Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (116) - 2012

Журнал № -

Ситуация в отрасли

Новое в экспертизе проектов

– Михаил Леонидович, в 2011 году ваше управление достигло невиданных ранее результатов в своей деятельности…

– Действительно, можно сказать, что 2011 год выдался для нас на редкость успешным и плодотворным, причем сразу по многим показателям. Так, мы добились роста на 27% объема рассмотренной документации: если в 2010 году заказчикам было выдано 636 экспертных заключений по представленным ими проектам, то в 2011-м – уже 809. Радует и то, что при этом значительно увеличилась доля положительных заключений, которая составила 73%. Для сравнения: в 2010 году у нас каждое третье заключение было отрицательным, а в предыдущие годы их количество доходило и до половины от общего числа. В минувшем же году – только четверть. Это говорит о том, что заказчики начали более ответственно относиться к выполнению договорных сроков, в том числе – по предоставлению ответов на наши замечания.
Такому повороту в немалой степени способствовало то, что осенью 2010 года правительством области совместно с заказчиками было принято решение выдавать заказчикам замечания в период рассмотрения документации. И это сдвинуло ситуацию в лучшую сторону – как по количеству положительных заключений, так и по соблюдению сроков рассмотрения проектов.
Хорошим стимулом для заказчиков оперативно реагировать на замечания служит принятая норма: если в проект вносятся исправления в течение первых двух недель после получения отрицательного заключения, то повторная его экспертиза проводится бесплатно. Этим, надо сказать, многие охотно пользуются, что дает нашим заказчикам приличную экономию, ведь экспертиза проектов – удовольствие не из дешевых.
Еще одним положительным итогом деятельности управления можно назвать снижение на 16,4% заявочной стоимости строительства объектов за счет бюджетных средств. А это ни много ни мало – 14,4 млрд. рублей – та сумма, которой с лихвой хватило бы для строительства двух таких объектов, как выставочный комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО».

– А теперь, позвольте – о наболевшем. Долгое время застройщики жаловались на затянутые сроки рассмотрения проектной документации. Удается ли решать как-то проблему, внедрять электронный документооборот?

– Сокращение сроков рассмотрения документации – одна из главных задач управления. Могу сказать, что в этом отношении мы тоже добились определенных результатов: если год назад средний срок составлял 90 дней, то на сегодня – уже 62 дня. Более того, в течение трех кварталов прошлого года у нас не было ни одного просроченного заключения экспертизы. Сегодня ситуация даже перевернулась – заказчики иногда обращаются с просьбами… продлить рассмотрение документации, чтобы они успели за это время снять наши замечания.
Таких перемен в работе управления, считаю, удалось достичь во многом благодаря внутренней административной перестройке. С февраля 2011 года мы значительно изменили структуру организации, провели серьезное сокращение среди управленческого аппарата. Из 20 отделов осталось 16, ликвидирован ряд вспомогательных подразделений, зато появился новый отдел – дорожного строительства и благоустройства, и сегодня мы больше не получаем нареканий со стороны администрации области или муниципальных образований по этим вопросам.
Произошли большие перемены и в штатном расписании. Сокращены все заместители начальников отделов, а у меня вместо 7 заместителей теперь 4. Часть освобожденных руководителей перешли в разряд главных специалистов, то есть у нас стало больше экспертов, что положительно сказалось на уменьшении сроков рассмотрения документации.
Большую роль в повышении эффективности сыграли новые стимулы, которые появились в работе экспертов. Их заработная плата теперь дополнена премиальной частью, которая напрямую зависит от выработки. В результате у нас резко возросла  производительность труда.
Управление полностью перешло на электронный документооборот. Более того, мы ликвидировали «живую очередь» на проведение экспертизы. Сегодня любой гражданин может зайти на сайт управления и записаться на прием – ему будет известно не только время, но и фамилия специалиста. Кстати, мы увеличили количество людей на приеме документации. Еженедельно по вторникам можно записаться и ко мне лично на прием, если есть необходимость решить какие-то вопросы.
Наш сайт вообще очень информативен: здесь заказчик может узнать, какую документацию требуется предоставить, какие изменения произошли в нормативной сфере. Очень популярен раздел, в котором публикуются ответы на вопросы заказчиков. Сайт работает с мая 2010 года, и за это время количество его посещений увеличилось со 140 до 400 в месяц.
Согласно концепции «электронного правительства» Свердловской области, у нас внедрены современные информационные технологии по оказанию государственных услуг в электронном виде. Это значит, что каждому заказчику присваивается личный пароль, с помощью которого он может, войдя на наш сайт, проследить ход экспертизы по своему объекту. Он увидит, какие разделы проектной документации уже рассмотрены, может получить по электронной почте замечания и оперативно начать с ними работать.

– Как, на ваш взгляд, сегодня характеризуется качество проектирования?

– Уже несколько лет не устаю повторять, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который регламентирует конкурсную систему выбора бюджетными организациями подрядчиков, в том числе по проектированию строительных объектов, к сожалению, работает очень плохо. Торги выигрывают организации, которые заявляют наименьшую стоимость выполнения работ. Но беда в том, что в итоге заказы достаются не самым лучшим специалистам.
От такой «экономии» страдают бюджеты, потому что нам приходится эти проекты, что называется, «вытаскивать», доводить до ума, а значит – тратить немалое количество времени и усилий, чтобы получить положительное заключение экспертизы. Выходит, что если частный инвестор волен выбрать нормальную проектную организацию, то у бюджетников такой возможности нет. Поэтому сокращение числа отрицательных заключений еще не свидетельствует об улучшении качества проектной документации. Количество замечаний, к сожалению, не уменьшается.
Мы живем в режиме постоянного изменения нормативной базы, а некоторые проектировщики порой даже не подозревают об этом. Ведь для того, чтобы быть в курсе событий, нужно регулярно проходить переобучение, а вот на этом как раз, многие предпочитают экономить. Что тоже негативно сказывается на качестве проектных работ.

– Кстати, о нормативной базе. 28 ноября прошлого года вышел Федеральный закон № 337-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Градостроительный кодекс. Как в целом вы оцениваете этот документ?
– Считаю, что это нужный и очень свое-временный закон. Но, возможно, в силу оперативности его появления, ряд вопросов оказались в нем недостаточно проработанными. Хотелось бы иметь документ с уже готовыми решениями, но в этом законе указаны лишь сроки выполнения каких-то обязательств со стороны министерств и ведомств. Например, до 1 апреля должны быть приняты подзаконные акты Правительством России, которые конкретизируют механизм работы негосударственной экспертизы. Без этого закон просто не начнет работать. Дай бог, чтобы все произошло в указанные сроки. Во всяком случае видно, что закон писали профессионалы, специалисты по экспертизе проектной документации.

– Закон определяет требования к проведению негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, которая будет применяться с 1 апреля 2012 года как альтернатива государственной экспертизе. Можно ли теперь говорить о том, что у государственной экспертизы появился достойный конкурент?

– Да, этот документ дает такую возможность и при этом ставит заслон тем, кто может попытаться использовать экспертную деятельность для каких-либо махинаций. Надо сказать, что негосударственная экспертиза существовала и до появления этих поправок в ГК. Но если раньше любая организация, даже проектная, могла получить в Минрегионразвития свидетельство о праве на проведение негосударственной экспертизы, то с 1 апреля это будет доступно только тем, кто имеет в своем постоянном составе определенный набор специалистов с государственным аттестатом единой формы. Такие аттестаты выдаются только после обучения и сдачи экзаменов в Минрегионразвития.
На сегодня известно, что в негосударственной экспертизе должно быть как минимум по 5 человек аттестованных государственных экспертов по проектной деятельности, и столько же – по экспертизе результатов инженерных изысканий.  Дальше – больше, на государственного эксперта налагаются определенные ограничения – он или его родственники не имеют права работать в проектных организациях, иметь имущественный интерес в результатах экспертизы. И это очень существенно, ведь раньше проектировщики могли «проверять» самих себя и выдавать положительные заключения на свои спроектированные объекты.
Следующий вопрос, который должен быть решен до 1 апреля – ценовая политика при проведении негосударственной экспертизы. Думаю, что она у нас должна быть единой, как и сама форма документов.
Отрадно, что в новом законе введена норма ответственности негосударственной экспертной организации, в случае некачественно проведенной экспертизы, повлекшей серьезные последствия – до 3 млн. рублей возмещения материального ущерба и уголовная ответственность виновного эксперта в случае человеческих жертв.
Поскольку с 1 апреля заключения государственной и негосударственной экспертиз уравниваются, к ним предъявляются одинаковые требования и по кадровому составу, которые выполнить непросто: аттестаты государственных экспертов есть пока только у специалистов управлений госэкспертизы и в Главгосэкспертизе России.
В ближайшее время должен быть принят порядок аттестации государственных экспертов, который пока существует в виде проекта. Ясно одно, аттестат государственного эксперта будет единым для всех и действовать на всей территории страны, а не в отдельном регионе, как раньше.
Новый закон всем дал понять, что в экспертизе проектов нет места дилетантам, что это не «кормушка», а ответственное дело. Поэтому не думаю, что на этом рынке будет работать много организаций. Наше управление справляется сегодня со всем объемом поступающей документации, при этом сокращает сроки ее рассмотрения. И если у заказчиков нет претензий к нашей работе, зачем им куда-то уходить? Как говорится, от добра добра не ищут.
В Градостроительном кодексе прописана ответственность заказчика-застройщика за качество проектирования и строительства, безопасность объектов. Поэтому он сегодня заинтересован и в экспертизе, проведенной профессионально, а не по принципу «чего изволите?».
Думаю, что реально негосударственные экспертные организации начнут работать не раньше конца этого года, когда будут решены все вопросы по обучению, регламентации работы, приобретению необходимой техники и оборудования. Не всем это по карману, поэтому некоторые из тех организаций, которые сейчас имеют аттестаты и зарегистрированы как негосударственные эксперты, а их в Свердловской области уже около полутора десятка, просто уйдут из этой сферы.

– Как изменился перечень объектов, организация и проведение государственной экспертизы проектной документации которых возложена на органы государственной власти РФ?

– Большинство из тех объектов, которые были в исключительном ведении Главгосэкспертизы – особо опасные, технически сложные и т.д., – там и остаются, но некоторые из них переданы на уровень субъектов Федерации. Например, проекты строительства с заглублением до 15 метров, такие как 4-я очередь ТРЦ «Гринвич» в Екатеринбурге, теперь могут рассматриваться в территориальных управлениях госэкспертизы. Снижен еще целый ряд показателей с передачей этих проектов в регионы.
Различия же в сферах деятельности государственных и негосударственных экспертных организаций будут состоять только в одном аспекте – бюджетировании. Это значит, что только региональные управления госэкспертизы будут заниматься объектами, в которых есть бюджетная составляющая. И это, считаю, правильно, поскольку нашими клиентами бывают организации, которые не всегда заинтересованы в уменьшении стоимости объекта. А ведь это – одна из основных задач госэкспертизы.

–  Михаил Леонидович, каковы планы управления на ближайшее будущее?

– Думаю, что с развитием негосударственной экспертизы объем работ у нас может несколько снизиться. Но считаю, что конкуренция – вещь здоровая, она всегда необходима. К тому же половина наших объектов финансируются бюджетами всех уровней. И в последние годы их количество возросло, все больше средств вкладывается Правительством России и Свердловской области в дороги, развитие социальной  инфраструктуры. Предприятия активно проводят реконструкцию производственных мощностей, и у нас уже появилось немало новых проектов.
Мы курируем такие крупные стройки, как «Академический», «Университетский», «Титановая долина». Нас ждет большое количество объектов здравоохранения, образования, социального жилья, государственных структур и т.д.
В этом году намечается масштабное строительство детских садиков по всей Свердловской области. Мы очень долго доводили «до ума» документацию повторного применения этих проектов, и теперь она тиражируется для привязки на местности. Это значит, что муниципалитетам теперь нет необходимости тратить время и бюджетные средства для разработки индивидуальных проектов.
Большое внимание правительством области уделяется малоэтажному и индивидуальному жилищному строительству. Хотя эти дома не подлежат госэкспертизе, но мы рассматриваем инфраструктуру этих поселков – правильно ли спроектированы очистные сооружения, инженерные сети, дороги, благоустройство, противопожарные мероприятия, проведены ли инженерные изыскания.
Одним словом, работа предстоит большая, интересная, важная и ответственная.  Поэтому мы с оптимизмом смотрим в свое будущее. И приглашаем застройщиков к взаимовыгодному профессиональному сотрудничеству.  

СПРАВКА                                                               
Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(п.5 ст.49 ГК РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ)


ГАУ СО «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, офис 166
Телефон (343) 371-29-05, факс 368-09-22
E-mail: info@expert-so.org, web-site: http://www.expert-so.ru

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"