Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (109) - 2011

Журнал № -

Жилищное строительство

Системные меры по поддержке и развитию рынка жилья

Отрасль прошла проверку на прочность С обстоятельным докладом на парламентских слушаниях выступил заместитель министра регионального развития Российской Федерации Константин Королевский: — Антикризисными решениями удалось стабилизировать объемы жилищного строительства, сохранить базовую инфраструктуру рынка и обеспечить задел в строительстве жилья на 2010 и 2011 годы в размере более 80 млн. кв. метров. При этом есть целый ряд сигналов, свидетельствующих о нарастающем оживлении рынка. Отмечается рост инвестиционной активности в строительстве на 10% по сравнению с прошлым годом, увеличение объемов строительных работ и рост производства основных строительных материалов. Чувствуется спрос на конкурентоспособные строительные материалы, изделия и конструкции. В 2010 году введено в эксплуатацию более 100 производств с использованием новых технологий и оборудования. Их можно считать по-настоящему инновационными. Но что хотел бы отметить особо – увеличение в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом объема выданных ипотечных кредитов. За три квартала 2010 года выдано 187,3 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 234,2 млрд. рублей. При этом АИЖК рефинансировало почти 20% от числа выданных в этот период кредитов. Ипотечный портфель АИЖК растет втрое более высокими темпами (на 18,5%.), чем в среднем по России (на 5,8%). Ставки по рублевым ипотечным кредитам в среднем по стране снизились до 13,4% годовых, хотя снижение идет медленнее, чем хотелось бы. На этом фоне ставка выкупа АИЖК по стандартным кредитным продуктам в 10,85% выглядит более привлекательно. Во многом достигнутый результат обеспечен действиями государства на рынке. Общий объем государственных средств, направленных на жилищный рынок, составил в 2009 году 585 млрд. рублей, в 2010-м – почти 700 млрд. Присутствие государства поддержало строительную отрасль и спрос на рынке. Но не привело к адекватному увеличению предложения. Достигнуть увеличения предложения на рынке жилья возможно, только создав условия для привлечения инвестиций. Это особенно актуально с учетом того, что в условиях кризиса с участием госсредств строился каждый третий метр жилья, но со следующего года государство уменьшит свое влияние на отрасль: в 2011 году до 446 млрд. руб., в 2012 – до 386, в 2013 – до, примерно, 189 млрд. руб. Подготовлен комплекс мер, который должен позволить за 3 года запустить механизм замещения федеральных средств частными инвестициями, полноценно раскрыть весь потенциал государственно-частного партнерства, который имеет инвестиционно-строительный процесс, обеспечив при этом выход к 2020 году на уровень ввода 1 кв. метра на человека, или 142 млн. кв. метров в год. В рамках программы «Жилище» планируется ввести около 370 млн. кв. метров жилья в период с 2011 по 2015 год. Погодовые объемы ввода жилья составят: в 2011 году – 64 млн. кв. метров; в 2012 – 67 млн.; в 2013 году – 70 млн. кв. метров; в 2014 – 79 млн.; в 2015 г. – 90 млн. кв. метров. Комплекс мер включает: Первое: усиление скоординированной поддержки жилищного строительства со стороны федеральных министерств и ведомств, осуществляющих реализацию программ строительства и закупки жилья (особенно таких масштабных, как программы Министерства обороны), регионов и институтов развития, которые уже стали самостоятельными игроками со своими стратегиями и зачастую исключительными возможностями. В июле текущего года нами создан механизм координации действий федеральных органов исполнительной власти и институтов развития – Экспертный совет. В рамках его работы мы определили, что основной акцент нужно сделать на содействие субъектам Федерации в разработке и реализации программ развития жилищного строительства, предусматривающих выполнение контрольных заданий по вводу жилья, в первую очередь эконом-класса, которые Минрегион довел до каждого субъекта. Эти показатели установлены исходя из перспектив социально-экономического развития каждого региона, существующей обеспеченности населения жильем, прогноза спроса на жилье. Если региону установлен плановый показатель ввести в 2014 году 1 млн. кв. метров жилья, то в 2013 году стройка уже должна быть развернута. Для этого в 2012 году должен быть проведен конкурс по подбору застройщиков на подготовленные земельные участки. Понимая, что на 1 га строится не более 10 тыс. кв. метров жилья, площадь данных участков должна составить не менее 100 га. Соответственно уже к 2011 году должен быть выполнен весь объем граддокументации. АИЖК и банки должны на 2013 год запланировать адекватный объем кредитных ресурсов для застройщика–победителя конкурса, а на 2014 – для кредитования покупателей квартир. То есть под региональными программами мы понимаем прозрачный сетевой график выполнения работ, необходимых для строительства запланированных объемов жилья и поддержания спроса в конкретном месте и в конкретное время. Только такой подход позволит застройщику получить полностью подготовленный участок «под ключ», ресурсоснабжающим организациям – потребителей в необходимом объеме, гражданам – жилье в достаточном количестве и по справедливым ценам. Второе: с целью снижения себестоимости жилья в составе комплекса мер разработан механизм, позволяющий выделить обеспечение инженерной инфраструктурой застраиваемых участков в отдельный бизнес и тем самым изъять ее из себестоимости строительства, причем не только жилищного. Гражданин не должен платить дважды, эти затраты уже включены в тариф как инвестиционная и амортизационная составляющие. Считаем, что эту работу руководство субъектов Федерации должно организовать в каждом муниципалитете. Утверждение инвестиционных программ локальных монополий и тарифное регулирование находятся в руках субъектов. И только скоординировав действия программ жилищного строительства с программами естественных монополий, можно добиться нужного результата. Также Минрегион совместно с Мин-экономразвития и Фондом РЖС подготовил предложения по корректировке законодательства для изменения аукционного механизма определения застройщика, при котором главным условием будет максимальное снижение цены реализации жилья. Тем самым мы создадим условия для обнуления стоимости земли и инфраструктуры в себестоимости строительства. Надо отметить, что в России доля многоквартирных жилых домов составляет приблизительно 70% от общего количества жилья, при этом доля арендуемого жилья – менее 25 – 30 %. Доля коммерческой аренды жилья колеблется, по разным данным, от 3%. При этом официально сдается менее 10% арендуемых у частных лиц жилых помещений. Государство же осуществляет лишь программы социального (некоммерческого) найма жилья. Создание доступного и прозрачного рынка арендного жилья, по мнению Минрегиона России, является перспективным направлением жилищной политики. В настоящее время Минрегионом России совместно с субъектами Российской Федерации осуществляется разработка основных принципов организации и функционирования рынка арендного жилья с целью обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не способных приобрести жилье, благоустроенным арендным жильем, полностью готовым к проживанию. В данный момент определяется правовая и нормативная база для стимулирования развития строительства жилья экономического класса для коммерческого найма, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Совместно с ОАО «АИЖК» и коммерческими банками разрабатываются финансовые модели для финансирования строительства арендного жилья. Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса». Основная идея законопроекта – закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для их комплексного освоения или развития уже застроенных территорий с условием строительства на таких участках жилья экономического класса и реализации такого жилья по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона. Данный проект разработан Минрегионом России совместно с Фондом РЖС. В настоящий момент Минрегионом России совместно с Внешэкономбанком и институтами развития разрабатывается программа финансирования Внешэкономбанком проектов строительства жилья экономического класса, которая позволит максимально полно привлечь к финансированию проектов коммерческие банки с принятием ими на себя части кредитного риска, и в то же время обеспечивается (поддерживается) гарантией со стороны Внешэкономбанка по надежности финансирования проекта в полном объеме. Данная программа сформирует предпосылки для качественного увеличения объемов строящегося и вновь начинаемого строительства и ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, в том числе и для коммерческого найма. Надо не забывать, что строить мы должны комфортное и энергоэффективное жилье. Его могут создавать только современные предприятия промышленности стройматериалов и строительной индустрии. Поэтому обязательным разделом региональных программ должна стать поддержка их развития в части выпуска и использования недорогих материалов и технологий, соответствующих современным требованиям. Минрегион занял принципиальную позицию по ликвидации неэффективного лицензирования в строительной сфере и переводу отрасли на саморегулирование. Новый институт саморегулирования должен привести к самоочищению отрасли, установлению транспарентности, понятных правил на строительном рынке. Заработал в полном объеме институт СРО, обеспечивший адекватную обратную связь с отраслью. Для нас СРО и их национальные объединения стали платформой, на которой мы совместно отрабатываем внедрение новых нормативных и технических решений, разрабатываем меры стимулирования снижения себестоимости строительства. Строительное сообщество уже с первых шагов должно обеспечить самоконтроль на должном уровне, пресекающий попытки отдельных недобросовестных СРО превратить свои саморегулируемые организации в «лицензионные центры», штампующие фиктивные организации с допусками. Из 265 тыс. лицензиатов допуск на рынок строительства получили порядка 70 тыс. организаций, то есть 195 тыс. организаций вероятно реальными строительными организациями не являлись. Это хороший знак. При появлении признаков недобросовестности необходимо принимать быстрые решения по лишению статуса СРО. Нельзя допустить порочного коррупционного механизма допуска на рынок. Мы понимаем, что на данный момент отсутствуют актуализированные строительные нормы и правила. Без этого невозможны широкое внедрение новых технологий в строительстве, оптимизация стоимости строительства, сокращение сроков инвестиционно-строительного процесса, сокращение административных барьеров. Минрегион России ведет совершенствование нормативной базы отрасли с целью приведения ее в соответствие с современными требованиями. Мы резко ускорили актуализацию ранее утвержденных строительных норм и правил. Долгие годы этому направлению не уделялось должного внимания. К концу года мы утвердим 25 актуализированных строительных норм и правил, но в разработке уже 55 СНиПов. Также Минрегионом России реализуется план разработки национальных стандартов Российской Федерации в области строительства на 2010–2012 годы, в соответствии с которым будет разработано 163 стандарта. Мы вплотную подошли к унификации законодательства Российской Федерации в сфере техрегулирования и обязательных требований в области строительства в рамках ЕврАзЭС. Минрегион завершает разработку технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который заменит аналогичные национальные стандарты и станет единым документом для России, Белоруссии, Казахстана и других стран ЕврАзЭС. Утвердить данный технический регламент планируется уже в I полугодии 2011 года. Его проект соответствует основным принципам европейского технического регулирования. Мы принимаем системные меры, чтобы снизить финансовые и временные затраты строителей при вводе жилья. В июне принят План работ по снижению административных барьеров в отрасли, сейчас он активно реализуется. Мы понимаем, как это в конечном счете позволит снизить себестоимость строительства и сроки выхода на площадки. Усилен контроль министерства за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности в субъектах Федерации. Завершена разработка административных регламентов, до конца года будут разработаны региональные каталоги рекомендуемых проектов социальных объектов (школы, детские сады, больницы), которые позволят сократить комплекс разрешительных процедур до 100 дней. Это также поможет сэкономить средства муниципальных образований, обеспечив строительство с минимальной себестоимостью и хорошими эксплуатационными показателями. Также до конца 2010 года будет завершено создание новой системы ценообразования в строительстве, что повысит эффективность использования бюджетных средств и создаст реальный механизм управления стоимостью строительных проектов. Новой системой в соответствии с принятым правительством постановлением о порядке проверки достоверности сметной стоимости предусмотрена разработка двух новых видов сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства и показателей стоимости конструктивных решений. Применение нового комплекса сборников по объектам социальной сферы и транспортного строительства позволит более точно планировать бюджетные расходы, снизить затраты времени на подготовку госзаказчиками предложений по объемам финансирования, позволит достовернее оценивать эффективность инвестиций в капитальные вложения, установит предельные цены проектируемых объектов. В итоге будет сформирована предельная цена строительства объектов, которая также будет указываться в задании на проектирование. Минрегионом организована разработка нормативов цены конструктивных решений. Их разработку планируется завершить во II квартале 2011 года. Применение указанных нормативов позволит повысить точность сметных расчетов. Ориентировочная погрешность расчетов, по оценке Минрегиона, не превысит 10%. Министерством проведена работа по корректировке государственных норм и федеральных единичных расценок. Были исключены или откорректированы недостоверные нормативы. Все нормы и расценки утверждены приказами Минрегиона и внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении стоимости строительства, финансируемого с привлечением федеральных средств. Утверждена методика расчета индексов изменения сметной стоимости, разрабатывается единая методика применения индексов пересчета. Отмечу, что система индексации была принята еще в 1994 году как механизм определения стоимости строительства в условиях высокой инфляции. Учитывая стабилизацию экономики, Минрегион России предлагает отказаться от системы индексации в строительстве начиная с 2011 года. Особо хочу отметить, что накопившиеся проблемы в сфере ценообразования в строительстве вызваны тем, что до 2008 года в составе федеральных органов государственной власти не существовало уполномоченного органа, к компетенции которого было бы отнесено принятие нормативных актов в сфере ценообразования в строительстве, что в свою очередь привело к отсутствию государственной политики в этой сфере. С момента придания этой функции Минрегиону России подготовлены проекты постановлений правительства по вопросу оценки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства, а также по вопросу регламента процедуры строительного контроля и определения его стоимости. Утверждены: порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, а также порядок ведения реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости; форма заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости; классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов, строящихся с привлечением средств федерального бюджета. Издан приказ, определяющий систему документов в области сметного нормирования и ценообразования, а также регламентирована процедура утверждения сметных нормативов. Всего за 2009–2010 год Минрегионом России издано более 40 правоприменительных актов по вопросам совершенствования системы ценообразования. По нашим расчетам, результатом внедрения новой системы ценообразования в строительстве станет:  упрощение процедуры проверки достоверности сметной документации;  создание механизма ежегодного уточнения новых нормативов по итогам исполнения бюджета, при этом система индексации будет отменена;  повышение точности планирования стоимости и сроков реализации инвестиционных проектов;  экономия бюджетных средств в размере до 20% от объема инвестиционных расходов за счет создания механизма достоверной оценки стоимости строительства;  разграничение функций и полномочий участников инвестиционно-строительного процесса;  создание механизма заинтересованности проектных организаций в применении экономически обоснованных проектных решений, позволяющие уложиться в бюджет стройки;  противодействие коррупции, снижение возможности злоупотреблений за счет механизма контроля стоимости выполняемых работ. – Особо отмечу, что комплекс применяемых мер способен дать эффект уже по объектам, строительство которых начнется в 2011 году. Главная задача – создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса После обмена мнениями и обсуждения широкого комплекса вопросов и проблем жилищного строительства и рынка жилья участники парламентских слушаний выработали конкретные рекомендации. В частности, участники парламентских слушаний отмечают, что несмотря на принимаемые государством меры, современное состояние рынка жилья и строительства жилых домов не отвечает реальным потребностям. Остаются ограниченными возможности большинства граждан для улучшения жилищных условий. Несмотря на предпринятые в последние два года федеральными органами государственной власти меры государственной поддержки строительной отрасли, не восстановился объем строительства жилья, достигнутый в 2008 году, продолжается рост ветхого и аварийного жилищного фонда. В числе проблем, требующих решения, следует отметить:  ухудшение финансового положения строительной отрасли, вызванное стагнацией рынка жилья в условиях снижения платежеспособного спроса;  продолжающееся ухудшение состояния основной части жилищного фонда, рост объемов ветхого и аварийного жилья;  неразвитость легального рынка арендного жилья;  сохранение дефицита жилья экономического класса;  недостаточность финансовых ресурсов у органов местного самоуправления, к компетенции которых относится обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Как следует из констатирующей части рекомендаций, в 2011–2012 годах ожидается снижение объемов спроса на жилые помещения со стороны государства. В этих условиях особую важность приобретает активная реализация частно-государственных проектов, в рамках которых можно обеспечить привлечение финансовых ресурсов частного сектора экономики и физических лиц. Кроме того, становится крайне актуальным скорейшее восстановление объемов ипотечного жилищного кредитования, достигнутых в предкризисный период, и принятие дополнительных мер, направленных на снижение ставки по привлекаемым ипотечным жилищным кредитам. На сегодняшний день в качестве основной меры реализации государственной политики по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан используются инструменты, предусматривающие предоставление жилья в собственность. Эта система реализуется посредством государственных жилищных сертификатов, субсидирования расходов граждан на приобретение жилья или обслуживание ипотечных жилищных займов, непосредственного предоставления квартир. При этом, если проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих успешно решается, то для прочих категорий граждан, в первую очередь проживающих в ветхом и аварийном жилье, ситуация существенно не изменилась. Так, увеличивается количество жилых помещений, признаваемых ветхими и аварийными, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики (табл. 1). Основным инструментом государственной политики по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и по проведению капитального ремонта жилищного фонда является Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 8 декабря 2010 года Государственной думой принят в первом чтении проект федерального закона № 457476-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает продление сроков деятельности Фонда на один год – до 1 января 2013 года. Продление срока деятельности Фонда в первую очередь обусловлено необходимостью продолжения реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Законопроектом предусмотрены также меры, направленные на повышение эффективности деятельности Фонда, реализацию региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Участники парламентских слушаний отмечают, что одним из сдерживающих факторов по развитию рынка жилья по-прежнему является наличие административных барьеров в сфере в строительства. При этом одной из самых острых проблем является непрозрачность процедуры предоставления земельных участков. Сегодня большой объем на земельном рынке по-прежнему занимают государственные и муниципальные земли. От сроков, в течение которых органы власти осуществляют предоставление прав на земельные участки, и от финансовых затрат потенциального инвестора на прохождение соответствующих процедур зависит рентабельность многих инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного строительства. В связи с этим процедура предоставления земельных участков должна быть прозрачна, укладываться в приемлемые сроки и гарантировать правообладателю юридическую чистоту полученных от государства прав. Другой актуальной проблемой является обеспечение земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Перед государством стоит задача не просто увеличить жилищное строительство, но обеспечить комплексное освоение новых территорий на основе системного градостроительного планирования с обеспечением граждан жильем, местами приложения труда, социальной и инженерной инфраструктурами. На сегодняшний день решению этих задач посвящена деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Участники парламентских слушаний отмечают также необходимость реформирования системы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. На практике процесс разработки проектной документации и проведения ее государственной экспертизы сегодня является для застройщика наиболее длительным этапом строительства (в среднем до 2-х, а иногда и до 3-х лет). Необходимо создавать условия для развития института негосударственной экспертизы в качестве эффективной альтернативы экспертизы, проводимой государственными органами. При этом развитие системы негосударственной экспертизы должно происходить при условии создания механизмов обеспечения ответственности организаций, осуществляющих такую экспертизу. На развитие рынка жилья негативное влияние оказывают также многочисленные требования о предоставлении дополнительных документов при получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, предъявляемые на практике уполномоченными органами. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен закрытый перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, установлен запрет требования от застройщика каких-либо согласований проектной документации, разрешений, не предусмотренных кодексом. Участники парламентских слушаний отмечают, что в целях искоренения такой негативной практики необходимо повысить ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности. Участники парламентских слушаний отмечают, что 17 ноября 2010 года на заседании Правительства Российской Федерации была одобрена новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы. Основной целью новой программы является формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. В качестве основных задач проекта федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы сформулировано следующее:  создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;  повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;  обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями. При этом согласно показателям программы к 2015 году годовой объем ввода жилья должен составить 90 миллионов квадратных метров общей площади, жилищная обеспеченность достигнет 24,2 кв. метра на человека, доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, составит 60 процентов, будут завершены строительством и реконструкцией порядка 19 объектов коммунальной инфраструктуры. В состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы включена новая подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», которая будет реализовываться в качестве нового этапа действующей на сегодняшний день подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Однако на выполнение этой подпрограммы на весь период 2011–2015 годов планируется направить из федерального бюджета только 21,1 млрд. рублей, что недостаточно для оказания существенного воздействия на стимулирование жилищного строительства. Кроме того, отмечается, что основная часть этих расходов запланирована на 2013–2015 годы, исходя из чего финансовое обеспечение региональных программ развития жилищного строительства в среднесрочной перспективе будет осуществляться на недостаточном уровне. Согласно проекту новой федеральной целевой программы «Жилище» создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса является одним из основных направлений государственной политики на ближайшую перспективу. Вместе с тем в настоящее время строительство доступного и комфортного жилья сдерживается рядом факторов. К числу таких факторов можно отнести отсутствие в законодательстве Российской Федерации мер, направленных на формирование условий для развития рынка жилья экономического класса. Кроме того, применяемые в настоящее время процедуры предоставления земельных участков для целей жилищного строительства не ориентированы на снижение рыночной стоимости жилья. С целью решения указанных проблем депутатами Государственной думы разработан и внесен в Государственную думу проект федерального закона № 456651-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса». Основная идея законопроекта – закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для их комплексного освоения или развития уже застроенных территорий с условием строительства на таких участках жилья экономического класса и реализации такого жилья по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона. Решению проблемы упорядочивания отношений в жилищной сфере, строительства жилья препятствует отсутствие четкой позиции в отношении налогообложения имущества. В частности, до сих пор не сформированы основы налогового законодательства для введения налога на недвижимость. При этом цены на жилье во многом остаются завышенными и определяются не столько и не только себестоимостью строительных работ, сколько платежеспособным спросом и дефицитом жилья (табл. 2). Как видно из таблицы, цены на жилье как на первичном, так и вторичном рынках существенно колебались. Причем их изменение происходило практически идентично изменению уровня социально-экономического развития и доходов населения. В частности, в 2009 году, когда по всем категориям жилых помещений наблюдалось значительное падение цен, это явление во многом объяснялось последствиями острой фазы финансово-экономического кризиса. Исходя из этого крайне важно обеспечить меньшие темпы роста цен на жилье относительно роста покупательной способности граждан. С учетом вышеизложенного в целях повышения эффективности государственной политики по стимулированию жилищного строительства и поддержки сбалансированного рынка жилья участники парламентских слушаний рекомендуют: Государственной думе и Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации в приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на развитие жилищного строительства и развитие сбалансированного рынка жилья, в том числе проект федерального закона № 456651-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса». Обеспечить доработку и рассмотрение проектов федеральных законов: № 388150-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилой застройки территорий» (в части обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства); № 369212-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования»; № 432575-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации». Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающий упрощенный порядок предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей. Обеспечить своевременное выполнение мероприятий, направленных на совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности, осуществление контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 982-р, в том числе мероприятий, направленных на:  упрощение порядка подготовки документов градостроительного зонирования и документации по планировке территории;  оптимизацию процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство, в том числе установление запрета на предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением установленных федеральным законом случаев;  развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности организаций, осуществляющих такую экспертизу;  снятие избыточных административных барьеров при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения и снижение стоимости подключения;  установление административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, нарушение порядка и сроков выдачи таких разрешений, а также за истребование документов и проведение согласований, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;  установление административной ответственности организаций коммунального комплекса и электросетевых компаний, а также их должностных лиц за нарушение правил подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и технологического присоединения к электрическим сетям;  подготовить и направить Президенту Российской Федерации предложения о включении: в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825, объем малоэтажного жилищного строительства, в том числе введенный в действие за год; в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, объем малоэтажного жилищного строительства, в том числе введенный в действие за год, площадь земельных участков, предоставленных для малоэтажного жилищного строительства. Разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающий механизмы обеспечения проведения своевременного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;  утвердить федеральную целевую программу «Жилище» на 2011–2015 годы. При корректировке указанной программы рассмотреть вопрос об увеличении финансирования подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации». Обеспечить в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы поддержку региональных программ жилищного строительства;  утвердить Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года;  продолжить работу по разработке Стратегии развития массового строительства жилья на период до 2020 года;  разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона о водоснабжении и водоотведении;  в целях расширения использования подземного пространства мегаполисов рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о недрах в части отнесения регулирования создания открытым способом подземных частей зданий к законодательству о градостроительной деятельности и исключения лицензирования пользования участками недр для целей создания подземных частей зданий на глубину до 10 метров. Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства активизировать работу по финансированию обеспечения земельных участков Фонда объектами инфраструктуры, увеличить объемы земельных участков, вовлекаемых в оборот в целях осуществления строительства жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного. Подготовить предложения о наделении Фонда функциями единого заказчика строительства жилья для отдельных категорий граждан, перед которыми у государства имеются социальные обязательства. Подготовить предложения о механизмах предоставления Фондом земельных участков Фонда некоммерческим объединениям граждан в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить региональные программы, направленные на стимулирование жилищного строительства, в том числе малоэтажного. Обеспечить приоритетное финансирование расходов на обеспечение земельных участков коммунальной, инженерной и социальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного. Ускорить разработку и утверждение порядка взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе прозрачных и доступных тарифов на подключение.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"