Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №5 (112) - 2011

Журнал № -

Инновации

БАЭС – полигон инноваций

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ... Работы по сооружению четвертого (БН-800) и пятого (БН-1600) энергоблоков начались на Белоярской АЭС еще в 1984 году (пуск БН-800 предполагался в 1992-м). Однако после 1986 года строительство всех новых АЭС в России было заморожено, проекты направлены на корректировку. В дальнейшем, в 1990-х годах, продолжение строительства энергоблока сдерживалось сложной экономической ситуацией в России. В период приостановки строительства проект энергоблока БН-800 продолжал совершенствоваться, и к моменту начала нового этапа в сооружении обрел лучшие свои качества, соответствующие современному уровню развития науки и техники, а также всем ныне действующим требованиям по надежности, безопасности и экологической чистоте. В 2006 году энергоблок с реактором БН-800 был включен в Федеральную целевую программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России в 2007–2010 гг. и на перспективу до 2015 г.», и началось масштабное финансирование его сооружения. Возобновление «замороженной» стройки было доверено управляющей компании «Уралэнергострой», много лет специализирующейся на возведении объектов энергетики. Но когда руководители компании ознакомились с проектной документацией четвертого энергоблока, им в пору было схватиться за голову: предстояло строительство монолитных сооружений с уникальной плотностью армирования – до 280 кг металла на кубометр бетона. А если учесть, что основным способом соединения арматурных стержней до сих пор считается сварка, предстояло привлечь на стройку целую армию представителей этой дефицитной ныне специальности. Но самое ужасное состояло в том, что для выполнения этого гигантского объема работ нужны были не просто сварщики, а самые высококвалифицированные – 5 и 6 разрядов, обладающие навыками ванно-шовной сварки. Эта разновидность сварных соединений считается одной из самых технологически сложных, ее выполнение требует безупречного знания всех процессов, а также аккуратности и дисциплины. При этом за смену сварщик успевает выполнить только 8 таких соединений. А их на объекте – сотни тысяч! Дефицит высококвалифицированных кадров – самый главный сегодня в строительстве. Никакими деньгами не заманишь на стройку несколько сотен элитных сварщиков – просто потому, что их… не существует в природе. Но строить, тем не менее, надо. Поэтому руководители строительства решили искать альтернативные методы соединения арматуры. Например, выяснилось, что в Великобритании применяют резьбовое соединение с помощью специальных муфт. Удовольствие, правда, не из дешевых: каждое такое соединение обходится в 5–7 тысяч рублей, плюс необходимо дополнительное оборудование для нанесения резьбы на концы стержней. Да и производительность таких работ невелика. При этом и резьба не всегда выдерживает нагрузки. А что, если попробовать присоединить муфту к арматуре не посредством резьбы, а методом обжима? Ведь применяют в МЧС гидравлические ножницы – почему бы не изготовить по тому же принципу портативный гидравлический пресс для обжима муфт? Идея показалась перспективной и после инженерной проработки во Всероссийском НИИ железобетона легла в основу руководящего документа – РД ЭО 0657-2006 «Положение по применению механических соединений арматуры для железобетонных конструкций зданий и сооружений атомных станций» и Технических условий на «соединения механические опрессованные арматурного проката для железобетонных конструкций». Авторы метода – генеральный директор УК «Уралэнергострой» Виктор Суруда, директор управления строительства БАЭС Владимир Инфантьев и главный сварщик УК «Уралэнергострой» Евгений Пруткин. Они же являются обладателями патента на полезную модель №92381 «Пресс ручной обжимной». Данная технология, которую можно назвать «антисваркой», была представлена на 10-й специализированной выставке «Сварка. Контроль и диагностика» в Екатеринбурге и даже удостоена там серебряной медали. Понятно, что на «золото» от сварщиков авторам было трудно рассчитывать. НАДЕЖНЕЕ СВАРКИ Осуществление блестящей в своей простоте идеи механического соединения стальных стержней привело к появлению целой линейки необходимого оборудования. Это две разновидности ручного обжимного пресса БИС-2М и БИС-2ММ, набор муфт для соединения арматурного проката диаметром от 20 до 40 мм, переходных муфт для стержней разных диаметров, а также набор сменных обжимных кулачков. Все это сегодня производится на базе ООО «БИС-2» в городе Березовском. Все оборудование, включая насосные станции и рукава высокого давления, отечественного производства, сертифицировано. При изготовлении муфт применяются трубы, которые тоже «катают» в нашем регионе, на Первоуральском и Синарском заводах. Увидеть, как на практике используется технология механического соединения арматуры, можно на стройплощадке 4-го энергоблока БАЭС. Здесь на 40 гектарах растут здания и сооружения, даже в незаконченном виде поражающие своими циклопическими размерами. Здесь же работает гусеничный кран «Demag» грузоподъемностью 600 тонн, великое множество другой мощной техники. И круглосуточно, в три смены, здесь трудятся более 60 субподрядных организаций, более 2,5 тысячи строителей. Сразу 12 подрядных фирм занимаются бетонными работами на разных участках стройки. Все они используют оборудование для механического соединения арматуры. Вот одна из бригад ЗАО «НТ Центр» недалеко от строящегося реакторного корпуса готовит арматурные стержни и каркасы. Специалист зачищает концы арматуры, надевает на них муфты, а затем в дело вступает пресс. Включается гидронасос, давление передается на механические кулачки, которые с шести сторон сдавливают муфту, накрепко впечатывая ее в ребра арматуры. 5-6 последовательных сжатий – и муфта становится неразрывной частью конструкции. – Здесь, внизу, удобней присоединять муфты с одного конца арматурных стержней и каркасов, – рассказывает инженер-механик ООО «УС БАЭС» Леонид Зайков. – Затем арматура поднимается наверх, вставляется другим концом в ранее подготовленные выпуски и так же обжимается. Всего на одно соединение уходит от 3 до 5 минут. Под рукой у монтажника всегда находится рулетка. В процессе обжима внутренний диаметр муфты обволакивает ребра арматуры, при этом сама муфта удлиняется. Именно по этому показателю и судят о прочности соединения. – Уникальность метода заключается в том, что в нем практически не допускается брака, – говорит Леонид. – На сегодняшний день на объекте обжато примерно 215 тысяч соединений, из них бракованными оказались всего 3. Этот несравнимо со сваркой, где брак достигает 10–15 процентов. О других преимуществах механического обжима перед сварными соединениями рассказывает представитель компании–производителя оборудования, ведущий инженер ООО «БИС-2» Олег Романов. – На подготовку сварщика 5-6 разряда уходит 4–5 лет. А научиться пользоваться аппаратурой, которую мы производим, можно всего за два дня, – говорит Олег Данильевич. – Это, пожалуй, главное, что составляет экономическую составляющую метода: мы уходим от необходимости иметь высококвалифицированных сварщиков. Плюс экономия электроэнергии – наше оборудование работает от электродвигателя мощностью 2,2 кВт, что несравнимо со сварочными постами, которым необходимы большие нагрузки. Следующее преимущество механической стыковки – простота проверки качества соединения. Контроль ванно-шовной сварки проводится с применением неразрушающей ультразвуковой дефектоскопии или рентгенографии, что приводит к значительному удорожанию работ по устройству стыков. К тому же при рентгенографии приходится останавливать работы и удалять людей с площадки. А у нас достаточно измерить удлинение муфты, если оно достигает 8-12% значит соединение является надежным и равнопрочным – как на разрыв, так и на сжатие. Немаловажно и повышение производительности труда. Бригада из двух монтажников за смену производит в 3,5–4 раза больше соединений, чем бригада сварщиков. Сам процесс ванно-шовной сварки длится примерно полчаса, затем соединению надо еще дать время остыть перед проверкой. По словам Леонида Зайкова, на объекте используется 22 комплекта «БИС-2», еще несколько находятся в резерве. На этом оборудовании работают круглосуточно, в любую погоду и во все времена года. В результате темпы бетонных работ ускоряются в разы. В прошлом году строители 4-го энергоблока сумели уложить 88 тысяч кубометров бетона, в этом году планируют довести скорость до 8,5 тысячи кубометров в месяц. Поднимаемся на самый верх строящегося реакторного отделения – туда, где происходит обвязка арматуры и укладка бетона. Нас встречает Сергей Решетников, старший мастер ООО «Высотка-Монолит». – Объекту присвоено 7 баллов по сейсмостойкости, предъявлены очень высокие требования к несущим стенам, – рассказывает старший мастер. – Поэтому плотность армирования очень высока и далеко не всегда можно использовать подъемные механизмы, много ручного труда. Но применение обжимного пресса значительно облегчает задачу, хотя даже сам по себе он весит немало. Наша фирма оплачивает обучение, так что все рабочие аттестованы на обращение с прессом. Олег Романов добавляет: – В структуре «Уралэнергостроя» есть аккредитованная организация «Центр качества», которая может обучать и выдавать разрешение на использование нашего оборудования. Программа обучения согласована с Ростехнадзором и для ее реализации не требуется разрешения от Национального агентства контроля и сварки (НАКС). Кроме того, мы очень тесно сотрудничаем с производителями работ, каждую неделю наши представители присутствуют на заседании штаба строительства. Результатом этих контактов стали многочисленные усовершенствования конструкции оборудования, и сейчас оно работает практически без нареканий. В ЦЕНТРЕ КАЧЕСТВА Проверка качества механических соединений арматуры осуществляется не только с помощью линейки и не только на стройплощадке. В лаборатории сварки ООО «Центр качества», структурного подразделения УК «Уралэнергострой», используют наиболее наглядный метод – испытывают муфтовые соединения на разрыв. В помещении лаборатории установлена разрывная машина для статических испытаний металлов Р-100. Это означает, что она может развивать максимальное усилие в 100 тонн. Как пояснил ведущий инженер отдела сварки ООО «Центр качества» Игорь Малинин, каждая субподрядная организация после выполнения 500 стыков обязана предоставить контрольные образцы, выполненные на том же оборудовании, тем же специалистом с применением аналогичного сортамента муфт и арматуры – такие образцы называют еще «свидетелями». Кроме того, во время обучения каждый рабочий должен предоставить 3 образца выполненных соединений, так называемых «допускных». Поэтому машина почти не простаивает, испытания здесь проходят каждый рабочий день. Нам тут же демонстрируют, как это происходит. Образец вставляется в захваты, машина настраивается, плавно дается нагрузка. На отметке 36 тонн раздается резкий звук – арматура разорвана, муфта осталась невредимой. – Разрыв произошел только по основному металлу, значит соединение надежное, – поясняет Игорь Малинин. – За все время испытаний нами обнаружено всего 3 случая брака из-за низкого качества трубной заготовки муфты. В этом случае на объекте производится полная проверка документов на материалы и аттестация рабочих. По результатам каждого испытания составляются протоколы, и эти документы будут храниться в течение 40 лет. По ним можно будет установить, когда, кем и из какого материала было выполнено механическое соединение арматуры в любом месте железобетонного сооружения. По словам директора строительства Владимира Инфантьева, сегодня инженеры управления готовятся к выполнению уникального арочного перекрытия над реакторным блоком – 42-метрового пролета из монолитного железобетона с применением сверхпрочной арматуры марок А500 и А600. – Проведенные испытания показали, что наши муфты могут использоваться и с такой арматурой, – говорит Владимир Данилович. – Сегодня проводим модернизацию пресса для этой арматуры. Строительство 4-го энергоблока идет непрерывно, и финиш уже не за горами. На декабрь 2012 года назначена приемка на станции 2200 «кубов» натрия. На сентябрь 2013 года намечен так называемый физический пуск объекта, когда станция примет топливо и начнется отработка производственных параметров. А еще через 9 месяцев запустят и турбины, БАЭС приступит к выработке электроэнергии. Но уже сегодня БАЭС можно назвать настоящим полигоном для обкатки инновационных технологий и строительных материалов. Метод механического соединения арматуры – только один из примеров этого порядка. А чего стоит литой бетон повышенной пластичности, который не нужно подвергать вибрации! Или технология выполнения фундамента на виброопорах – уникальная для России, никакими СНиПами не предусмотренная… Мы надеемся рассказать об этих и других новинках «Уралэнергостроя» в следующих номерах нашего журнала.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"