Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №5 (112) - 2011

Журнал № -

Саморегулирование

Виктор Басаргин: «Развитие саморегулирования – это приоритет государства»

Съезд проходит в очень ответственное для отрасли время. Сегодня строительный комплекс стоит на пороге нового этапа развития, когда во многом сформированы условия для качественного рывка. Несмотря на пессимистичные прогнозы экспертов, прошлый год по строительству жилья мы закончили на уровнях, близких к тем, что наметили. Объем ипотеки вырос в 2,5 раза – до 400 млрд. рублей. Инвестиции в отрасль возросли на 6%, превысив 9 трлн. рублей. Было налажено 300 новых производств стройматериалов, на 15% вырос выпуск ключевых видов продукции (цемента, ЖБИ, изделий из древесины). Удалось сконцентрировать государственные ресурсы для развития отрасли. С участием федеральных средств построено 38% жилья. Нарастает государственная поддержка спроса за счет обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Мы уже близки к решению жилищных проблем ветеранов Великой Отечественной и граждан, уволенных с военной службы. Начали принципиально новое для нашей страны направление – в Калуге, Новосибирске, Чебоксарах реализуются первые проекты строительства зданий для социальной аренды жилья. Возросло качество строительства, больше стали строить жилья эконом-класса, его доля превысила 35% и продолжает расти. С этого года мы работаем по системе региональных планов ввода жилья. По итогам I квартала его введено 9,3 млн. кв. метров (это 97,8% по отношению к I кварталу 2010 года). По введенной площади мы немного отстали от прошлого года, и все же построили на 2% больше квартир – 107200. Это означает, что акцент был сделан как раз на строительство недорогих квартир. В то же время за март ввод жилья по сравнению с показателями годичной давности увеличился на 13%. Есть уверенность, что годовые планы будут выполнены. Конечно, в достигнутых результатах основная заслуга принадлежит строительному сообществу. Государство лишь задает основные направления работы, стараясь сформировать благоприятный климат в отрасли. В минувший понедельник (25 апреля) Председатель Правительства России В.В. Путин провел совещание, где обсуждались меры по развитию строительного комплекса как «одного из локомотивов роста и обновления всей экономики России». В качестве приоритетов его системного развития рассматривались: –  упрощение административных процедур; –  совершенствование отраслевого и технического регулирования; –  стимулирование эффективных форм жилищного строительства; –  переход от конкуренции за административный ресурс к конкуренции лучших практик и технологий; –  развитие профессионального образования и науки; –  координация и структурирование рынков, обеспечение открытого доступа к информации; –  стимулирование технического и технологического перевооружения отрасли. Это, по сути, те направления, по которым государство должно работать с профессиональным сообществом. Поскольку результата можно добиться только сообща. И здесь федеральные органы очень рас- считывают на саморегулируемые организации. Мы с вами давно работаем и знаем ваш потенциал. Минрегион стоял у истоков становления института саморегулирования, мы вместе трудились над созданием национальных объединений, вместе вырабатывали задачи развития на предыдущем съезде. Считаю, нам удалось наладить эффективную форму сотрудничества с Национальным объединением в сфере строительства в рамках Координационного совета при министерстве. В необходимом объеме было организовано взаимодействие по совершенствованию Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства, предложений по совершенствованию минимальных требований к выдаче свидетельств о допусках в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов и еще по целому ряду направлений. Вместе с тем, считаю, мы могли сделать больше. Пока так и не удалось до конца избавиться от тех, кто пришел в систему саморегулирования для того, чтобы нажиться, а не работать. В настоящее время подготовлен проект постановления правительства о возложении полномочий по государственному контролю за саморегулируемыми организациями в строительстве на Минрегион России. Передача полномочий – это эффективное дополнение функции по контролю и координации за деятельностью нацобъединений. Однако, как бы эффективно ни была построена система государственного контроля, нельзя забывать о механизме контроля внутреннего. Именно его сейчас не хватает в полной мере. Мы очень рассчитываем на вас в этой работе. Считаю, что всем СРО необходимо избавиться от недобросовестных организаций, сделавших ставку на торговлю разрешениями, а людей, замеченных в таких махинациях, в дальнейшем не допускать в систему. Еще одна актуальная тема на стыке нашей совместной деятельности – снижение необоснованных административных барьеров. Долгое время почти повсеместно шло манипулирование административными процедурами, позволявшими обеспечивать сверхприбыли застройщикам, близким к органам власти. Это наносило вред развитию отрасли. Сегодня на федеральном уровне заложены основы для существенного снижения административных барьеров. Мы сократили срок разработки проектов документов территориального планирования. Установили закрытый перечень административных процедур, четко их регламентировали. Заложили основу для создания института негосударственной экспертизы. Сняли ограничения по отнесению проектной документации к проектам повторного применения. Однако на уровне муниципалитетов ситуация до сих пор складывается по-разному. Для строительного бизнеса эти отличия являются одним из определяющих факторов при выборе территорий для инвестирования. Мы предлагаем строительному сообществу занять более активную позицию, в том числе путем проведения мониторинга и оценки эффективности административных процедур при реализации инвестпроектов на муниципальном уровне. Это позволит привлечь внимание к наиболее проблемным городам и выявить муниципалитеты с привлекательным инвестиционным климатом для распространения их позитивного опыта. Это станет важным элементом взаимодействия. Отдельно остановлюсь на совместном участии в развитии технического регулирования. Введение саморегулирования позволило рассчитывать на прорыв в этой области, консолидацию средств и усилий профессионалов. Сделать действительно удалось немало. Уже обновлена треть из 90 обязательных необходимых СНиПов и ГОСТов, в том числе технические нормы по энергосбережению в производстве стройматериалов, внедрению инновационных технологий при выполнении строительных работ. Остальные в работе. Большая их часть будет актуализирована до конца года, а до середины следующего – все оставшиеся. Идет гармонизация нормативных документов с принципами, принятыми в Евросоюзе. Это реальное формирование единого технологического пространства и рынка строительных услуг. Емкость строительного рынка значительно увеличится, но придет немало амбициозных игроков из соседних государств. В то же время мы договаривались вести эту работу на паритетных началах. Однако в итоге соотношение затрат сегодня 90% к 10% в пользу федеральных средств. Часто саморегулируемые организации расставляют приоритеты актуализации нормативов, исходя из своих узких интересов, а не интересов отрасли в целом. Считаю, что нам необходимо пересмотреть принципы нашего взаимодействия в данном вопросе. Также много вопросов накопилось в сфере нормотворческой деятельности. С одной стороны, мы получили компетентного консультанта в лице системы саморегулирования, с другой, активность строительного сообщества на этапе подготовки документов минимальна. Так, определенные нарекания вызвал новый закон о территориальном планировании, но кто мешал подключиться к его корректировке, пока законопроект находился на сайтах Минрегиона России, Государственной думы?! Думаю, гораздо эффективнее была бы схема, при которой профессиональное сообщество разрабатывает важную для отрасли законодательную инициативу, а мы уже способствуем ее принятию. Надеюсь уже в скором времени получить конкретные предложения. Приоритетом ближайшего периода, на наш взгляд, должна стать работа над модернизацией законодательства о размещении госзаказа. Во исполнение поручения Председателя Правительства России нами подготовлены предложения по становлению института предквалификации. Нам вместе с нацобъединением нужно определить, какой из способов проведения предквалификации наиболее эффективен. Либо пообъектная, когда в соответствии с установленным порядком будет происходить отбор организаций к каждому отдельному случаю размещения заказа на строительство. При этом формирует предквалификационную комиссию и принимает решение о допуске госзаказчик. Либо посубъектная, когда все строительные организации по заранее определенным правилам и условиям проходят предквалификацию и вносятся в единый федеральный реестр участников торгов. В данном случае необходимо определить государственный орган, формирующий реестр, а также сегментировать реестр по видам объектов капстроительства и их стоимости. Среди сфер возможного сотрудничества есть большой потенциал в деле подготовки кадров и развития отраслевой науки. Сейчас мы аккумулируем научно-исследовательский потенциал отрасли в рамках ОАО «Росстройнаука». Также министерством разрабатывается программа использования сети территориального профильного образования для профессиональной переподготовки специалистов, развития дистанционного начального, среднего и высшего образования, где будут задействованы все 140 профильных учебных заведений (число специализированных строительных вузов – 14, факультетов – 130). Вместе с национальным университетом на базе МГСУ эта программа станет звеном системы непрерывного образования. Со своей стороны, профессиональное сообщество в силах сформировать систему спроса на кадры, поднять престижность профессии, чтобы привлечь лучших из лучших (это и достойная заработная плата, и социальный пакет, и т.д.). Именно отношение к сотруднику во многом может определить выбор молодых специалистов отрасли. Нельзя преуменьшить роль строительного сообщества в стимулировании внедрения новых энергоэффективных технологий и стройматериалов. Нами разработана и представлена председателю правительства «Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года». Она предусматривает качественное технологическое перевооружение стройкомплекса, решение проблем потенциального дефицита строительных материалов и повышения их доступности. Нами разработаны финансово подкрепленные меры стимулирования модернизации отрасли, отобраны для распространения современные технологии домостроения, организовано взаимодействие с инвесторами по строительству новых производств стройматериалов и машиностроительных заводов для производства соответствующего оборудования. При этом мы обеспечили условия для того, чтобы предприятия могли участвовать в стандартизации стройматериалов. Теперь вы можете инициативно разрабатывать стандарты исходя из знания рынка. Мы ждем от вас предложений и новых идей. Считаю, что не должны выпасть из поля нашего внимания вопросы рационального использования вторичных ресурсов. Стройиндустрия способна переработать их значительную часть – как в качестве исходного материала, так и топлива, внося вклад в экологическую безопасность страны. Впереди еще очень большая работа по направлениям, которые напрямую зависят от позиции профессионального сообщества. Напомню, согласно международным исследованиям, производительность труда в российском строительном комплексе – чуть больше 20% от уровня США. Притом 60% этого отставания формируется за счет неэффективной организации труда в отрасли. Государство сколь угодно долго может тратить силы на сокращение длительности административных процедур, формирование благоприятного климата в отрасли, но без встречного движения со стороны бизнес-сообщества эти движения ничего не стоят. Саморегулируемым организациям есть еще, в чем совершенствовать работу. До сих пор отдачу от перехода к саморегулированию не почувствовали многие малые предприятия строительного комплекса. И здесь уже зона ответственности не национальных объединений, а конкретных, входящих в них организаций. У иных бюджеты сравнимы с бюджетами нацобъединений. Давайте вместе подумаем, как задействовать этот потенциал, чтобы каждый участник рынка почувствовал: саморегулирование – это не просто смена вывески, а реальный эффективный институт, работа которого дает зримый результат. Считаю, что настало время поднять уровень ответственности строительного сообщества. Можно часто слышать, что раньше строительному комплексу государство уделяло больше внимания – отраслью руководило профильное министерство. Скажу на это: сейчас пути развития строительства определяют не два департамента Минрегиона России, а союз министерства и профессионального сообщества в лице трех национальных объединений. Сегодня без вашего участия не принимается ни одного важного решения. Но мы пока задействуем далеко не все возможности сотрудничества. Скажу прямо, считаю неконструктивной позицию ряда СРО. Не будет преувеличением сказать, что Минрегион во всем поддерживал строительное сообщество, защищал предлагаемые вами идеи. В ответ же мы часто слышим совершенно необоснованную критику. Это касается и приказа №624, хотя вы не хуже нас знаете причины сложившейся ситуации. Далеко не все наши инициативы по снятию административных барьеров поддерживались исходя из частных интересов отдельных компаний, есть попытки пропиариться на критике нормативно-правовых документов министерства. Считаю, что нынешний съезд – хороший повод для того, чтобы снять сложившееся недопонимание, если оно есть. Не стоит забывать о том, что интересы у нас общие. Точка зрения государства о правильности перехода к саморегулированию не претерпела изменений. Мы по-прежнему считаем правильными концептуальные изменения – переход на негосударственное регулирование. Государство готово предоставить строительному сообществу максимальную свободу действий и инициатив в том объеме, в котором вы готовы взять на себя ответственность за их результаты.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"