Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №9 (114) - 2011

Журнал № -

Актуальная тема

Инструмент модернизации отрасли

Всероссийское научно-практическое совещание «Техническое регулирование и ценообразование в строительстве – инструмент модернизации отрасли» прошло в Санкт-Петербурге под председательством министра регионального развития Российской Федерации Виктора БАСАРГИНА.
Участники совещания рассмотрели вопросы влияния изменения законодательной и нормативно-правовой базы, прежде всего, в области технического регулирования и ценообразования, на процессы модернизации строительного комплекса.


Во Всероссийском совещании приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти, главы субъектов Российской Федерации, а также руководители органов исполнительной власти, ответственные за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и представители руководства общественных организаций строительной отрасли.
Министр регионального развития Виктор Басаргин в своем выступлении коротко охарактеризовал  ситуацию в строительном комплексе, остановившись на решении первоочередных  задач технического регулирования и ценообразования.
– В целом по стране строительная деятельность из фазы кризиса, стагнации перешла в фазу оживления, подъема. За первое полугодие объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил свыше 1 трлн. 700 млрд. рублей, что составляет 101,2% – к соответствующему периоду прошлого года, – отметил министр. – При этом наблюдается опережающий рост объемов производства основных видов строительных материалов, в среднем на 12% к прошлогоднему уровню: по цементу – 13%, сборному железобетону – 11%, стеновым материалам – на 23%.
С одной стороны, это радует, так как отрасль была и остается мультипликатором социально-экономического развития страны, важнейшей сферой занятости населения и источником его доходов. С другой стороны, закономерен вопрос: а не воспроизводим ли мы старый технологический уклад, двигаясь экстенсивно?
Меры, которые были предприняты государством, чтобы поддержать отрасль в сложный период и задать новое качество роста, на мой взгляд, были и остаются беспрецедентными.
Могу с уверенностью сказать, что если бы не государственный спрос на жилье, не государственные программы капитального ремонта, отселения граждан из ветхого и аварийного жилья, то многих игроков строительного рынка  мы бы недосчитались.
И все же главный акцент был сделан не на это, а на максимальное содействие частной инициативе, на становление конкурентоспособного отечественного строительного бизнеса. В этом суть современной государственной политики. Очевидно также, что конкурентоспособность отрасли не может базироваться на дешевой рабочей силе, доступных природных ресурсах для производства стройматериалов. Если за эти преимущества цепляться – проиграем. Нужны преимущества высшего порядка: новые материалы, новые технологии, новая организация дела, и простите за выражение, новые мозги.
Чтобы сделать это реальностью, мы вместе с вами двигались одновременно по нескольким направлениям. Первое. Отмена лицензирования, создание и становление институтов саморегулирования в основных сферах строительной деятельности. Несмотря на очевидные болезни роста, а подчас и «мутную пену», считаю, что начало положено и обратного хода нет.
Второе. Это реализация комплекса мер по снятию административных барьеров в строительстве, минимизация различного рода разрешительных процедур. Министерством подготовлены изменения законодательства в части:
– совершенствования порядка выдачи разрешений на строительство;
– уточнения критериев отнесения объектов капитального строительства к категории особо опасных, технически сложных и уникальных;
– установления возможности определения отдельных видов подготовительных работ, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство, что позволит упростить требования к исходно-разрешительной документации, ускорить сроки выхода на строительную площадку со дня проведения аукциона; а также в части совершенствования механизмов контроля исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере регулирования градостроительной деятельности.
Скажу прямо: на федеральном уровне, на уровне федерального законодательства барьеры удалось во многом снять. Это не только мое мнение, а мнение независимых экспертов, да и самих участников рынка. Сейчас надо решительно перевести эту работу в плоскость изменения, отмены всякого рода местных уложений, создающих «административный зуд» вокруг стройки.
Третье. Реформирование экономического механизма функционирования отрасли, новая роль государства как регулятора рынка строительной продукции. Нами утверждены 16 сборников нормативов цены по основным видам строительства. Помимо повышения эффективности бюджетных расходов, это дает бизнесу четкое представление об оптимальной структуре затрат.
Создание современной многоуровневой системы мониторинга и учета стоимости строительных ресурсов, учитывающей как региональную специфику, так и многообразие технологий строительного производства, стало одной из ключевых задач министерства. На сегодня мы завершили разработку всех базовых, системообразующих документов в этой области.
Утверждены и зарегистрированы Минюстом России приказы, определяющие структуру и состав документов в области сметного нормирования, методику их разработки и утверждения, разработан целый комплекс новых документов, приведена к единой номенклатуре база региональных сметных нормативов.
Важным аспектом этой работы являются публичность и прозрачность для всех участников строительного рынка. Появилась возможность участия в формировании федерального реестра сметных нормативов для любого субъекта предпринимательской деятельности. Прежде всего, для тех, кто хочет использовать в своей работе инновационные материалы и технологии. Нами подготовлено более сорока нормативных актов, определяющих каркас новой системы ценообразования. Начато формирование базы данных результатов проектирования, которая ляжет в основу федерального банка проектов повторного применения, наиболее эффективных как при строительстве, так и при последующей эксплуатации. Ключевым показателем в этой системе, наряду с себестоимостью, станет цена владения объектом на протяжении всего его жизненного цикла. Создан федеральный портал мониторинга цен основных строительных ресурсов. Сейчас он функционирует в режиме накопления информации, но уже с нового года станет важнейшим инструментом при принятии решений – как распорядителями бюджетных средств, так и бизнес- сообществом.
Вместе с моими коллегами из Белоруссии и Казахстана утвердили программу гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, принятыми в Европейском союзе. Это реальное формирование единого технологического пространства и рынка строительных услуг. Еврокоды можно будет применять уже в этом году, что позволит открыть строительный рынок для инвесторов и использовать лучшие проектные решения других стран.
Разработаны методические рекомендации «О порядке действий инвестора при реализации на территории Российской Федерации проекта строительства», проект технического регламента ЕвразЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Обновлена треть государственных стандартов и сводов правил. Большая часть из оставшихся будет актуализирована до конца года. К середине 2012 года работу планируем завершить.

Главным недостатком системы регулирования в градостроительной деятельности в предыдущие периоды была сложность внедрения инноваций, отсутствие мобильности, непрозрачность внесения изменений в существующие документы. Главным образом это было связано с тем, что единственным инициатором таких изменений являлось государство. Долгое время – почти 10 лет –  существовал прямой запрет на разработку новых строительных норм и правил.
Утвержденный Минрегионом России приказ «О порядке разработки сводов правил» создал дорожную карту для любого участника строительной деятельности по порядку участия в формировании нормативного поля.
Чуть сложнее обстоит ситуация с национальными стандартами в строительной области. В то время как государственную политику в этой сфере реализует Минрегион России, принятие и регистрацию стандартов осуществляет Ростандарт. Последнее время у нас сложилась конструктивная работа с техническим комитетом 465, однако двойное подчинение создает дополнительные сложности в выработке согласованной, последовательной, выверенной политики. Полагаем, разумно рассмотреть возврат к существовавшей до ликвидации Росстроя комплексной системе технического нормирования в строительной отрасли. Стандарты и своды правил должны находиться в одних руках. Это позволит существенно повысить мобильность отрасли.
Можно констатировать, что институт частной инициативы по нормированию в строительной отрасли создан. Определены все необходимые нормативно-правовые механизмы. Инновационно ориентированные предприятия уже воспользовались этими возможностями. Мы приглашаем всех остальных последовать их примеру.
Еще один вопрос – качество строительной продукции, которое во многом определяется состоянием промышленности стройматериалов и степенью применения современных строительных технологий. В этих целях министерство разработало Стратегию развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года.
Результаты первого полугодия 2011 года показывают, что доля малоэтажного строительства уже превышает половину от вводимого жилья. При этом существенная часть малоэтажки возведена индустриальным способом. Этот сегмент строительного рынка на сегодня является наиболее активным потребителем всех инноваций, новых технологий.
Качественный рывок и становление отрасли не может состояться без качественно новых кадров. Нами создано стратегическое образовательное партнерство на базе Московского государственного строительного университета и ряда ведущих отраслевых вузов. Его задачей станет формирование нового образовательного стандарта.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"