Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №9 (114) - 2011

Журнал № -

Энергосбережение

На контроле – повышение энергоэффективности

В 2009 году вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ. Цели и задачи в нем ставятся масштабные, в том числе и по повышению энергоэффективности в строительной отрасли.  О том, как осуществляется контроль над реализацией  закона об энергосбережении в рамках строительного надзора,  по просьбе редакции нам  рассказала  исполняющая обязанности начальника отдела строительного надзора за объектами жилья Управления госстройнадзора Свердловской области Марина КУДРЯВЦЕВА.

– Марина Вячеславовна,  соответствует ли сегодняшняя нормативная база в строительстве задачам повышения энергетической эффективности?

–   На этот вопрос можно ответить утвердительно –  Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» куда более детальный и подробный, чем  предшествующие ему законодательные и нормативные акты. Он требует обеспечения потребителя приборами учета, требует присвоения строениям класса энергоэффективности. И сейчас под эти требования закона уже приняты нормативные документы, которые конкретизируют эти аспекты. Законом предусмотрены и механизмы реализации. Часть из них уже детализирована в подзаконных актах, которые выпустило Правительство РФ. В начале года Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 318 были утверждены Правила осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

–   Не могли бы вы назвать некоторые из них, рассказать о нововведениях?

–   Во-первых, согласно пункту 2 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18, требования энергетической эффективности   подлежат применению на всех этапах жизненного цикла зданий, включая проектирование, экспертизу, строительство, ввод в эксплуатацию, собственно эксплуатацию построенных и реконструированных объектов капитального строительства. Как раз энергоэффективность, как и многие другие вопросы, необходимо рассматривать «комплексно», создавая систему управления строительным объектом, закладывая правильные решения на стадиях его проектирования, монтажа и обеспечивая впоследствии грамотную эксплуатацию зданий и сооружений. Согласно статье 13 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов. Во-вторых, по новым правилам Госстройнадзор будет проверять завершенные строительством и реконструкцией объекты капитального строительства на соответствие требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

–  Какие нормативные акты претерпели изменения в связи с выходом закона и закреплены ли за Госстройнадзором  новые функциональные обязанности?

–   Понятно, были внесены поправки и в Градостроительный кодекс РФ, где в соответствии с частью 2 статьи 54 предметом государственного строительного надзора становится, кроме прочего, проверка соответствия выполнения работ и строительных материалов, применяемых в процессе строительства и реконструкции объектов,  а также результатов таких работ требованиям энергетической эффективности. Эти работы должны контролироваться тщательнейшим образом, так как наша основная задача – помогать застройщикам работать ответственно, соблюдая законодательство, вовремя исправлять ошибки и недочеты, возникающие на строительной площадке.

–  Закон вводит понятие «классы энергоэффективности» для многоквартирных домов, каковы правила их определения? 

–  Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусматривает, что класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и реконструированного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности.
Согласно новым Правилам определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 08.04.2011 № 161,  новые и реконструируемые здания могут претендовать на присвоение классов «A» (наивысший), «B++» или «B+» (повышенный), «B» (высокий) и «C» (нормальный), существующие дома – «D» (пониженный) и «E» (низкий). Фактические показатели энергетической эффективности будут указываться в выдаваемом заключении о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
– Насколько известно, закон внес изменения в предъявляемые требования при приемке законченных строительством и реконструкцией объектов капитального строительства?

– Хотелось бы отметить, что наряду с увеличением объемов строительства повышаются и требования к качеству, комфортности и энергоэффективности зданий. Очевидно, что обязательный контроль повышает ответственность исполнителей на всех этапах строительства непосредственно за качество работ. Решить задачу контроля помогают натурные обследования. Объем натурного обследования указан в пункте 11.4 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», входящего в состав перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р. Согласно указанному пункту при приемке зданий в эксплуатацию следует осуществлять:
– выборочный контроль кратности воздухообмена в 2 – 3 помещениях (квартирах) или в здании при разности давлений 50 Па согласно разделу 8 и ГОСТу 31167. При несоответствии данным нормам принимаются меры по снижению воздухопроницаемости ограждающих конструкций по всему зданию;
– определение сопротивления теплопередаче ограждающих строительных конструкций здания или сооружения;
– согласно ГОСТу 26629 тепловизионный контроль качества тепловой защиты здания с целью обнаружения скрытых дефектов и их устранения. Тепловизионная съемка наглядно показывает наличие или отсутствие скрытых конструктивных, технологических, строительных или эксплуатационных дефектов теплозащиты зданий;
– при сдаче объектов капитального строительства необходимо заполнять энергетический паспорт здания, строения, сооружения. Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, могут составляться на основании проектной документации.
Форма энергетического паспорта разработана Министерством энергетики Российской Федерации и приведена в приложении № 24 Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 г. № 182 и зарегистрированных в Минюсте РФ 07.06.2010 г. за  № 17498.
– Какая ответственность предусмотрена законом за осуществление проектировочных и строительных работ с нарушением требований ФЗ №261?

–  Следует отметить, что Федеральный закон дополняет главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  статьей 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». За совершение правонарушений, перечисленных в данной статье, для нерадивых застройщиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Диспозиция части 3 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции зданий, сооружений требований энергетической эффективности и их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 500 до 600 тысяч рублей.

Большое спасибо, Марина Вячеславовна, за подробные и содержательные ответы! Данная информация, несомненно, будет интересна и заказчикам, и застройщикам.   
Ксения СЕДЕЛЬНИКОВА

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"