Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №5 (112) - 2011

Журнал № -

Жилищное строительство

Шире использовать потенциал межрегиональной интеграции

Строительство в первую очередь зависит от степени технологической модернизации. Поэтому для обновления производственного потенциала очевидны предпосылки, которые невозможно осуществить без инвестиций и инноваций, обучения и повышения профессионального уровня кадров, воспроизводства трудовых ресурсов. В социальной стратегии ориентация регионов должна быть направлена на реализацию соответствующих целевых программ, наращивание инвестиций, касающихся градостроительства и переустройства, в том числе сельских территорий, удовлетворения населения в жилье различной степени комфортности, создания архитектурно-строительных систем для нового строительства. Главный акцент хотелось бы сделать на комплексном подходе в градостроительстве, реализация которого обеспечивается разработкой: генерального плана как стратегической основы градостроительного развития региона; нормативной базы управления региональным пространственным развитием регулирования рынка недвижимости; градостроительного кадастра региона и муниципальных образований; принятия программы развития базы строительной индустрии; систематизации инструментов перспективного планирования территориального планирования. Как представляется, одной из главных системных проблем российской промышленности, препятствующих эффективному обновлению производственного потенциала, является низкая инвестиционная емкость экономики. Инвестиционный климат характеризует совокупность макро- и микроусловий хозяйствования не только экономических, но и институционально-правовых, стимулирующих или сдерживающих инвестиционные вложения в народное хозяйство страны. Среди факторов, ограничивающих инвестиционную емкость экономики, в том числе и в сфере развития строительства жилья, можно выделить производственно-инвестиционный фактор, инфраструктурный фактор, институциональный и финансовый факторы. Производственно-инвестиционный фактор. Приходится сожалеть, что в новейшей истории отечественная экономика не блещет технологическими достижениями: сырьевая ориентация не позволяет надеяться на оживление роста отечественного производства, в том числе строительной индустрии. В первую очередь это относится к производству стройматериалов. Дефицит мощностей объемов по производству стройматериалов негативно сказывается на строительном секторе. Так, удельный вес цемента, полученного по энергосберегающей и экологически чистой «сухой» технологии, в общем объеме производства цемента не превышает 20%; удельный вес цемента марки «500» и выше – около 40%; в производстве минераловатных утеплителей мировому уровню соответствуют лишь треть оборудования. Что касается собственно строительной индустрии, то она, прежде всего, характеризуется запредельным износом основного капитала, более 70 % станочного парка эксплуатируется свыше 15 – 20 лет. Поэтому принятие региональных программ развития строительной индустрии, производства эффективных строительных материалов, ощутимой господдержки внедрения технологических инноваций с учетом интеграционных процессов давно сложившихся партнерских отношений в рамках Большого Урала является актуальной задачей. Думаю, что совместную координацию могли бы взять на себя Союз строителей Урала, Ассоциация Большой Урал при поддержке Минрегиона России и органов государственной власти субъектов РФ. Нельзя не отметить тенденцию роста непроизводственных и административных затрат, которые ведут к значительному удорожанию любых проектов и стоимости жилищного строительства. Из жизненных благ мы больше всего отстаем от других стран по жилью. Обеспеченность жильем у нас в два-три раза ниже, чем в развитых странах. Если даже вдвое сократить затраты на строительство метра жилья и вдвое снизить затраты на строительство дорог, утроение объемов строительства потребует минимум полтора триллиона дополнительных инвестиций в жилье. Эксперты компании EVANS проанализировали рынки жилой недвижимости более 40 стран мира и составили рейтинг регионов, в которых покупка квартир и домов для жителей является недостижимой мечтой или, напротив, реальной возможностью. Россия вошла в пятерку стран с самым недоступным жильем. При среднем годовом доходе семьи 3,1 тыс. евро надо копить на жилье более 26 лет. Например, в США при годовом доходе семьи 35,4 тыс. евро потребуется времени на приобретение жилья 2,7 года, Швеции – 4,2 года, Бельгии – 4,3 года. Инфраструктурный фактор. Транспорт и связь, электроэнергетика, научно-технологическое и информационное обслуживание – суть элементов производственной инфраструктуры, развитие которой является существенным фактором, стимулирующим активность бизнеса в различных секторах экономики, в том числе в сфере строительства. Сегодня мы отстаем от потребностей экономики, прежде всего, в отношении транспортных коммуникаций. По данным Минтранса, при увеличении протяженности дорог общего пользования за последние 10 лет на 15 % автопарк вырос на 75 %, из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10 % населения отрезаны от транспортных коммуникаций в весенне-осенний период. Плотность автомобильных дорог в РФ (2008 г.) составила 5,3 км на 1 тыс. граждан, тогда как в Финляндии данный показатель – около 10 км, в США – 13, во Франции – 15,1 км; таким образом, транспортная инфраструктура в России на порядок ниже, чем в странах Запада. Эффективность дорожного строительства: если средняя стоимость 1 км строительства автодорог в Китае составляет 2,4 млн. долл., в США – 5,9 млн. долл., в странах ЕС – 6,9 млн., то в России – 17,6 млн. долл. Падение инвестиционной привлекательности проектов, трудности с их реализацией вызваны проблемами подключения к энергосетям, коммуникациям естественных монополий. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения» регламентируется порядок прохождения документооборота. Вместе с тем, на мой взгляд, стоимость подключения в непомерно обременительных размерах будет продолжать диктоваться застройщику (заказчику) предприятиями естественных монополий. Во всем мире поиск внебюджетного финансирования осуществляется на основе механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые на данный момент не получили должного распространения в силу отсутствия федерального законодательства. К тому же целые блоки законодательства не готовы к крупным инфраструктурным проектам. Например, в законе о концессиях, в разделении между федеральными налогами и налогами в регионах просматриваются большие неувязки. В Жилищном, Налоговом, Земельном, Градостроительном или Водном кодексах – множество системных противоречий, не позволяющих развивать ГЧП. На мой взгляд, очевидно, что модернизировать региональную инфраструктуру в современных условиях придется на основе объединения ресурсов государства и бизнеса в рамках проектов государственно-частного партнерства. Властям надо учиться находить общий язык с саморегулируемыми организациями, которые располагают не только информационной базой данных об участниках строительного рынка, но и способны отмобилизовать на решение национально значимых задач членов своей саморегулируемой организации. Институциональный фактор. В результате двадцатилетних преобразований так и не сформировался широкий слой ответственных собственников: владельцы крупного бизнеса ставят во главу угла не модернизацию производства в интересах долгосрочного развития, а максимизацию текущих личных доходов, что в очередной раз проявилось в ходе кризиса. Например, в I квартале 2011 года из России утекло 21,3 млрд. долл., для сравнения за соответствующий период прошлого года этот показатель составил 14,7 млрд. долларов. Причины «бегства» капитала для многих иностранных и отечественных инвесторов кроются в неблагоприятном инвестиционном климате в России. Негативно в инвестиционном плане сказываются такие нынешние институциональные условия, как отсутствие реальной конкуренции, злоупотребление административным ресурсом и господдержка заведомо неэффективных предприятий. На инвестиционную активность бизнеса влияет непомерно тяжелый налоговый пресс на труд, являющийся одним из факторов производства, и на прибыль предприятий. Бизнесу нужна стабильная, легитимная, справедливая и эффективная налоговая система. Пример текущего момента. Суммарная ставка социальных взносов, взимаемых с фонда оплаты труда, поднялась с 26 до 34 %. Против новой реформы возражали и представители предпринимательского сообщества, и ряд экономистов. Кто сегодня пострадал? В первую очередь тот, кто добросовестно работает. Данный факт не мог не отразиться и на строительной отрасли. Многие предприятия в очередной раз вынуждены уйти на «партизанские тропы», чтобы каким - то образом сохранить производство. Президентом страны данное решение было признано ошибочным, дано поручение правительству представить предложения о снижении налогов до прежнего уровня, но уже с 1 января 2012 года. Что сдерживает развитие строительной отрасли? В первую очередь Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Автор данных строк еще в 2006 году опубликовал статью в журнале БСТ № 1. В ней была дана критическая оценка закона и внесены конкретные предложения по совершенствованию госзакупок, в том числе речь шла и о принятии отдельного нормативного акта о проведении конкурсов на подрядные работы по объектам капитального строительства. СРО НП «Строители Урала» официально обращались в 2010 году к Президенту России, Правительству РФ с предложениями об отмене «театра абсурда» по размещению объектов капитального строительства через аукционы. Еще раз повторюсь, закон № 94-ФЗ противоречит положениям Градостроительного и Гражданского кодексов РФ, Федерального закона № 39-ФЗ, в котором предусматривается норма о запрещении строительства объектов с отступлением от стандартов, норм и правил (часть 2 статьи 3), и утвержденной проектно-сметной документации (часть 3 статьи 14), за что предусмотрена административная ответственность. Нормативным актом не учитывается специфика отрасли, при значительной инфляции и финансово-экономической нестабильности невозможно спрогнозировать твердую цену на весь период строительства объекта – от двух до пяти лет. К тому же сложившаяся ситуация не позволяет развивать материально-техническую базу подрядных организаций. Финансовый фактор. Финансовая система не нацелена на кредитование реального сектора экономики. Отрасли нужны длинные деньги и низкие процентные ставки, банки таких кредитов не предлагают. В общем объеме инвестиций в основной капитал средний показатель размера кредитов российских банков на протяжении последних лет составляет около 6 % - весьма низкий показатель по сравнению с развитыми странами. Кризис еще раз продемонстрировал нехватку заемных средств для предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов (в 2010 году на развитие строительной отрасли использовано инвестиций в основной капитал в размере 194, 1 млрд. рублей – это 3 % от общего объема инвестиций). Кроме того, рентабельность в топливно-энергетическом секторе составляет 29 – 32 %, в то время как в машиностроении и стройиндустрии 6 – 9 %. Становятся понятны причины непривлекательности для инвестиций в строительную индустрию. Полагаю, что со стороны всех ветвей власти, бизнеса, саморегулируемых организаций должны быть приняты масштабные, меры по переориентации вышеперечисленных факторов, способствующих потребностям расширенного воспроизводства и реальным объемам капитальных вложений в промышленное производство и жилищное строительство. Степень свободы экономики учитывает такие показатели, как свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, размер бюрократического аппарата, гарантии защиты собственности, уровень коррупции и др. По степени экономической свободы Россия в 2010 г. занимала 143-е место из 183 рейтинговых стран мира, а по такому показателю, как получение разрешения на строительство, Всемирный банк поставил нас на предпоследнее, 182-е место. Получения разрешений на строительство объектов заказчикам приходится ждать от полутора до двух лет. Административные барьеры, в частности в строительстве, наносят колоссальный урон инвестиционно-строительной деятельности страны. Помимо вышеприведенных примеров и сложившихся тенденций, влияющих на степень развития предпринимательской деятельности, инвестиционный климат и инновационную активность, хотелось бы акцентировать внимание на ряде факторов, требующих институциональных и организационных преобразований. У нас тьма земли, но стоит застройщику (заказчику), гражданину только подать заявку на получение земли для малоэтажного строительства или постройки индивидуального дома, над ними тут же появляется тьма власти! С момента принятия Градостроительного кодекса РФ до настоящего времени отсутствует единые правила разработки документов территориального планирования (только в начале этого года приняты, наконец, поправки в Градостроительный кодекс РФ от 20.03.2011 №-41-ФЗ), процедура предоставления земельных участков под строительство затягивается на несколько лет. За рубежом, например, сроки проектирования объекта составляют в среднем один год, а у нас со всеми согласованиями и утверждениями – до трех лет. Таким образом, деятельность органов власти по созданию условий для форсированной интеграции экономического пространства регионов заключается в реализации комплекса мер для снижения административных барьеров, стимулирования благоприятного инвестиционного климата в жилищном строительстве. Хотелось бы высказать важную мысль. Очевидно, что обеспечение открытости в работе государственного аппарата предполагает, прежде всего, наличие сильных и наделенных широкими полномочиями законодательно-представительных органов, и расширение их контроля над исполнительной властью. Без участия региональных властей бизнесу и застройщику значительно увеличить объемы жилищного строительства в нынешних экономических реалиях просто не под силу. Особенно в сфере малоэтажного строительства. К тому же необходимо принять во внимание тот факт, что малоэтажное строительство менее выгодно для инвесторов: чем больше этажей строится, тем больше прибыль. Многоэтажное жилье строится и продается быстрее, а рентабельность малоэтажных проектов ниже, чем многоэтажных. Несмотря на имеющиеся проблемы, руководители субъектов Федерации и муниципалитетов предпочтение отдают именно малоэтажному жилищному строительству, на что нацеливает и долгосрочная правительственная программа жилищного строительства Российской Федерации. Значительное снижение цен на рынке жилья может быть достигнуто при совершенствовании процедуры выделения земельных участков, выставления на аукцион полностью подготовленных под застройку участков, поставленных на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям. Например, администрация Белгородской области на протяжении последних 10 лет занимает лидирующие позиции по вводу жилья. Здесь ведется системная работа по обеспечению инженерной инфраструктурой и дорогами малоэтажной жилищной застройки за счет областного и муниципальных средств, льготного предоставления земельных участков, предоставления гражданам ссуд и субсидий по низким процентным ставкам. В результате чего регион стабильно удерживает высокую динамику ввода жилья. Например, в 2010 году в Белгородской области было построено 1100 тыс. кв. метров жилья, из них 75 % составили индивидуальные дома.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"