Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №5 (112) - 2011

Журнал № -

Саморегулирование

О роли саморегулируемых организаций в развитии строительного комплекса

Строительный комплекс играет одну из ведущих ролей в экономике России, и его состояние служит ярким показателем экономического, социального и технического развития страны. Эта отрасль народного хозяйства традиционно является мультипликатором, обеспечивающим развитие многих других отраслей экономики. К сожалению, недавний мировой кризис нарушил положительные тенденции, наметившиеся в стране. Резко упали инвестиции, ухудшился инвестиционный климат, недозагрузка строительных подразделений увеличилась. Однако благодаря принятым экстренным мерам правительства удалось удержать ситуацию по вводу жилья. Так, каждый третий квадратный метр введенного жилья в последние два года был построен за счет бюджета. Наметился также рост производства стройматериалов. Руководством страны поставлена четкая задача: достичь ежегодного прироста строительства жилья один квадратный метр на человека и к 2020 году выйти на уровень 140 млн. кв. метров. Это серьезная задача. При этом акцент делается на строительство жилья эконом-класса, отвечающего требованиям, с одной стороны, энергоэффективности и экономичности, а с другой – ценовой доступности для семьи со средними доходами. Нас радует оживление системы ипотечного кредитования (рост в 2,5 раза – до 400 млрд. руб.). Но анализ показывает, что сегодня ипотека ориентирована преимущественно на вторичный рынок жилья. Кредитования банками нового жилья явно недостаточно. Ставки по кредитам для нового строительства очень высоки: 16–17% годовых; для вторичного – 13% (тоже высоки). При этом государство выделяет АИЖК деньги под 6% годовых. Мы считаем, что цепочка посредников между государством и гражданами получает необоснованно большую маржу. Некоторые наши экономисты считают, что достаточно повысить спрос на жилье, то есть повысить покупательную способность населения, и задача будет решена автоматически. Но нельзя забывать и о другой «стороне медали»: без должного увеличения предложения мы никогда не решим задачу удешевления строительства и повышения его качества. Таким образом, строительный комплекс должен ответить на повышение спроса возможностью быстро строить высокоэффективное жилье по доступным ценам. Для этого надо: 1. Усилить внимание к градостроительной политике. На сегодня только треть субъектов Федерации и муниципалитетов имеют утвержденные генпланы. При нашей огромной территории катастрофически не хватает земельных участков под застройку, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Надо, наконец, принудить наших монополистов (облгазы, водоканалы, электро- и теплосети) своевременно развивать свои мощности под вводимые согласно этим генпланам объекты, то есть обеспечить синхронизацию действий. На это заложены в их тарифах соответствующие инвестиционные составляющие. Во всем мире инфраструктурные организации кровно заинтересованы в увеличении числа потребителей энергоресурсов, а у нас, наоборот, они «накручивают» на стоимость жилья и других социальных объектов до 25% за счет платы за технические условия и присоединения к сетям. 2. Расширить строительство быстровозводимых домов индустриального и смешанного изготовления. Такие технологии у нас есть. Это – деревянные каркасно-панельные дома, дома из клееного бруса, с использованием мелкоштучных стройматериалов (это – блоки из ячеистых бетонов, пенобетона, монолитные дома с использованием несъемной опалубки и другие). Все они энергоэффективны и конкурентоспособны по цене. Никто в мире не отказался и от КПД, но наши заводы устарели, их надо модернизировать в целях повышения качества, производительности и энергоэффективности. 3. Надо перейти от призывов к конкретным мерам по снятию административных барьеров при получении разрешительной документации. «Хождение по мукам» надо прекратить. В понедельник (25 апреля) на совещании у премьер-министра В.В. Путина докладывали, что с приходом нового мэра в Москву – Сергея Семеновича Собянина – сроки согласований уже сократились втрое. Значит, есть реальные возможности сокращать административные барьеры при получении разрешительной документации! 4. Обеспечить своевременное резервирование земель под объекты общественного и социального назначения. Это предусмотрено Градостроительным кодексом. Но фактически все делается наоборот. Как только появляется намерение построить какой-нибудь значительный объект (например, дорогу, аэропорт и т.п.), моментально полоса отвода и близлежащие карьеры оказываются в частных руках. И государство вынуждено выкупать эти земли, объекты недвижимости втридорога. Честно говоря, обидно слышать упреки в адрес строителей, что мы строим очень дорого. Давайте проанализируем, за счет чего повышается цена объекта: это плата за подключение, выкуп земли под застройку, снос и перенос зданий и сооружений, отдельные обременения местных властей. 5. Наконец, усовершенствовать законодательную и нормативную базы в строительной сфере. Налицо отсутствие стандартов, открывающих путь к инновационным технологиям, нехватка актуализированных СНиПов и сводов правил, наличие пресловутого закона о госзакупках ФЗ-94 с его электронными торгами, тормозящего развитие честной открытой конкуренции в строительной сфере. Вот далеко не полный перечень проблем, стоящих перед строительным комплексом страны. И очевидно, что одному Минрегиону с его двумя департаментами, занимающимися архитектурно-строительной деятельностью, не справиться. В условиях рынка государство вынуждено было поделиться рядом своих функций, передав их профессиональному сообществу в виде системы саморегулирования. При этом институт саморегулирования понимается как базовый инструмент, посредством которого будут осуществляться выработка и реализация государственной политики в строительной сфере. И не случайно вновь созданный Координационный совет по взаимодействию с саморегулируемыми организациями и всеми тремя нацобъединениями в строительной сфере возглавил лично министр регионального развития Виктор Федорович Басаргин. Сможем ли справиться с поставленными задачами? Уверен, что сможем! Двухлетний период становления системы саморегулирования в России, проходивший в далеко не простых условиях, завершен. На сегодня зарегистрировано 233 СРО, объединяющих около 90 тысяч строительных организаций общей численностью более 4 миллионов человек. В соответствии с законом создано Национальное объединение строителей, сформированы органы управления, подобраны квалифицированные кадры, разработаны и утверждены основные регламентирующие документы, завершается выдача документов на производство работ. Год назад решением второго Всероссийского съезда мы утвердили приоритетные направления деятельности Национального объединения строителей на 2010 – 2011 годы и приступили к их активной реализации. Одним из приоритетов нашей деятельности мы определили искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций. К сожалению, больших успехов в этом направлении мы пока не добились. Несмотря на то, что подавляющее большинство СРО добросовестно выполняют свои обязанности, такое явление, как торговля свидетельствами о допусках, продолжает иметь место. Интернет пестрит объявлениями о возможности получить свидетельства о допуске за несколько дней. Так называемые «юридические компании» гарантируют прохождение всех формальностей строительным организациям, не имеющим необходимого штата специалистов и оборудования. Коммерциализация саморегулирования – это реальная угроза самому существованию института саморегулирования. Не решив эту проблему в кратчайшие сроки, мы даем реальную почву нашим оппонентам для поднятия вопроса о возрождении лицензирования. Реальными полномочиями по воздействию на коммерческие СРО обладает Ростехнадзор. Не снимая с себя ответственности, хочу доложить, что Национальное объединение строителей за прошедший год сделало все возможное для налаживания конструктивного сотрудничества с Ростехнадзором. Однако наши многочисленные обращения пока не привели к положительному результату. По нашей просьбе заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак поручил Координационному совету при Минрегионе России заслушать доклад Ростехнадзора о борьбе с коммерческими СРО. В этой связи хочу доложить, что нами отправлено письмо о поддержке передачи указанных полномочий Минрегиону России. Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации уже готов, и в ближайшее время мы ждем его подписания. Другим приоритетным направлением мы объявили участие саморегулируемых организаций в техническом регулировании в строительстве. Важнейшим итогом 2010 года явилось формирование четкой, понятной и прозрачной системы участия НОСТРОЙ в техническом регулировании. Мы сформировали систему планирования, финансирования и ведения этой деятельности, наладили четкое взаимодействие с Минрегионом России, нашими партнерами по Таможенному союзу в Белоруссии и Казахстане. Мы создали Систему стандартизации Национального объединения и добровольную Систему оценки соответствия работ и услуг в строительстве, утвердили требования к процедуре прохождения проектов документов технического регулирования. Смета 2010 года предусматривала финансирование технического регулирования в размере 50 млн. рублей. В рамках Соглашения, заключенного между Минрегионом России и НОСТРОЙ, из указанных средств 18,5 млн. рублей были вложены в работы по формированию ряда нормативных документов федерального уровня, прежде всего, обязательного применения, а также на работы, связанные с техническим переводом и сопоставительным анализом по основным показателям 10 частей Еврокодов. На сумму 45,2 млн. рублей заключены договоры на разработку стандартов НОСТРОЙ. В соответствии с планом работы на 2011 год, утвержденным Советом НОСТРОЙ, мы должны совместно с Минрегионом практически завершить работу по актуализации СНиПов обязательного применения и внедрению Еврокодов в качестве альтернативных СНиПам документов. Предложения НОСТРОЯ были приняты и поддержаны Минрегионом и партнерами по ЕврАзЭс и Таможенному союзу. В настоящее время принята соответствующая программа, которая действительно позволит учесть национальные интересы и в то же время создать конкурентную среду в строительстве. Впервые в строительстве в 2011 году будет выполнен большой объем работ по разработке стандартов НОСТРОЯ на правила проведения строительных, монтажных и пуско-наладочных работ, а также на методы контроля. В 2011 году мы должны принять 44 стандарта НОСТРОЙ. Это типовые стандарты, которые будут утверждаться Советом НОСТРОЙ и рекомендоваться саморегулируемым организациям для применения. В свою очередь каждое СРО может принять эти стандарты на общем собрании в полном объеме или со своими дополнениями, после чего эти документы становятся обязательными для всех членов этой саморегулируемой организации. Три стандарта НОСТРОЙ на правила ведения работ по монтажу и пусконаладке инженерных систем в зданиях и сооружениях уже утверждены решением Совета от 20 апреля 2011 года. Уже стартовал процесс принятия этих документов в качестве стан- дартов в СРО Сибири и в Москве. Очень важно то, что в 2011 году мы запланировали разработку трех стандартов НОСТРОЙ на инновационную продукцию и строительную технологию, на которые до настоящего времени приходилось оформлять технические свидетельства и разрабатывать специальные технические условия, которые дорого обходятся организациям. По инициативе ряда Комитетов НОСТРОЙ проводятся работы по анализу действующих нормативных документов по энергосбережению, в том числе европейских и иностранных. В результате впервые будет разработана комплексная программа стандартизации в этой области. На реализацию этих масштабных планов предполагается выделение в смете этого года на техническое регулирование 195 млн. рублей. Хочу отметить, что решения о расходовании средств на техническое регулирование, выборе исполнителей, принятии технического задания, а также решения по приемке работ (экспертиза) принимаются профильными комитетами НОСТРОЙ. Я знаю, что среди руководителей СРО есть утверждающие, что техническое регулирование – это прерогатива исключительно государства и финансироваться должно из госбюджета. Но это ошибочное мнение. Мы с вами 10 лет работали фактически без актуализированных стандартов. В современной рыночной экономике государство не в состоянии самостоятельно обеспечивать своевременную разработку и актуализацию всего спектра нормативных технических документов. Сформировавшийся новый институт частно-государственного партнерства в этой сфере – партнерства между саморегулируемыми организациями и государственными органами публичной власти – призван воссоздать былое международное признание России как мирового лидера в сфере технического регулирования. Нет сомнений, что вложение средств в техническое регулирование обеспечит существенные дополнительные инвестиции в строительный комплекс и сторицей окупится строительным организациям, за счет средств которых финансируется эта работа. По данным корпорации «Шелл», переход на единые стандарты в организации позволил сократить сроки капитального строительства на 13% и его стоимость на 5%. Вложение средств в стандарты на 1 единицу затрат дают от 20 до 40 единиц прибыли. Самое главное, что стандарты повышают доверие иностранных инвесторов. Только недальновидные люди могут не понимать это. Через техническое регулирование и контроль мы призваны реально повысить безопасность и качество строительства, а также создать реальные условия для роста производительности труда и внедрения инноваций в строительстве. Важным вопросом нашей деятельности является содействие устранению необоснованных административных барьеров в строительстве. Нами принято решение о создании системы мониторинга административных барьеров в жилищном строительстве на муниципальном уровне. Эту работу мы начали в конце прошлого года и завершим в августе этого года. Отчет будет содержать данные обработки результатов анкетирования, рейтинг муниципальных образований по количеству и уровню выявленных административных барьеров и предложения НОСТРОЙ по механизмам их устранения. В настоящее время отобраны города-респонденты, в этих городах определены конкретные люди, которые будут заполнять анкеты в качестве экспертов рынка жилищного строительства, разработана форма анкеты, инструкция по ее заполнению. Сопоставление первых семи анкет, заполненных в городах Астрахань, Йошкар-Ола, Калининград, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфа, Якутск, позволяет делать первые выводы. Например, мы видим существенное отличие в различных регионах доли затрат на строительство в составе затрат на реализацию инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома. Так, в Уфе на оплату подрядчика расходуется только 43% от всех затрат, а в Йошкар-Оле – 92%. Получение градостроительного плана земельного участка в Астрахани занимает 14 дней, а в Йошкар-Оле – 141. Зато разрешение на строительство в Йошкар-Оле выдается в течение 1 дня, а в Астрахани – за 131 день. Сроки получения заключения государственной экспертизы занимают от 45 дней (Астрахань, Калининград, Йошкар-Ола) до 100 дней (Нижний Новгород) и даже 120 (Ростов-на-Дону). Как видится, публичное представление отчета об административных барьерах в городах России с выстраиванием рейтинга этих городов станет серьезным стимулом для руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований наводить порядок на подведомственных территориях. В условиях неблагоприятного инвестиционного климата строительный комплекс России испытывает дефицит частных инвестиций. Спасением для строительной отрасли являются государственные и муниципальные инвестиции. Однако внедрение в законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд системы электронных аукционов породило множество проблем. Проблемы, порожденные практикой применения ФЗ-94: 1. Снижение качества и сроков строительства, реконструкции, капитального ремонта. 2. Возможность выхода на торги недобросовестных поставщиков (подрядчиков) и неизбежная необходимость заключения с ними контрактов. 3. Возможность мошенничества с применением неконтролируемых электронных технологий. 4. Сбои в электронной системе, отсутствие оперативной связи с операторами электронных площадок в ходе торгов. 5. Отсутствие здоровой профессиональной конкуренции в условиях «биржевой ценовой игры» с увеличением случаев с заявленным участием в торгах одного участника. 6. Отсутствие надлежащей ответственности заказчика (за несвоевременное перечисление средств и т.п.). Главной из них является снижение качества строительства. Сегодня могу доложить, что наши усилия, направленные на улучшение этого закона, увенчались успехом. Минэкономразвития России разработало новую концепцию закона о госзакупках, которая по нашим предложениям учитывает специфику строительства, требующую предквалификации участников торгов, ограничение применения электронных торгов, антидемпинговые меры. Надеюсь, в ближайшее время все эти поправки будут внесены в закон. Важной нашей победой можно назвать принятие нового постановления Правительства РФ №207 вместо известного постановления №48. Понадобилось шесть месяцев, чтобы подготовленный нами проект был принят, тем самым мы облегчили получение допусков строительными организациями, особенно малого бизнеса. Новое постановление существенно облегчило требования к выполнению ими СМР на особо опасных и технически сложных объектах. Все, что связано с саморегулированием, мы делаем впервые. Поэтому особое внимание пришлось уделить внутренней нормативной базе саморегулирования. И прежде всего – разработке унифицированных документов. Особо хочу отметить, что все эти документы разработаны силами сотрудников НОСТРОЙ без финансирования сторонних услуг. Подготовленные проекты унифицированных документов размещаются для общественного обсуждения на сайте объединения, рассматриваются на заседании рабочей группы по унификации документов СРО, обсуждаются профильными комитетами. Еще одно приоритетное направление – совершенствование системы повышения квалификации кадров. В 2010 году Национальное объединение строителей разработало типовые программы повышения квалификации. В настоящий момент в реестр включены 92 образовательные организации. В соответствии с 240-ФЗ мы приступили к внедрению Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительной отрасли. На сегодня завершена разработка всей нормативной базы аттестации; подготовлено и функционирует программное обеспечение; разработаны вопросы-ответы по блоку «Общестроительные работы» в количестве 1876 штук; аккредитованы 123 Центра по тестированию, покрывающие всю территорию России. Решение этих задач стало возможно благодаря определению роли и места различных органов, которые осуществляют деятельность в период между съездами. Это Совет Национального объединения, комитеты, подкомитеты, рабочие группы, координаторы по федеральным округам, аппарат Нацобъединения. В основе нашей работы лежат принципы коллегиальности принятия решений, демократичности и четкого распределения полномочий. Мы практически завершили принятие регламентирующих документов Национального объединения. Важнейшие полномочия в принятии решений от имени Национального объединения отведены по уставу Всероссийскому съезду и Совету. Вместе с тем основное бремя текущей работы лежит на плечах комитетов. Основная их задача – обеспечить выработку коллегиального мнения профессионального сообщества по специальным вопросам деятельности. Для этого в составе Национального объединения созданы 19 комитетов. Все значимые инициативы Национального объединения в сферах законодательства, технического регулирования и унификации документов СРО получают предварительное одобрение профильных комитетов. Это позволяет нам избегать некомпетентных или непроработанных предложений, так как оценку им дают реальные строители – члены комитетов. За 2010 год и первый квартал 2011 года состоялось в общей сложности 116 заседаний комитетов и подкомитетов. В целях обеспечения современных стандартов открытости и прозрачности работы мы транслируем на сайте заседания комитетов, «круглых столов», проводимых НОСТРОЙ, в режиме онлайн. В 2011 году планируется внедрение системы видеоконференцсвязи в 22 городах, что позволит в значительной степени снизить командировочные расходы саморегулируемых организаций. В Национальном объединении строителей внедрен институт координаторов по федеральным округам, которому отводится важная роль. На плечах координаторов лежит большая работа по организации взаимодействия между саморегулируемыми организациями в округе с целью выработки единой позиции по многим вопросам. Переход строительной отрасли на саморегулирование обеспечил консолидацию в масштабах страны строительного сообщества. Это позволило нам начать выстраивать эффективную систему взаимодействия власти с участниками рынка. Уже стала нормой практика приглашения нас на правительственные совещания по вопросам саморегулирования, нам направляются проекты документов для высказывания предложений, наши письма рассматриваются лично вице-премьером, министрами и по ним даются прямые поручения. Это означает рост доверия институту саморегулирования со стороны власти. Коммерциализация саморегулирования, пассивность контрольных органов, бесконтрольность и безнаказанность дискредитируют систему саморегулирования. Скажу откровенно, кое-кто хочет, чтобы Национальное объединения строителей было лишь дискуссионным клубом строителей, ни на что не влияющим, не способным ни на какие значительные действия. В России и без нас достаточно строительных дискуссионных клубов. Слабое Национальное объединение не нужно государству, так как государство рассчитывает на реальную помощь профессионального сообщества. Слабое Национальное объединение нужно только тем, кто боится профессионального сообщества, кому чужды интересы строителей, кто хочет паразитировать на системе саморегулирования. Уважаемые коллеги, загляните на год вперед. Чего мы достигнем, если будут реализованы наши планы и предложения? Я приглашаю вас задуматься, что мы можем дать конкретным коллективам строителей? А можем дать им стройную нормативную базу, которая позволит быстро внедрять новейшие материалы и технологии и вместе с тем усилит контроль качества и безопасности строительства. Сможем заняться системой подготовки и переподготовки кадров – и на конкретные объекты придут хорошо обученные рабочие, мастера и инженеры, которые владеют современными знаниями и навыками в строительстве. Мы преградим путь «липовым» аттестациям, различным «корочкам», которые сейчас позволяют получать «липовым» фирмам допуски в коммерческих СРО. Мы обеспечим постоянный мониторинг административных барьеров, полную базу по унификации документов СРО, единый реестр членов СРО и аттестованных специалистов. Это позволит всем нам сделать существенный шаг на пути развития строительного комплекса России.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"