Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №5 (112) - 2011

Журнал № -

Жилищное строительство

Фонд РЖС: надежда для «малоэтажки»

– Андрей Владимирович, прежде всего, каковы цели и задачи Фонда? – Основные цели и задачи деятельности Федерального фонда изложены в Федеральном законе от 24 июля 2008 года № 161- ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Прежде всего – это формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, развитие жилищного строительства, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Правительством Российской Федерации поставлена задача: к 2020 году увеличить объем ежегодного ввода жилья до 140–150 млн. кв. м. В решении этой задачи немалая роль отведена Фонду. По планам, с 2012 года строительство не менее 30% жилья в стране будет осуществляться на земельных участках, вовлеченных в оборот Фондом. Формирование эффективного рынка жилищного строительства – достаточно сложный и многофункциональный процесс. Здесь нет мелочей, и требуется успешная и слаженная работа государства, девелоперов, строителей, производителей современных строительных материалов и технологий, а также архитекторов и проектировщиков. Поэтому деятельность федерального Фонда включает в себя множество направлений, в том числе содействие развитию производства строительных материалов и технологий, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологической безопасности, созданию промышленных парков, технопарков самой различной направленности. – Как Фонд может оказывать влияние на развитие рынка жилья? – В первую очередь путем развития земельного рынка. Во многих регионах существует дефицит земельных ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципалитетов. Фонд РЖС обладает полномочиями по вовлечению в оборот федеральных земельных участков. И перед Фондом стоит задача найти участки, пригодные для жилищного строительства, собрать всю необходимую документацию по ним, освободить от прав третьих лиц. Фонд особое внимание уделяет юридической чистоте сделок с земельными участками. На торги выставляются участки, не обремененные правами третьих лиц, с полностью оформленными правами собственника, с указанием целевого назначения в соответствии с планом территориального развития конкретной территории. За период своей деятельности Фонд РЖС вовлек в оборот 292 земельных участка общей площадью 9,2 тыс. га: из них 202 участка площадью 6,2 тыс. га переданы в собственность Фонда, а 89 площадью 3 тыс. га переданы в управление субъектов РФ. В результате Фонд РЖС создал условия для строительства свыше 18,4 млн. кв. метров жилья. Сейчас ежегодный объем ввода жилья в России, по данным Минрегиона РФ, оценивается в 58 млн. кв. метров. В целях жилищного строительства застройщикам в ходе аукционов переданы 55 земельных участков площадью 1855 га. Увеличение предложения на земельном рынке незамедлительно скажется на формировании более комфортных для инвесторов цен, как на сами земельные участки, так и на «право застройки». Во-вторых, Фонд способствует развитию промышленности стройматериалов. В настоящее время Фондом РЖС успешно проведены аукционы по 9 земельным участкам площадью порядка 100 га, где планируется разместить предприятия по производству современных строительных материалов, изделий и конструкций. Создание производственных мощностей на данных участках позволит ежегодно обеспечивать строительство свыше 1,245 млн. кв. метров жилья. В-третьих, Фонд РЖС создает библиотеку типовых проектов малоэтажного жилья экономического класса, которые отвечают требованиям энергосбережения, экологичности и комфортности. Начиная с 2009 года Фонд совместно с Союзом архитекторов России проводит ежегодный конкурс на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века». Кроме того, Фондом рассматриваются в каждом конкретном случае возможности участия в инфраструктурной подготовке вводимых земельных участков. – Из чего складывается имущество Фонда? – Имущество Фонда формируется в соответствии с действующим законодательством: за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества, а также за счет других, не запрещенных законом поступлений. Решение о передаче земельных участков для формирования имущества Фонда принимает Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства. – Какие существуют варианты решений Правительственной комиссии? – В случае целесообразности использования земельного участка Правительственной комиссией принимается решение либо передать земельный участок для формирования имущества Фонда, либо передать органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению данным земельным участком. При этом существует комплекс оснований и условий, при соблюдении которых Правительственной комиссией принимается то или иное решение. Приведу пример. Для того чтобы передать субъекту Российской Федерации полномочия по управлению, надо помнить, что существует квота на общую площадь федеральных земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми могут быть переданы субъекту Российской Федерации в течение одного года. Она соответствует среднегодовой площади земельных участков, предоставленных субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления для целей жилищного строительства на аукционе, в расчете за последние 3 года. Иными словами, чем больше в регионе проводится аукционов, тем на большую площадь федеральных земельных участков он может рассчитывать. Еще одним обязательным условием является то, чтобы в регионе хотя бы один земельный участок в течение года был предоставлен на аукционе для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Для того чтобы располагать данной информацией, Фонд занимается мониторингом проведения в субъектах Российской Федерации аукционов в отношении земельных участков, отслеживает местные инвестиционные программы по развитию инженерной инфраструктуры. Данные о среднегодовой площади земельных участков, предоставленных уральскими регионами на аукционах для целей жилищного строительства, выглядят следующим образом: Свердловская область – 139 га, Челябинская область – 462 га, Тюменская область – 102 га, Курганская область – 33 га, Ханты-Мансийский автономный округ – 100 га, Ямало-Ненецкий автономный округ – 34 га. Следовательно, такую же площадь земельных участков указанные регионы могут получить в распоряжение на основании решений Правительственной комиссии в 2011 году. – А без Фонда разве невозможно продвинуть на рынок эти участки? Просто передать их субъектам Российской Федерации... – Законодатель не ставил перед собой цель изменения права собственности на федеральные земельные участки путем передачи их в собственность субъектов Российской Федерации. Целью является создание максимально эффективных условий для внесения на рынок строительства жилья федеральных земельных участков и освоение их совместно с региональными властями с учетом имеющихся территориальных особенностей. Это не благотворительная акция – это совместная каждодневная работа. – А какая польза инвесторам? – Фонд выступает в роли «системного координатора» в ходе освоения земельного участка (от проведения аукциона до оформления прав застройщика на построенный объект и граждан на жилье). Для этого между Фондом и субъектом Российской Федерации подписывается план мероприятий по освоению земельного участка. В плане отражается полный перечень работ с указанием ответственных исполнителей и планируемых сроках их реализации. На всем протяжении реализации проекта Фонд оказывает помощь застройщику при решении актуальных задач. Это касается разработки и согласования проектно-разрешительной документации, содействия в получении банковских кредитов, оформлении прав собственности на возведенное жилье. К примеру, если процесс получения разрешения на строительство у застройщика в среднем, согласно сложившейся практике, занимает не менее 18 месяцев, то в отношении земельных участков Фонда этот срок сокращен до 3–9 месяцев. В целях расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам Фонд предусматривает оферту по выкупу до 30% построенного инвестором жилья в соответствии с установленными критериями (соответствие жилых помещений утвержденным Минрегионом России стандартам жилья экономического класса) по цене Минрегиона России, уменьшенной на 5%. Но думаю, если инвестор решается на участие в серьезном проекте, то такие случаи вряд ли будут иметь место. Более правильно рассматривать указанные гарантии как финансовый инструмент. – Как вы можете охарактеризовать состояние рынка земельных участков? – Этот рынок зависит от общей экономической ситуации в стране, и в частности, в каждом отдельно взятом регионе. Во время строительного бума земельные участки были востребованы, нередко и как финансовый инструмент. Но наступивший затем мировой кризис все изменил. Однако сегодня положение постепенно выправляется – это видно по росту продаж жилья. Думаю, что в этом году интерес потенциальных инвесторов повысится к объектам недвижимого имущества в целом, и к земельным участкам в частности. Недавний пример – 15 марта Фонд принял участие в заседании «круглого стола» по перспективам комплексного освоения в целях жилищного строительства 7 земельных участков общей площадью около 300 гектаров, расположенных в Сосновском районе Челябинской области. Эти земельные участки предназначены под строительство малоэтажного жилья, минимальный объем жилой застройки составит 275 тысяч кв. метров. Причем не менее 75% всего жилья будет так называемого «экономического класса», то есть по доступной цене. В работе «круглого стола» приняли участие генеральный директор Фонда РЖС А. Браверман, губернатор Челябинской области М. Юревич, руководители министерств и ведомств правительства Челябинской области, главы администраций города Челябинска и Сосновского района, Общественная палата Челябинской области, а также представители банковского сообщества, строительных и девелоперских компаний региона. Последовавшие затем в Москве аукционы в отношении указанных земельных участков показали, что такие мероприятия в регионах способны реально повысить интерес инвесторов. – Почему в деятельности Фонда упор делается на развитие малоэтажного домостроения? – Приоритет строительства малоэтажного жилья экономического класса установлен в национальном проекте «Комфортное и доступное жилье – гражданам России» и в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы. Доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода должна соответствовать показателям, установленным в ФЦП «Жилище». Немаловажно и то, что федеральные земельные участки находятся, как правило, в загородной зоне, где меньше возможностей построить мощную инфраструктуру для высотной застройки, зато есть все условия для строительства малоэтажного жилья. Важно также учесть тенденцию переселения людей из душных, запыленных городов в поселки-спутники, оборудованные всем необходимым для комфортной жизни. В малоэтажном доме можно применить уникальные, новые, недорогие технологии строительства. Рынок малоэтажного жилья эконом-класса еще не развит, но думаю, он – самый перспективный. Главное, обеспечить его инженерной, транспортной инфраструктурой. – Деятельность Фонда касается всего реестра федеральных земельных участков? – Нет. Во-первых, не все федеральные земельные участки пригодны для жилищного строительства. Во-вторых, существуют исключения, прописанные в законе: например, земельные участки, находящиеся в пользовании правообладателей, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. К тому же существуют федеральные земельные участки, которые используются правообладателями в соответствии с их целевым назначением. В распоряжение Фонда попадают только неэффективно используемые либо «заброшенные» земельные участки, которые в соответствии с градостроительной документацией планируется использовать в целях жилищного строительства. Информация о таких земельных участках имеется у территориальных управлений Росимущества, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но может поступить и от любого юридического лица. – Землями федерального лесного фонда и сельскохозяйственного назначения вы занимаетесь? – Фонд активно работает с земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения. Надеемся выстроить работу и в отношении земель лесного фонда. – В аукционах участвуют в основном крупные застройщики. А как быть частным лицам, претендующим на участок в 10–15 соток? – Наряду с крупными земельными участками, Фонд работает с земельными участками площадью менее 1 гектара, которые будут интересны данной категории участников рынка. – Поделитесь заботами и планами Уральского филиала фонда. – Перед каждым из двух филиалов Фонда – в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – поставлены определенные задачи. Одним из основных показателей работы филиала является общая площадь земельных участков, предлагаемых для целей жилищного строительства, внесенных на рассмотрение правления Фонда. При этом на части земельных участков должно быть предусмотрено строительство жилья экономического класса, в том числе – малоэтажного. На стадии подготовки проекта предложения, перед тем, как внести его на рассмотрение правления Фонда, филиалом собирается максимум информации о правовой истории земельного участка, имеющейся инфраструктуре и градостроительной документации. Поэтому филиал тесно взаимодействует с различными министерствами, ведомствами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и администрациями муниципальных образований, расположен ных на территории Уральского федерального округа, в части предоставления требующейся информации, участия в осмотрах (проверках) земельных участков, формирования предложений по дальнейшему использованию данных земельных участков. На этапе согласования проекта предложения по использованию того или иного земельного участка проект рассматривается со всех точек зрения – юридической, градостроительной, экономической и т.д. Соответствующие подразделения Фонда анализируют проект и готовят заключения. Таким образом, задачей филиала является не только собрать информацию о земельном участке, но и согласовать проект предложения о его использовании в профильных департаментах Фонда и далее – представить проект на заседании правления Фонда. Только после одобрения проекта предложения правлением Фонда он попадает на рассмотрение попечительского совета Фонда, а затем – Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства. На любом из этапов прохождения документов может потребоваться корректировка документов. Филиал по Уральскому федеральному округу существует с 2009 года, и за столь короткий срок, считаю, сделано немало. Строятся жилые дома в Тюмени, реализованы на аукционах права аренды земельных участков общей площадью 354 га в Челябинской области, право собственности на земельный участок в Екатеринбурге. На нем будет размещен объект, крайне необходимый для дальнейшего развития жилого района «Академический». Наряду с проектами строительства жилья, уральским филиалом организована работа по сбору сведений о федеральных земельных участках, пригодных для размещения предприятий по производству строительных материалов. В общем, идет постоянная, каждодневная работа, результаты которой, надеюсь, скажутся на качестве жизни жителей Уральского федерального округа.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"