Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №3 (110) - 2011

Журнал № -

Саморегулирование. Итоги и задачи

Саморегулирование защищает интересы потребителей


– Ефим Владимирович, как в целом вы оцениваете итоги первого года работы СРО?

– Хотелось бы ответить уже привычной фразой: саморегулирование состоялось. Конечно, к нему еще есть нарекания, еще очень много предстоит сделать, но уже очевидно, что возврата к лицензированию не будет. Понимаете, государство впервые отдало строителям часть своих регулирующих функций – и нам необходимо доказать, что строительный комплекс в состоянии сам себя контролировать и организовывать. Но хочу особо подчеркнуть: саморегулирование – это не вседозволенность. Именно поэтому и выдаются допуски на виды работ, причем выдаче такого допуска должна предшествовать серьезная проверка компании – ее материальной базы, кадров и т.д. Первый год работы саморегулирования показал, что на строительном рынке России активно работают около 90 тысяч компаний – именно столько было выдано свидетельств о допуске. Конечно, в это число не вошли некоторые компании малого и микробизнеса, которые по закону не должны получать допуски, потому что работают на небольших объектах, но сама цифра – 90 тысяч – говорит о том, что исчезли компании-однодневки. Напомню, что в свое время Федеральный лицензионный центр выдал почти 250 тысяч лицензий на строительные работы. Саморегулируемые организации закончили формирование своих структур и приступили к ежедневной работе – проверкам деятельности своих членов. На уровне НОСТРОЯ за год удалось сделать очень много – разработаны основные унифицированные требования для СРО, что заметно облегчает работу саморегулируемым организациям. НОСТРОЙ и многие СРО активно занялись модернизацией нормативной базы. В бюджете Национального объединения строителей заложены очень солидные суммы на актуализацию СНиПов и разработку национальных стандартов. Сейчас первые СНиПы уже размещены на сайте НОСТРОЯ для публичного обсуждения. Уверен, что до конца года строители получат хороший пакет современных строительных норм и правил.


– Каковы последние законодательные и нормативные изменения в области саморегулирования?

– Знаете, единственное желание всех трех Национальных объединений – строителей, проектировщиков и изыскателей – чтобы в ближайший год не было никаких законодательных изменений. Но боюсь, это останется только мечтой, потому что изменения вносятся постоянно. Самые большие изменения привнесли, конечно же, поправки в Градостроительный кодекс в части саморегулирования. Отдельные положительные элементы есть. Так, при изменении перечня видов работ устанавливается переходный период в 6 месяцев – таким образом СРО страхуются от неразумной политики, которую подчас демонстрируют федеральные органы исполнительной власти. Очевидно, что перечень видов работ должен быть один и надолго, и изменения в него могут вноситься благодаря научно-техническому прогрессу, при появлении новых видов работ, новых технологий, прогрессивных материалов и т.д. Но в ситуации, когда мы получаем третий перечень видов работ за год, появляются сомнения в том, что это закончится в ближайшее время – сейчас в Минюсте находится на регистрации приказ Минрегиона № 294, который опять перераспределяет виды работ. С другой стороны, в нормативном регулировании есть моменты, которые очевидно нужно менять. Таким примером является постановление Правительства России №48, которое установило минимальные требования к выдаче свидетельств о допусках к видам работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. По мнению НОСТРОЯ, в первую очередь надо выделить объекты использования атомной энергии как наиболее опасные и установить требования к кадровому составу компаний – строителей АЭС. Объекты атомной энергетики нужно отделить от других особо опасных объектов – все-таки АЭС существенно отличаются от гидротехнических сооружений и линий электропередач. Аппарат Правительства РФ в декабре – январе отверг наши предложения по дифференцированию требований, исходя из потенциальной опасности и технической сложности объекта, и в итоге эти требования были установлены одним документом для всех. Результат – требования оказались нереализуемыми фактически для 100% компаний, которые строят, например, вышки мобильной связи, накопители жидких отходов, метрополитены и так далее. А все потому, что для обычных объектов минимальные требования предполагают наличие 3 специалистов с высшим образованием или 5 со средним, тогда как для выполнения только одного вида работ на особо опасных и технически сложных объектах необходимо иметь кадровый состав из более чем 30 специалистов с соответствующей градацией. Такое требование невыполнимо! Теперь выход из этой ситуации указали поправки в Градостроительный кодекс – там написано, что минимально необходимые требования устанавливаются правительством для работ на особо опасных и технически сложных объектах с учетом их потенциальной опасности и технической сложности. Вот это уточнение позволяет нам заняться дифференцированием требований, и сейчас проект соответствующего постановления Правительства РФ находится в одном шаге от подписания.Еще заслуга НОСТРОЯ в том, что из-под минимальных требований теперь выведены уникальные объекты, на которые также до 2 августа распространялись завышенные «ставки» по кадровому составу. А ведь согласно Градостроительному кодексу, уникальный объект – это объект с заглублением фундамента более чем на 10 метров. Под это определение сейчас подпадает любой торговый центр, жилой дом с многоярусным подземным паркингом тоже становится уникальным объектом. Эту неадекватность нам удалось устранить. Еще одна наша «головная боль» - Федеральный закон ФЗ-94 о госзакупках. Сейчас все госзаказы выведены на электронные торги – в том числе и объекты строительства, наравне с лекарствами и зубными щетками. А это совершенно неправильно, и мы будем доказывать это на любом уровне. Для участников строительных торгов обязательно должна быть предквалификация, иначе участвовать будут любые самые сомнительные компании. И участвуют! Так, участником одного из строительных аукционов был магазин музыкальных инструментов – это же смешно! А какой демпинг дают эти участники? 30–40%, а потом скрываются или выжимают дополнительные деньги из заказчика. Да и сами электронные площадки далеки от совершенства – они постоянно виснут, а ведь речь идет о заказах на миллионы и миллиарды рублей. Сначала нужно было поработать на небольших заказах, отладить все, а потом вводить тотальные аукционы. Но ФАС торопится ввести эту процедуру для всех, включая муниципалитеты и органы местного самоуправления. Теперь в деревне местной власти нельзя заказать выкопать колодец без электронного аукциона! Какой там Интернет, в этой деревне? Какие торги?! Вот со всеми этими несуразностями мы и будем бороться. Наша позиция была услышана премьер-министром Путиным, на совещании по жилищному строительству 3 февраля он дал поручение учесть поправки НОСТРОЯ.


– Какова ваша оценка перспектив развития саморегулирования в России?

– Думаю, перспективы оптимистичные. Пройден период становления, сейчас у СРО начинается реальная плановая работа. Кроме того, я считаю, что 234 саморегулируемые организации – это многовато даже для России. Все-таки СРО должны быть крупнее и носить межрегиональный характер. Для чего? Во-первых, чтобы не допустить возникновения локальных СРО в рамках одного субъекта Федерации – тогда у организации и ее членов не будет стремления «монополизировать» какую-либо территорию и никого туда не пускать.И второе – чем больше членов в саморегулируемой организации, тем больше возможности создать солидный компенсационный фонд и значительно более надежно защищать интересы третьих лиц, потребителей. Большой бюджет СРО позволит нанимать и иметь в своем аппарате хороших специалистов, хороших юристов, которые будут защищать интересы членов этого СРО. Оптимальная численность членов СРО, на мой взгляд, должна быть 600–700 организаций.


– Ефим Владимирович, IV Всероссийский съезд СРО посвящен в том числе жилищному строительству. Каким образом саморегулирование поможет решению жилищной проблемы россиян?

– Я убежден, что жилищное строительство, реализация федеральной целевой программы «Жилище» – это та площадка, где могут очень продуктивно сплавиться интересы государства, населения, саморегулируемых организаций и строителей. Главные задачи саморегулирования – обеспечение качества и безопасности строительства, а вот механизмы решения этих задач как раз и разрабатываются в системе саморегулирования. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что перед строителями стоит задача строить именно доступное жилье, поскольку более 70% граждан России нуждаются в улучшении жилищных условий. А для этого нужно кардинально решить вопрос по снижению стоимости строительства жилья. Здесь масса проблем: и снижение административных барьеров и стоимости подключения к сетям, и внедрение новых материалов и технологий, и разработка новых строительных норм и правил, и развитие ипотечного кредитования. По всем этим направлениям Национальное объединение строителей активно работает и вносит свои предложения в правительство, Государственную думу, профильные министерства. В конечном итоге, мы защищаем интересы потребителей, чтобы они могли жить в хорошем, комфортном и безопасном жилье.
Елена Шинкоренко

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"