Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (116) - 2012

Журнал № -

Ситуация в отрасли

Конец последней «стройки века»

Это был, по сути, первый отчет руководства «УП-УП» перед журналистами за все время существования корпорации – ее называли поэтому чуть ли не самой закрытой в стране. Нынешний же гендиректор в своей должности всего один год, поэтому начал разговор с критики своих предшественников.
– Нужно честно сказать, что с 2006 года, когда корпорация была учреждена, и до 2009 года она ничем, кроме подготовки проектной документации, не занималась. Было создано больше десятка дочерних предприятий, которые все эти годы «устойчиво генерировали убыток», – посетовал гендиректор.
Чтобы привести в порядок дела, с 2010 года все локальные проекты, осуществлявшиеся в рамках общей концепции, выделили в отдельные блоки – транспортный, горнорудный и энергетический. В том же году подписали два соглашения о сотрудничестве – с ОАО «Транснефть» по строительству инфраструктурных объектов на территории УрФО и с компанией «Квант» – крупнейшим подрядчиком Ростелекома, которая занимается прокладкой в округе оптоволоконных линий связи. Также акционерами корпорации было принято решение о том, чтобы передать ОАО «Полярный кварц» в уставный капитал «УП-УП». Сама же корпорация сосредоточилась, прежде всего, на строительстве энергетических объектов.

ДОРОГА БУДЕТ, НО НЕ ТУДА

Что касается широко разрекламированной главной магистрали мега-проекта – железнодорожного пути вдоль восточных склонов Уральского хребта между станциями Полуночная и Обская, то от его строительства решено отказаться. Более того, если в феврале 2006 года «УП-УП» был утвержден партийным проектом на съезде «Единой России», то в 2011 году правительство страны исключило его из числа приоритетных.
Отчего такая перемена участи? Ведь государственные деньги – порядка 5 млрд. рублей – уже были истрачены на проектирование сразу двух магистралей: Полуночная – Обская и Обская – Коротчаево.
– С 2006 до 2010 года под давлением Министерства природных ресурсов было израсходовано еще около 8 млрд. рублей на геологоразведочные работы по проверке прогнозных запасов горнорудного сырья, – сообщил Александр Белецкий. – И оказалось, что те прогнозы, видимо, были основаны на сказах Бажова. К 2010 году экономические расчеты дали грузовую базу для первой магистрали всего 5 млн. тонн из необходимых для ее загрузки 25 млн. тонн. Зачем же строить дорогу, по которой не будет движения?
Поэтому корпорация сосредоточилась на строительстве пути Обская – Коротчаево, который назвали Северным широтным ходом (СШХ). Это часть другого грандиозного недостроя, еще советских времен, – Трансарктической магистрали. Сегодня этот путь представляет собой «пунктирную линию», отдельные части которой принадлежат разным ведомствам – ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и ОАО «Ямальская железнодорожная корпорация» (ЯЖДК). Планируется, что в формировании имущественного комплекса последней, наряду с ОАО «РЖД», примет участие и корпорация «Развитие» (бывший «УП-УП»). Кстати, сам Александр Белецкий, помимо основной должности, является также председателем совета директоров ЯЖДК.
Он упомянул о правительственном решении по строительству на Ямале первого завода по производству сжиженного природного газа и о строительстве заполярного порта Сабетта.
– Считаю, что для дальнейшего развития УрФО выход в море – это решение многих транспортных проблем, – сказал гендиректор. – Частично дорога в том направлении была проложена Газпромом – до Бованенково. И не хватает 100 км оттуда до Сабетты, чтобы сложилась стратегия выхода в порт через СХШ. Именно ее мы представили в прошлом году акционерам и утвердили в качестве основной.
По проекту строительства СХШ предстоит сделать много, но главное – надо построить два моста через реки Надым и Обь. Мосты и дороги – дело государственное, брать плату за их использование никто не собирается. Поэтому ранее для финансирования строительства трасс должны были использоваться федеральные деньги из целевых программ и инвестиционных фондов.
– Нам не отказывали, и можно было ждать, пока инвестфонд будет наполнен, – сказал Белецкий. – Но мы пошли другим путем и за 2010–2011 годы подготовили рабочую документацию по строительству СШХ, снизив ее стоимость почти вдвое за счет оптимизации проектных решений. Это позволило нам включить в модель привлечения инвестиций еще строительство Обского моста, на которое должны были быть использованы деньги из федеральных целевых программ. Конечно, это потребовало переработки основной концепции моста: если сначала он был двухуровневым – с авто- и железнодорожной магистралями, то сегодня по проекту предусмотрен железнодорожный проезд и реверсивное автомобильное движение. Соответственно снизилась и стоимость с 53 млрд. рублей до 30 млрд. Таким образом, мы считаем, что за последний год отработана вся концепция СШХ. А в 2011 году началось строительство моста через реку Надым.
Кроме того, решено, что строительство и дальнейшее управление СШХ будет делом Ямальской железнодорожной компании, которая сегодня занимается перевозками от Коротчаево до Ямбурга. В 2011 году 45% акционерного капитала ЯЖДК было у корпорации «УП-УП», 45% – у РЖД, 10% – у частных акционеров. На сегодня ситуация изменилась: 55% акций – у корпорации, 45% – в РЖД.
Сейчас планируется увеличить уставный капитал компании ЯЖДК, чтобы потом проще было привлекать банковские инвестиции. Со стороны РЖД в него будет внесено 200 км недостроенной железной дороги от Пангоды до Коротчаево, деньги на ее достройку, участок Надым – Пангоды и станция Обская-2. «Корпорация Развитие» должна внести рабочую и проектную документацию ветки «Салехард – Надым», мосты через реки, а также часть имущества.
Таким образом, никаких бюджетных средств на строительство СШХ использовано не будет. Сегодня эта дорога позволяет возить до 3-4 млн. т грузов, после окончания строительства ожидается грузопоток – до 20 млн. т.

ВМЕСТО РУДЫ – КУРИНЫЕ ЯЙЦА

Смена транспортной ориентации с меридионального на широтное направление выбило стержень из конструкции проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», и он рассыпался на несколько никак не связанных друг с другом направлений деятельности.
По признанию Александра Белецкого, абсолютно провалился горнорудный блок. В период 2008–2011 годов корпорацией привлечены инвесторы на геологические участки: хромовых руд (ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»), медно-цинковых (ООО «ГПК – Север») и медно-молибденовых (ЗАО «Нефтересурсы»). Но во всех случаях запасы либо не подтвердились, либо работы еще не начаты. Остальные лицензии были даже не востребованы. Причина – кризис, плюс отсутствие инфраструктуры в районах добычи. Да и сами лицензии, как уже сказано, не гарантируют необходимых объемов – они основаны на прогнозных оценках. В 2011 году финансирование геологоразведочных работ было приостановлено ввиду необходимости проработки новой концепции освоения месторождений.
Зато корпорация заключила соглашение с ОАО «Транснефть», суть которого в том, что нефтяники перечисляют дополнительные налоговые поступления в УрФО и часть этих денег – около 50% – вкладывается в уставный капитал корпорации. На эти средства создается инфраструктура для Транснефти, что в свою очередь даст дополнительные налоговые поступления. Соединяя «трубой» Пурпе и Самотлор, можно вовлечь в нее больше месторождений, что также увеличивает налоговую базу.
В рамках этого соглашения в прошлом году корпорацией построены дома в Ноябрьске, Нижневартовске и Губкинском, пожарное депо нефтепровода «Пурпе – Самотлор», высоковольтные линии. В 2012 году планируемый объем контрактов – около 20 млрд. рублей.
Другим прибыльным проектом Белецкий назвал развитие энергетического блока. В свое время корпорация «УП-УП» выполнила для УрФО энергетический баланс и программу энергосбережения, которые были приняты и Правительством РФ, и Минэнерго.
– Когда акционеры передали нам очередную «дочку» – энергетическую компанию, там был долг 270 млн. рублей в Промсвязьбанке и оборудование теплоэлектростанции «Харп», которое не эксплуатировалось несколько лет, – вспоминает Белецкий. – Сегодня станция работает, за счет этого мы в 2012 году снизили тариф по отношению к 2011 году на 20%, на столько же планируем понизить его и в следующем.
В 2010 году к проекту строительства ТЭС «Полярная» был привлечен стратегический инвестор. В результате доля корпорации изменилась со 100% до 25%, однако ее стоимость в будущем увеличится до 5,3 млрд. руб. Финансирование строительства ТЭС «Полярная» будет осуществляться за счет кредитных ресурсов (70%) и собственных средств (30%). Размер доли финансирования со стороны корпорации в 2011–2012 годах составляет 500 млн. рублей. Запуск первого пускового комплекса ожидается в конце 2012 года. Срок окупаемости проекта – 13,8 лет.
В 2011 году начата проработка пилотных проектов повышения энергоэффективности в Челябинской и Свердловской областях. Получена поддержка профильных министерств и губернатора Свердловской области на реконструкцию двух котельных на общую сумму 78 млн. рублей. Проведен отбор 6 котельных в Челябинской области для реконструкции в рамках пилотного проекта с общей суммой инвестиций 130 млн. рублей.
На 2012 год бюджет инвестиционных проектов по реконструкции котельных в Челябинской и Свердловской областях – 500 млн. рублей, а по установке когенерационных агрегатов на котельных Свердловской области – 100 млн. рублей. Кроме того, будет проведен отбор объектов для инвестирования в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО.
– В этом году также собираемся заняться нефтяным блоком, – говорит гендиректор «Корпорации Развития». – Будем рассматривать возможность вхождения в лесопромышленный холдинг. Планируется также строить завод по глубокой переработке куриного яйца, который обеспечил бы своей продукцией весь федеральный округ.

КОГДА ЗАБЛЕСТИТ «ПОЛЯРНЫЙ КВАРЦ»?

Решением акционеров в корпорацию был также передан один из долгостроев ХМАО – предприятие по производству сверхчистого материала – ОАО «Полярный кварц». 13 лет научных исследований, 8 лет проектирования и строительства, 3,5 млрд. рублей бюджетных инвестиций оказались потрачены впустую. Ситуация была критической: работникам нечем платить зарплату, а предприятие в городе Нягани – в полуразрушенном состоянии, без экономически значимых положительных результатов, зато с солидной задолженностью по банковским кредитам.
Корпорация «УП-УП» погасила эти долги и теперь, в своем новом обличье, ставит целью в 2012 году ввести в эксплуатацию производственный комплекс в Усть-Пуйве, первую очередь завода в Нягани, запустить строительство второй его очереди, а также активизировать добычные работы и проведение геологоразведки для дальнейшего укрепления ресурсной базы проекта. С госкорпорацией «Роснано», заинтересованной в развитии высокотехнологичных производств, заключено соглашение о сотрудничестве.
– Правда, есть в этом репутационные издержки, – считает Александр Белецкий. – «Роснано» подписало соглашение с нашим конкурентом – Кыштымским ГОКом, с которым у нас споры. Мы подготовим обращение, и если проблема не будет решена, придется убеждать акционеров отказаться от сотрудничества с «Роснано».
Но и без этого «УП-УП» оставила «Корпорации Развития» массу проблем. Прежде всего – кадровую. Для строительства энергетических объектов, новых участков железной дороги приходится везти людей из европейской части России. Даже на «Полярном кварце» работают москвичи.
– Это высокотехнологичное производство – получение сверхчистых материалов, – считает гендиректор. – Мы собираемся создать в Нягани современную лабораторию, где можно отрабатывать весь спектр продукции, начиная от полупроводников и кончая специальными стеклами. Поэтому вместе с акционерами приняли решение: в ведущих университетах давать студентам стипендии и готовить для работы в корпорации на объектах строительства. Надеюсь, что в ближайшие три года закончим все вопросы с магистралью СШХ и более четко будем понимать контуры работы корпорации.
– По итогам 2011 года корпорация впервые получила прибыль – 188 млн. рублей – за счет трех основных активов: энергетического холдинга, строительного и работы «Кванта» – это один из самых доходных, – подвел итог гендиректор. – В связи с тем, что корпорация уже вышла из стадии проектных работ, мы будем ликвидировать те дочерние компании, которые не приносят прибыли. Учитывая построенные объекты и те, которые планируем запустить в этом году, мы ожидаем по его итогам получить прибыль порядка 1 млрд. рублей. И сейчас рассматриваем только те проекты, срок окупаемости которых – 6-8 лет.
Таким образом, мега-проект по освоению природных запасов Полярного Урала за пять лет своей реализации превратился в конгломерат локальных инвестиционных проектов самой различной тематики – от оптоволоконной связи до переработки куриных яиц. А корпорация, занимающаяся этим, даже в своем новом названии стала напоминать другую закрытую организацию по «освоению» бюджетных средств – «Корпорацию развития Среднего Урала». О привлечении в оборот частных инвестиций речи пока также не идет.        

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"