жилья, а также производство строительных материалов оказались вне поля регулирования (что представляет опасность для жизни граждан), необходимо ускорить разработку и утверждение нормативных документов по различным направлениям в сфере технического регулирования в градостроительной деятельности. Также обращается внимание государственных и представительных органов власти на прекращение практики принятия не согласованных с бизнес-сообществом и трудновыполнимых на практике правовых и нормативных актов. В настоящее время активно лоббируется создание института саморегулирования в области пожарной безопасности. Некоторые предприимчивые люди, не дожидаясь принятия закона и ссылаясь на законопроект № 305620-5, уже обращаются к клиентам с призывом вступать в СРО. На мой взгляд, создавать в рамках градостроительной деятельности дополнительные дублирующие виды саморегулируемых организаций нецелесообразно. Это повлечет за собой очередные финансовые затраты для бизнеса. Дуализм приведет к неуправляемым процессам, к очередному административному барьеру. Логично было бы Минрегиону и МЧС России подписать соглашение о разграничении полномочий в области градостроительства и эксплуатации объектов капитального строительства, включив в Перечень видов работ монтаж систем и средств противопожарной защиты, проведение проектных работ, экспертизы пожарных рисков и т. д., так как данные работы осуществляют те же члены проектных и строительных саморегулируемых организаций. Вопросы же контроля по соблюдению требований пожарной безопасности должны решаться в субъектах РФ с территориальными подразделениями МЧС России и органами управления СРО. Остановлюсь также на моментах, касающихся проведения аттестации специалистов отрасли. Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ. Теперь членам саморегулируемых организаций для получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо наличие установленного количества работников, прошедших повышение квалификации с проведением аттестации. Что такое аттестация? Аттестация представляет собой оценку соответствия деятельности сотрудника стандарту выполнения работы на конкретном рабочем месте. Для саморегулирования, на мой взгляд, предметом аттестации является оценка уровня знаний специалистов, их квалификации для осуществления видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (п.6 ч.1 ст.6) предусматривает, что СРО организует аттестацию работников, членов саморегулируемой организации, и выдает аттестаты, то есть СРО самостоятельны в выборе модели аттестации специалистов. Однако документа, регламентирующего особенности проведения саморегулируемой организацией аттестации членов СРО и формы такой аттестации, на сегодняшний день нет. СРО НП «Строители Урала» проведен правовой анализ нормативной базы, которая устанавливает прохождение аттестации работниками по следующим направлениям:  по итогам повышения квалификации в образовательном учреждении (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»);  непосредственно в СРО, которые организуют повышение квалификации и аттестацию специалистов;  на основании приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» аттестация по вопросам промышленной безопасности деятельности по строительству, подготовке проектной документации, строительному контролю;  на предприятиях и в организациях в соответствии с Трудовым кодексом РФ, с учетом кадрового продвижения и соответствия занимаемой должности. Предложенная НОСТРОЙ модель аттестации, которая обсуждалась на конференции СРО Приволжского федерального округа в ноябре 2010 года, нами была принята за основу. На последнем заседании Совета Национального объединения строителей принято разумное решение с учетом замечаний и предложений окружных конференций: саморегулируемые организации вправе выбирать модель аттестации своих членов самостоятельно. Для того чтобы помочь нашим членам СРО НП «Строители Урала», мы разработали методики и рекомендации. Скажем, Положение о повышении квалификации и аттестации работников индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами СРО, методические рекомендации по проведению аттестации работников непосредственно в организации. Полагаю, методические рекомендации будут полезны руководителям предприятий, они смогут системно заниматься данным направлением. Далее принято Положение об аттестационной комиссии саморегулируемой организации. Следующий вопрос – о Федеральном законе № 94-ФЗ. Процедура отбора поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд всегда была проблемным вопросом во взаимоотношениях государства и бизнеса. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установил единый порядок размещения заказов и выбора исполнителей заказов. Со дня вступления закона в силу его критикуют на всех уровнях, особенно строительное сообщество. Мною еще в 2006 году опубликована статья в журнале БСТ № 1, в которой дана критическая оценка закона и внесены конкретные предложения, в том числе о принятии отдельного нормативно-правового акта о проведении конкурсов на подрядные работы по объектам капитального строительства в соответствии со ст. 768 ГК РФ. На конференции СРО Приволжского федерального округа этой теме было уделено особое внимание. Вдумайтесь: на протяжении последних пяти лет после вступления в силу Закона № 94-ФЗ строительные организации России вынуждены осуществлять строительство с отступлением от проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и проверку достоверности сметной стоимости, ухудшая качественные характеристики объекта. Аукционная система по размещению заказов по объектам капитального строительства вступает в противоречие с положениями Градостроительного кодекса РФ. Федеральным законом от 25.06.1999 № 39-ФЗ установлено: капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам) (ч.2 ст.3), запрещаются. Таким образом, строительство с отступлением от проекта (который разработан в соответствии с нормами и правилами) карается законом. Более того, когда в конкурсной документации установлен для определения победителя аукциона единственный критерий – только минимальная цена предложения, не принимая во внимание профессионализм, опыт работы, наличие производственной базы – отрасль никогда не станет конкурентоспособной. В недалеком прошлом заказчиком предусматривалось в счет сметы выделение капитальных вложений (до 10 процентов от сметной стоимости) на развитие материальной и производственной базы строительных организаций. Сейчас этого нет. Сложившаяся ситуация не позволяет развивать материально-техническую базу и обновлять основные производственные фонды строительного комплекса. Нормативным актом не учитывается специфика отрасли: долговременный характер и высокие риски реализации инвестиционного проекта. При значительной инфляции и финансово-экономической нестабильности невозможно спрогнозировать твердую цену на весь период строительства объекта – от двух до пяти лет. Поэтому аукционная система предоставления госзаказов разорительна для подрядных организаций и противоречит экономическим законам рынка. Что касается 94-го закона, когда он вышел, стало ясно – он эффективно работать не будет: закон антинаучный, антипрактичный, а в настоящее время способствует коррупции, с которой безуспешно борется государство. На втором съезде строителей в Санкт-Петербурге мною подготовлено письмо Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, которое подписали делегаты съезда от 26 СРО, о внесении в закон изменений порядка размещения заказов по объектам капитального строительства. Данный вопрос обсужден на парламентских слушаниях с участием Минрегиона, Минэкономразвития, ФАС, Национального объединения строителей и профильных саморегулируемых организаций, создана соответствующая рабочая группа при НОСТРОЙ. У нас есть предложение о принятии отдельного закона о проведении конкурсов по объектам капитального строительства. Подчеркиваю – конкурсов, а не аукционов. Наконец-то Президент РФ в своем послании сказал, что надо разобраться с этой проблемой. Неужели трудно изучить международную практику проведения конкурсов? Например, принят закон Всемирного банка реконструкции и развития, в котором предусмотрена процедура отбора через предквалификацию, с учетом наличия опыта и материальной базы. Мы обратились в НОСТРОЙ с просьбой о включении в рабочую комиссию Национального объединения специалистов СРО Приволжского федерального округа, и я призываю уральцев высказать свое мнение по данному закону. В завершение хочу подчеркнуть, что заслуживает внимания использование нами опыта развитых стран и прагматизма их экономической политики, основанной как на понимании всех достоинств рынка, так и на уместности аккуратного государственного макрорегулирования. Решающее значение для успешного социально-экономического развития приобретает инновационный процесс. Пермский край заключил соглашение, утвердил программу действий с ГК «Роснано» о разработке и внедрении нанотехнологий. Саморегулируемая организация НП «Строители Урала» подписала соответствующее соглашение с правительством Пермского края и Госкорпорацией о сотрудничестве по внедрению новых технологий в строительном комплексе. Уверен, нам не надо стоять в стороне от этого важного и нужного направления. Радикальные социально-экономические преобразования в России в любом случае должны осуществляться через строительную отрасль, которая, надеюсь, со временем станет достойным институтом развития гражданского общества. Это возможно только при консолидированной позиции строительного сообщества – саморегулируемых организаций и при поддержке органов исполнительной власти – Минрегиона России, Ростехнадзора, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"