Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №11 (115) - 2011

Журнал № -

Ситуация в отрасли

И снова о проблемах правового регулирования подключения жилых и социальных объектов к коммунальной инфраструктуре

Игорь  СПИРИДОНОВ, президент Союза строителей Тюменской области,
член совета Российского Союза строителей

Стройкомплекс является одним из важнейших составляющих народного хозяйства Тюменской области. Динамика строительства во многом определяет темп роста экономики в целом. Принятое постановление Правительства РФ от 9 июля 2007 г. № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», узаконившее плату за подключение, болезненно отразилось на строительной отрасли.

Вспомним о сути некоторых событий и явлений в российской экономике. В 2008 году глава правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс подготовил научное обоснование реформ в системе РАО и обеспечил их проведение в жизнь. По-видимому, законодатели взяли за основу суть проведенной энергетиками реформы и применили основные ее положения ко всем  отраслям коммунального комплекса.  Во всяком случае нормы, регулирующие тарификацию услуг предприятий коммунального хозяйства за присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения, тепловым сетям, сходны по своей сути с нормами, регулирующими тарификацию в электроснабжении.
Говоря о проблемах правового регулирования процедуры подключения вновь построенных и реконструированных объектов к сетям, не следует забывать, для чего была установлена плата за подключение к коммунальным сетям. Ведь ранее такая плата с юридических и физических лиц не взималась.
При реформировании предприятий разработчики реформы поставили перед Правительством РФ стратегическую цель – запретить приватизацию сетей до 2011года. Предложение стало законом. Это было вынужденное решение: нельзя было приватизировать сети в то время, потому что частный инвестор мог купить генерацию и сети, после чего установить вертикально интегрированную частную монополию.
За 2008–2010 годы предполагалось провести структурную перестройку предприятий энергетики – создать открытые акционерные общества и выстроить вертикаль управления отраслью. Таким образом, был отрезан источник получения ресурсов для развития сетевого комплекса. Если нет частной собственности в сетях – значит нет и частных инвестиций.
Учитывая общее технологическое состояние коммунальных сетей в стране, невысокий в целом жизненный уровень населения, тарифы за электроэнергию повышать бесконечно стало невозможно. Одновременно необходимо было на переходный период (до приватизации) обеспечить финансирование строительства и развитие новых сетей. Таким источником инвестиций и стала «плата за подключение» или «плата за технологическое присоединение» к коммунальным сетям.
Предполагалось, что с 2011года плата за присоединение после окончания приватизации будет отменена. Появятся вот долгосрочный тариф и частная собственность в сетях – тогда и  вся модель финансирования и развития сетевого комплекса изменится.
Анатолий Чубайс, придавая чрезвычайное значение в переходный период поступлениям инвестиций в отрасль от технологического присоединения, говорил, выступая в июне 2008-го в Москве на конференции «Электроэнергетика – потребителям»: «Плата за подключение – временное, тяжелое и не очень хорошее решение. Те виды бизнеса, которые связаны с новым присоединением, попадают в очень непростую ситуацию. Это касается многих, особенно строителей, вновь возникающего малого бизнеса». Им было просчитано решение, которое позволяло бы минимизировать негативные последствия платы за присоединение. Все это было сведено в документ, который получил название «Стандарт раскрытия информации».
Суть его в том, чтобы, во-первых, максимально «опрозрачить» всю процедуру. Новый документ обязывал сетевую компанию через сайт в Интернете, через другие каналы отвечать на ключевые вопросы: количество заявок на присоединение, сроки исполнения, имеющаяся очередь.
Во-вторых, предложено было три типовых договора на присоединение к сетям, которые для физических лиц и для малого бизнеса ввели максимально возможные преимущества, в том числе минимизацию платы. Помимо этого, была предложена реальная программа мер по контролю, порядку обжалования решений в спорных ситуациях и разъяснению сути, что должно происходить, что законно, а что незаконно.
Весь этот набор решений не отменял плату за присоединение.     Отменить ее в то время означало, по мнению разработчиков, перекорежить всю энергосистему страны, когда генерация и магистральные сети строились, а распределительные сети потеряли источник средств на развитие. Это было ошибкой, надо было свести к минимуму ее последствия. И через названный выше набор решений надеялись, это будет сделано, что было политическим завещанием РАО «ЕЭС России» по отношению к вновь созданным сетевым компаниям.
«Стандарт раскрытия информации» в дальнейшем вошел составной частью в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

И вот наступил 2011 год, приватизация предприятий коммунального комплекса в стране в основном завершена, однако тарифы за оказание коммунальных услуг растут, растет и плата за присоединение. Никаких сведений о предстоящей ее отмене не имеется.   
Первыми нормативными актами, регулирующими процедуру присоединения к сетям предприятий коммунального комплекса, явились вышеупомянутый Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ с многочисленными изменениями и дополнениями (последняя редакция от 27.07.2010 года); приказы Министерства регионального развития от 10 ноября 2007 года № 99 и 100 об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ и по подготовке технических заданий по разработке этих программ организаций коммунального комплекса; федеральные законы, регламентирующие деятельность по отраслям организаций коммунального комплекса.
Принятые для разных предприятий документы едины в одном: территориальный орган местного самоуправления разрабатывает и утверждает техническое задание для той или иной организации коммунального комплекса по разработке инвестиционной программы. Затем разработанная программа выносится на обсуждение органа местного самоуправления, после чего утверждается. На ее основе, с учетом плана перспективного развития региона, определяется размер необходимых инвестиций на установленный период и определяются соответствующие тарифы.
В Методических рекомендациях подробно и детально расписана вся процедура разработки органом местного самоуправления на основе плана регионального развития технического задания для организации коммунального комплекса и самой инвестиционной программы.
К сожалению, руководители предприятий коммунального комплекса сегодня недостаточно компетентно относятся к вопросам тарификации на подключение вновь построенных или реконструированных объектов к сетям. А органы местного самоуправления при рассмотрении вопросов подключения также недостаточно эффективно решают вопросы установления платы за подключение.
Вышеназванными нормативными актами предусмотрено, что органам местного самоуправления рекомендуется принять правовой акт, определяющий порядок и условия разработки технических заданий по подготовке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с учетом местных особенностей и действующих муниципальных правовых актов.
Техническое задание разрабатывается на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой в соответствии с документами  территориального планирования муниципальных образований и утверждаемой представительным органом муниципального образования.
Разработка технического задания органом местного самоуправления является сложной творческой работой, которая в конечном счете определяет качество, объем и содержание инвестиционных программ.
Требования к самим инвестиционным программам указаны в приказе Министерства регионального развития РФ от 10 октября 2007 года № 101 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».
Мероприятия в инвестиционной программе рекомендуется формировать таким образом, чтобы они имели адресную и временную характеристику. Сроки реализации мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры, направленных на подключение строящихся (реконструируемых) объектов, рекомендуется состыковывать со сроками застройки соответствующих участков.
Наконец, самое важное. Мероприятия инвестиционной программы формируются в два инвестиционных проекта. В первый включаются мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленные на повышение качества оказываемых потребителям услуг. Во второй проект – мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленные на подключение строящихся (реконструируемых) объектов. Основное различие между разрабатываемыми проектами состоит в том, что первый финансируется за счет надбавок к тарифам на коммунальные услуги, второй – за счет тарифов организации коммунального комплекса на подключение. Не включаются в финансовые потребности на реализацию мероприятий одного инвестиционного проекта в финансовые потребности другого. В инвестиционной программе необходимо учитывать и взаимоувязывать все возможные источники финансирования ее реализации.
Орган регулирования, при получении программы от организации коммунального комплекса, в первую очередь должен проверить ее соответствие выданным техусловиям на разработку, в случае несоответствия – возвращает программу разработчикам вплоть до снятия вопроса об утверждении программы с повестки дня. Важным моментом при утверждении инвестиционной программы является определение доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Основной вывод из вышеуказанного очевиден: только взаимодействие органа местного самоуправления при выработке технических условий со строителями, общественностью и организациями коммунального комплекса позволит выработать последним действительно рабочую, справедливую и эффективную инвестиционную программу. К сожалению, примеров взаимодействия при разработке такой  программы мы не видим.

Действующая инвестиционная программа ООО  «Тюмень Водоканал» на 2007 – 2011 годы после ее принятия и утверждения Тюменской городской думой была подвергнута резкой критике со стороны застройщиков. Во-первых, большинство мероприятий программы относится к первому инвестиционному проекту, который финансируется за счет тарифов на водоснабжение и водоотведение. А ведь данные мероприятия учитывались при определении размера тарифов на подключение!
При утверждении инвестиционной программы ООО «Тюмень Водоканал» нами был проведен анализ мероприятий программы, который показал, что многие положения программы бессмысленны, а расходы на их осуществление завышены  до 7 раз. Выводы анализа:
– представленная структура финансовых потребностей, с учетом отсутствия собственных средств организаций коммунального комплекса, в ряде случаев проведения бесполезных работ, технически не обоснованных решений, завышена на сегодняшний день на 60%, т.е. значительное количество пунктов программы не обоснованы ни техническими решениями, ни финансовыми расчетами;
– требуется тщательная проверка всей структуры поступающих в ООО «Тюмень Водоканал» платежей, включая банковские займы, участие этих средств в развитии водоснабжения, водоотведения других инженерных инфраструктур области, т.е. выяснение направления денежных потоков для абсолютной прозрачности поступающих и расходуемых сумм;
– плату за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения для нужд застройщиков, с учетом вышеизложенного, уменьшить на 60% от существующей на сегодня, что в определенной степени поможет в решении вопросов строительства в целях выполнения поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач по снижению стоимости 1 кв.м жилья, а также окажет существенную помощь для обеспечения инвестиционной программы финансами от платы за подключения. 
Все это порождает серьезные сомнения в вопросах справедливости, обоснованности и доступности утвержденных тарифов на подключение, а также беспокойство о том, на какие цели уходят полученные за технологическое подключение средства.
Правительство Тюменской области еще 25 декабря 2007 года обязало ООО «Тюмень Водоканал» в месячный срок представить предложения по корректировке инвестиционной программы. До настоящего времени никаких корректировок в программу не внесено. Она продолжает действовать в первоначальном виде.

Внесенные поправки и дополнения в Федеральные законы «О теплоснабжении» и «Электроэнергетике» помогут исправить сложившуюся ситуацию. С 1 января 2011 года вопросы установления тарифов (в том числе утверждение инвестиционных программ) организаций коммунального комплекса на подключение отнесены к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В нашем случае застройщики фактически оплачивают содержание, ремонт и модернизацию коммунальных сетей города Тюмени. Тогда как инвестиции на указанные цели должны поступать из тарифов на коммунальные услуги.
Имеется множество примеров при возведении объектов капитального строительства, когда застройщики Тюмени за счет собственных средств проводят необходимые инженерные коммуникации от точки подключения коммунальных сетей, приобретают насосные станции, ТП, другие дорогостоящие инженерные сооружения для построенных объектов, то есть уже несут неправомерные значительные затраты на подключение при вводе их в эксплуатацию. Тем самым застройщики непосредственно участвуют в развитии мощностей и увеличении объемов оказываемых коммунальными предприятиями услуг. Однако никаких возмещений понесенных затрат они не получают. Более того, имеются примеры требований организаций коммунального комплекса безвозмездной передачи им на баланс возведенных строителями за свой счет дорогостоящих объектов.
Действенным средством упорядочивания тарифов на технологическое подключение к электрическим сетям является рассмотрение завышенных расчетов в Региональной энергетической комиссии. Вместо заявленной суммы 51 миллион рублей на технологическое подключение 20 строительных объектов (за 10 месяцев 2010 года) по решению Региональной энергетической комиссии (РЭК) необходимые платежи составили всего 241 913 рублей! Это 0,44% от первоначально заявленной суммы.  Аппетиты энергетиков были завышены более чем в 200 раз!
Инвестиционная программа энергетиков на 2010 – 2012 годы (ОАО «СУЭНКО») опубликована на сайте РЭК по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. Форма инвестиционной программы также не выдержана. В ней отражены мероприятия, относящиеся как к первому инвестиционному проекту, так и ко второму. Удивительно, что финансирование всех мероприятий указано из одного источника – амортизация отчетного года! При этом, несмотря на раздел в таблице «финансирование за счет регулируемых тарифов на присоединение», ни одного мероприятия, финансируемого из этого источника, в программе нет. Такой вот «серьезный и обстоятельный» подход к составлению инвестиционной программы.
В то же время это не мешает энергетикам из ОАО «СУЭНКО» в разы увеличивать плату за технологическое присоединение. Как и предполагалось разработчиками, негативные последствия от введения непопулярной меры – платы за подключение к сетям коммунального комплекса не замедлили сказаться, в первую очередь на строителях.
К числу негативных последствий для экономики региона и развития строительной отрасли применение необоснованной платы за подключение, следует отнести следующее:
– объекты, строительство которых началось до вступления в законную силу нормативных актов, устанавливающих плату за подключение, и в бюджет строительства которых она не была включена, не вводятся в эксплуатацию из-за требования сетевых коммунальных предприятий об оплате за подключение, особенно актуально это сегодня в связи с современным состоянием рынка жилья;
– злоупотребления сетевых компаний доминирующим положением в виде многочисленных дополнительных условий, часто устных, с требованиями приобретения застройщиками материалов и оборудования у конкретных предприятий, передачи сетевым компаниям на баланс за бесценок возведенных сетевых сооружений и коммуникаций под угрозой несогласования проектов и т.д.;
– выдача сетевыми компаниями техусловий застройщикам с указанием необходимости приобретения и установки оборудования гораздо более мощного (соответственно более дорогого, «с запасом»), чем это фактически требуется, для обеспечения ресурсами строящегося объекта;
– при существующих, искусственно завышенных нормативах на потребление населением продукции сетевых компаний (воды, тепла, газа, электричества) происходит искусственное завышение потребностей объектов строительства в этих ресурсах, соответственно требуется завышенное финансирование инвестиционных программ;
– плата за присоединение – главная причина, в силу которой в Тюменскую область не идут инвесторы.

Проведенные крупнейшим строительным предприятием региона ОАО «Тюменская домостроительная компания» расчеты на примере строительства жилых домов микрорайона № 3 «Тюменский» показывают, что при существующих тарифах на подключение к сетям водоснабжения и теплоснабжения стоимость квадратного метра жилья увеличивается: по теплу – на 664 рубля, по воде – на 1 350 рублей. Всего – на 2014 рублей, или на 5, 3%.
Эта же компания в 2010 году выиграла аукцион на право аренды земельного участка площадью 2,4га в районе МЖК для застройки жилыми домами. Компанией был подготовлен проект строительства 14-этажного жилого дома общей площадью 30 тыс. кв. метров. После обращения за выдачей технических условий в организации коммунального комплекса получены такие ответы: ООО «Тюмень-Водоканал» – плата за подключение составляет 42 млн. руб., УТСК – плата за подключение 21 млн. рублей.
Учитывая такие поборы, компания изучила вопрос об установке газовых котельных и подведении к дому газопровода, что в разы дешевле. Хотя это и нелогичное решение, поскольку в 20 метрах от возводимого дома находится магистральная теплотрасса. Здесь прямое нарушение Постановления Правительства РФ № 940 от 27.11.2010 года, которое освобождает застройщика от платы за подключение к сетям, не требующего реконструкции или нового строительства.
В то же время ярчайшим примером отсутствия всяческих плат за подключение к сетям является деятельность работников связи, которые своими силами и за свой счет осуществляют строительство камер, прокладывают кабели, обеспечивают бесплатное подключение к каналам связи. Ответ очевиден – в городе действуют 5 предприятий связи, конкуренция в отрасли чрезвычайно велика, компании борются за каждого абонента.   
На основании вышеизложенного, пока не отменена плата за подключение к сетям предприятий коммунального комплекса, Союз строителей Тюменской области предлагает:
– обеспечить разработку инвестиционных программ коммунальными сетевыми предприятиями в строгом соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями, создав рабочие группы из представителей заинтересованных сторон (муниципалитетов, застройщиков) с выделением в составе разрабатываемых программ двух инвестиционных проектов, направленных на содержание действующих сетей (ремонт, реконструкция, модернизация) с источником финансирования – тарифы на коммунальные услуги и развитие мощностей предоставляемых услуг с источником финансирования – плата за подключение;
–  организовать информирование населения через средства массовой информации о проводимой работе и общественные слушания по указанной проблеме;
– пересмотреть существующие тарифы на подключение с учетом разработанных инвестиционных программ;
– решить вопрос об открытии соответствующих внебюджетных счетов муниципалитетами, на которые застройщики будут перечислять плату за подключение; 
–  установить действенный контроль за использованием полученных средств муниципалитетами, а также за ходом выполнения инвестиционных программ; 
– на муниципальном уровне четко установить разграничение обязанностей застройщиков и сетевых муниципальных предприятий по обеспечению сетевыми ресурсами вводимых в эксплуатацию объектов (например, строительство и обеспечение коммуникациями до границ отведенных земельных строительных участков сетевыми коммунальными предприятиями за счет платы за подключение. Если эти работы выполнены силами застройщиков, то его документально подтвержденные затраты на подвод коммуникаций соответственно уменьшают сумму общей платы за подключение).
В конце прошлого года на заседании Тюменской областной думы губернатор Тюменской области В.В. Якушев выразил озабоченность тем, что в регионе сформировалась высокая цена на техприсоединение к сетям, что стало явным барьером для развития бизнеса. Глава региона дал поручение выстроить четкую систему взаимоотношений между ресурсосберегающими организациями и бизнес-сообществом в вопросах технологического подключения.
Первым шагом стало создание 7 декабря 2010 года совместной с Тюменской областной думой и правительством Тюменской области рабочей группы по рассмотрению вопросов формирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, платы за подключения к источникам электроснабжения и теплоснабжения.     В ее состав вошли депутаты Тюменской областной думы, заместитель губернатора Тюменской области, президент Союза строителей (работодателей) Тюменской области и представители ресурсоснабжающих организаций.
Рабочая группа работала шесть месяцев,  были достигнуты следующие результаты. Ресурсоснабжающие организации Тюменской области разместили на своих сайтах и сайте Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов административные регламенты по техническому присоединению к сетям.
Подписан меморандум между правительством Тюменской области, Тюменской областной думой и ресурсоснабжающими организациями об объединении усилий по обеспечению доступности технического присоединения к сетям и источникам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Преследуется цель снизить необоснованно высокие тарифы на подключение, отпугивающие инвесторов, упростить сам процесс.
По поручению губернатора Тюменской области В.В. Якушева была создана еще одна рабочая группа по урегулированию споров, связанных с вопросами техприсоединения, в которую вошли, помимо специалистов, депутатов и чиновников, представители строительных компаний, более других страдающих от действий ресурсоснабжающих организаций. Спорные вопросы, возникающие в этой среде, регулярно рассматривает специальная компания при губернаторском совете по развитию малого и среднего предпринимательства.
Сегодня максимальная стоимость «стыковки» с теплосетями не превышает 63 тыс. руб. за одну гигакалорию в час. Прежде же плата зашкаливала за пять миллионов. При этом и срок проведения экспертизы по техническому присоединению сокращен в два раза — до 30 дней. Стал более прозрачным и внятным порядок согласительных процедур с основными поставщиками ресурсов.
Государственные полномочия по установлению размера платы за подключение в сфере электроснабжения и теплоснабжения переданы Региональной энергетической комиссии, которая приняла решение кратно уменьшить плату за подключение к инженерным сетям. Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области контролирует нишу водоснабжения и водоотведения,  осуществляет консультационную и методическую помощь по вопросам технологического присоединения.
В настоящее время Министерство экономического развития РФ разрабатывает тепловые договоры и правила работы с потребителями. А пока Правительство РФ впервые утвердило такие формы типовых договоров по присоединению юридических лиц к электрическим сетям. Единая форма документов не позволяет теперь электросетевым компаниям включать в договор условия, ограничивающие права потребителя. Это в разы упростило и удешевило процедуру подключения — 40 процентов стоимости выплачивается поставщику уже после выполнения им своих обязательств по договорам.
Вводится еще одна важная мера. С 2012 года для нарушителей типовых форм договоров и правил при подключении к тепло-, водо- и электрическим сетям в Кодекс об административных правонарушениях вносится статья с жесткими санкциями к тем, кто нарушит требования к договорам.
Суммы штрафов для должностных лиц варьируются от 10 до 40 тыс. рублей. Для юридических лиц – от 100 до 500 тыс. рублей. При повторном нарушении размер штрафов существенно возрастет и в крайних случаях достигнет для юридических лиц миллиона рублей. Рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере подключения (присоединения) будет Федеральная антимонопольная служба. Новые поправки об административной ответственности вступят в силу после подписания федерального закона, который в ближайшее время планирует рассмотреть Совет Федерации. В Госдуме он уже прошел три чтения.       

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"