Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №3 (110) - 2011

Журнал № -

Ситуация в отрасли

Владимир Яковлев: «Без развития и обновления строительной отрасли модернизация экономики невозможна в принципе…»

– Владимир Анатольевич, строительная отрасль по праву считается локомотивом социально-экономического развития страны, удалось ли строителям преодолеть последствия кризиса и выйти на новый виток развития?

– Действительно, от строителей зависит общее состояние экономики, рост деловой активности и качество жизни населения страны. Строительный сектор, формирующий 5,5% ВВП и обеспечивающий занятость 3 млн. человек, сохраняет позиции важной социально значимой и системообразующей сферы российской экономики.

Что касается объемов строительства, то в 2010 году объемы ввода жилья удалось поддержать почти на уровне 2009 года, на 10% возросла инвестиционная активность в строительстве, на 11% выросло производство основных строительных материалов, в 2,4 раза увеличилось количество выданных ипотечных кредитов. Это показывает, что стройка начинает оживать и дает основания рассчитывать на рост объемов ввода жилья в нынешнем году.

Несмотря на планируемое увеличение в этом году объемов строительства жилья на 3 млн. кв. метров, в регионах только начинается оживление. Потому что спрос пока, к сожалению, отстает от предложения. Одна из причин – по-прежнему высокие банковские кредиты. Сегодня процентная ставка для строительных компаний в среднем 15–17%. Согласитесь, дороговато. Особенно, когда все перекладывается на конечного потребителя.

Тем не менее, государство проявляет большой интерес к строительству социального жилья. Это касается квартир и для военнослужащих, и для ветеранов войны, в том числе по программе переселения из аварийного и ветхого фонда. В таких случаях государственная доля в финансировании составляет примерно 30%. Да еще Фонд содействия реформированию ЖКХ прилично загружает подрядные строительные организации муниципалитетов. В целом согласно правительственной программе ФЦП «Жилище» в 2011 году должно быть введено 63 млн. кв. метров жилья.

Большим подспорьем также стало и то, что разрешили использовать материнский капитал на ремонт, приобретение и строительство жилья. В 2011 году на данные цели должно быть израсходовано уже примерно 122 млрд. рублей. А это очень серьезные объемы. Так что осталось заинтересовать граждан, чтобы они смогли на подготовленных территориях строить в том числе и малоэтажные дома.

– Какие механизмы необходимо задействовать для стимулирования строительства жилья в регионах?

– Механизмы давно известны, просто их нужно правильно использовать. Основной инструмент – программа «Жилище», через которую проходит большое количество средств. На мой взгляд, необходимо существенную часть финансовых ресурсов направлять на инженерную подготовку территорий. К сожалению, пока выделение денег на эти цели по сравнению с прошлым годом сокращается. А ведь оборудование коммуникациями участков под застройку позволит сократить инвестиционно-строительный цикл, снизить стоимость квадратного метра жилья.

К сожалению, существует до сих пор и масса административных барьеров, связанных с оформлением земельных участков, с процедурой согласования проектной документации, присоединений к электричеству и т.п. Это как бег по пересеченной местности. Все время надо чего-то остерегаться и что-то преодолевать. Ведь только на госзакупках из-за коррупции теряется до триллиона рублей. Если учесть, что госбюджет на выполнение подрядных работ в области, к примеру, дорожного строительства составляет 5 триллионов рублей, становится понятно, сколько денег ушло налево.

Принятое правительством специальное постановление, в котором утвержден план по преодолению административных барьеров, должно изменить существующую ситуацию.

– Владимир Анатольевич, очевидно, что необходимый объем жилья может вводиться только при соответствующем количественном и в первую очередь качественном обеспечении строительной отрасли кадровыми ресурсами. Между тем проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров для строительной отрасли звучит все острее …

– К сожалению, это так. И для Российского Союза строителей – это давно стало отдельным направлением целенаправленной работы. Сегодня у нас практически разрушена полноценная система непрерывного строительного профессионального образования, и как следствие, не все благополучно с инновационностью, производительностью труда отечественной строительной сферы, особенно в сравнении с технологически развитыми странами.

Современное строительство – это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три - пять лет. Каждый инженер-строитель должен помнить, что единственная возможность для него быть востребованным в любых социально-экономических условиях – это постоянное образование. Для этого необходимо создавать условия. Между тем сегодня наблюдается значительный разрыв между потребностями строительной отрасли и возможностями образовательных учреждений.

Эксперты РСС считают, что нормативная база в подготовке кадров строительной отрасли несовершенна. Действующий приказ Минздравсоцразвития от 23.04.2008 г. №188 требует серьезной доработки с привлечением профессионалов, занятых в строительной отрасли. Давно пора разработать общероссийский образовательный стандарт с тем, чтобы планка уровня знаний выпускников соответствовала уровню квалификации, диктуемому реалиями сегодняшнего дня. Необходимо разработать как методику, так и механизм повышения и регулярного подтверждения работающими специалистами своей квалификации.

В 2010 году рабочая группа Российского Союза строителей продолжила работу по созданию инновационной системы архитектурно-строительного профессионального образования и отраслевой науки для практической реализации одного из основных принципов нового научно-образовательного пространства – отраслевой интеграции образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля на основе использования инновационных методов и технологий непрерывного и опережающего обучения, академической мобильности, формирования современной структуры организации и управления учебным процессом.

Я обозначил только часть проблем, которые носят комплексный характер и должны решаться на самом высоком уровне. В целях совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли Министерством регионального развития РФ подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым предусматривается объединение усилий Минрегиона, Министерства образования и науки РФ, Национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере, общественных организаций и иных представителей экспертного сообщества в деле решения общей задачи.

– Владимир Анатольевич, как вы оцениваете развитие института саморегулирования в строительной отрасли?

– Для строителей 2010 год выдался непростым, в том числе и по причине практической реализации перехода от государственного лицензирования к саморегулированию в области инженерных изысканий, проектирования и капитального строительства. Несмотря на определенные сложности, сегодня уже можно утверждать: система саморегулирования поступательно развивается. Российский Союз строителей был инициатором создания института саморегулирования в строительстве и сегодня успешно лоббирует, поддерживает и защищает его работу.

Государство передало строительному сообществу важнейшую функцию – отвечать за безопасность и качество строительства. Перед СРО поставлены конкретные и ответственные задачи, выполнение которых требует большой, кропотливой и многоплановой работы в нормативно-правовой, финансово-экономической и организационно-практической сферах. Во всех аспектах этой работы еще предстоит разобраться.

СРО по своим функциям призваны не подменять, а дополнять действующие общественные организации в направлении принципиального повышения ответственности строителей, проектировщиков и изыскателей за результаты своей деятельности, одновременно привнося в строительное сообщество и дополнительные, весьма существенные организационно-финансовые возможности.

У нас есть четкие договоренности со всеми национальными объединениями –

решать все вопросы сообща, в полном контакте, не создавая препятствий друг другу – это важно и нужно и пойдет на пользу строительному комплексу. Недавно на межрегиональной конференции саморегулируемых организаций и региональных союзов строителей в Йошкар-Оле представители более 60 крупнейших строительных компаний Марий Эл, Чувашии, Татарстана, Нижегородской и Пензенской областей обсудили ряд проблем и перспектив развития строительной отрасли страны, реализацию мер по совершенствованию работы саморегулируемых организаций в строительстве, нормативному обеспечению их деятельности, вопросы технического регулирования, ценовой политики и подготовки кадров.

У большинства строителей нет сомнения в том, что создание саморегулируемых организаций – это очередной закономерный шаг на пути формирования рыночных отношений. Сегодня нужна спокойная, последовательная и целенаправленная совместная работа органов власти всех уровней и представителей деловых кругов по выстраиванию системы общественных организаций, в том числе саморегулируемых, в интересах наиболее полного использования их возрастающих возможностей при решении экономических и политических задач.

Каковы, на ваш взгляд, прогнозы развития отрасли на ближайшую перспективу?

– В целом, по мнению экспертов РСС, в ближайшее время большого всплеска в работе стройкомплекса страны не ожидается, но с учетом задач, поставленных на 2012–2018 годы, строительный комплекс получит дополнительный импульс к развитию. Необходима четкая определенность роли государства и бизнеса в решении поставленных задач, стратегия развития строительства, планы пространственного развития страны, схемы территориального планирования и грамотное регулирование вопросов цено­образования – и тогда поступательное движение вперед будет сохранено и ускорено.

Модернизация – одна из важнейших задач реформирования отечественной экономики, но без развития и обновления строительной отрасли модернизация экономики невозможна в принципе. Поэтому сегодня вопросы развития строительной индустрии требуют повышенного внимания. Сегодня задача руководства страны – выработать механизм, который подтолкнет отрасль к модернизации, ведь строительство – это достаточно сложный комплекс вопросов и проблем, который, помимо рыночных механизмов, нуждается в централизованном управлении.

Наличие грамотных законов, а главное их правильное исполнение, внесение изменений в систему ценообразования, нормативную базу, коммерческое управление построенными объектами в конечном итоге приведет к сокращению сроков строительства, улучшению качества объектов.

Хочу подчеркнуть, сегодня для успешной работы строительного комплекса России делается немало. Задачи перед строителями на федеральном уровне поставлены вполне конкретные и ответственные, выполнение которых требует большой и кропотливой работы в нормативно-правовой, финансово-экономической и организационной сферах. И мы гордимся тем, что Союз строителей ведет в этом направлении активную и продуктивную работу. РСС стал одним из центров, объединяющим усилия государства, бизнеса и общественности в деле развития строительной отрасли страны.


При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"