Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (116) - 2012

Журнал № -

Жилищное строительство

Застройщик, к барьеру!

Анализ, как сообщает «Строительный еженедельник»,   был проведен по результатам анкетирования, проходившего  с мая по октябрь 2011 года в 43 российских городах. Данные мониторинга, проведенного в Москве, при обобщении данных не использовались, так как в период наблюдения в столичное законодательство были внесены существенные изменения, отразившиеся в сокращении количества административных барьеров.
По словам президента фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой, уровень административных барьеров оценивался в исследовании на основании трех основных показателей — количество процедур, их срок и стоимость. Эти параметры рассматривались на пяти этапах строительства:  этапе землеустроительной и градостроительной подготовки, проектирования, собственно строительства объекта, ввода его в эксплуатацию и регистрации прав на недвижимость.
По результатам исследования оказалось, что общий показатель административных барьеров в жилищном строительстве (для варианта получения земельных участков на аукционе) таков: застройщику нужно пройти 98 процедур, затратив на это 946 дней и 25 млн. рублей. При этом в общей стоимости около 80% составляют различные расходы на подключение к сетям инженерной инфраструктуры. Если участок получен не на аукционе и для строительства необходимо изменить вид его использования, то к 98 процедурам добавятся 6 и еще 3 месяца согласований.
Самыми «забюрократизированными» этапами реализации проекта оказались собственно строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В среднем — 34 и 35 процедур на каждый этап соответственно. «На этапе строительства застройщику в среднем нужно получить результаты 11 проверок органов государственного строительного надзора, 11 процедур для получения положительного заключения надзора и 12 процедур для получения разрешения на строительство, – заявила Надежда Косарева. –  На этапе ввода объекта в эксплуатацию из 35 процедур 30 связаны с подтверждением технической готовности систем коммунального обслуживания дома к вводу в эксплуатацию и заключением договора ресурсоснабжения. На этапе землеустроительной и градостроительной подготовки (при полученном на аукционе участке) нужно пройти 9 проверок, а если участок нуждается в изменении вида использования – уже 15».
По количеству времени, которое затрачивает застройщик на получение разрешений, особенно выделяются этапы проектирования и строительства – в среднем 265 и 296 дней соответственно. При этом на этапе проектирования большую часть времени занимает сбор исходных данных для проектирования и выполнения инженерных изысканий и прохождение государственной экспертизы проектной документации. Большая часть времени на этапе строительства уходит на получение разрешения на строительство и других документов на начало работ. На этапе землеустроительной подготовки (если земля приобретена на аукционе) в среднем застройщик тратит 136 дней и почти в 1,5 раза больше при изменении вида разрешенного использования участка.
Комментируя необходимые денежные расходы, Надежда Косарева отмечает, что 80% всех затрат застройщиков сосредоточены на этапе проектирования.  Средние затраты составляют почти 21 млн. рублей (на этом этапе 54 процедуры, затратить на прохождение которых необходимо 253 дня). Из них 96% составляют  затраты на подключение к сетям инженерно-технической инфраструктуры. Кроме этого, на данном этапе выделяются еще 700 тыс. рублей — это стоимость процедур, связанных с прохождением государственной экспертизы. Застройщики единогласно отмечают неоправданную дороговизну этого этапа.
Впрочем, затраты на подключение к инфраструктуре существенно разнятся по городам — от 4 до 55 млн. рублей. Виды инженерной инфраструктуры также не равноценны по затратам — так, для того, чтобы присоединиться к газораспределительным системам, нужно пройти 15 процедур и затратить 253 дня, хоть их стоимость относительно и невысока. Самыми затратными оказались системы водоснабжения и водоотведения, в среднем подключение к ним требует 10 млн. рублей.
Но вот совершенно неожиданный результат исследования – существенное расхождение в составе административных процедур по различным городам. «Был специально придуман термин «нормативный город» –  место, где сроки и стоимость согласования проектов соответствуют только федеральному законодательству,  –  пояснила президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. – Путем сопоставления количества процедур в исследуемых городах и в «нормативном городе» мы выяснили степень «забюрократизированности» того или иного региона».  «Нормативный город» – виртуальный город, в котором для реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома необходимо пройти процедуры, регламентируемые только федеральным законодательством (то есть без правовых «примесей» субъектов и муниципалитетов). Применение подхода «нормативного города» позволило оценить источники административных барьеров в общей нормативной базе путем сопоставления количества процедур и их состава в исследуемых городах».
Общий перечень всех зафиксированных процедур – около 180. При этом только треть из них можно было отнести к общераспространенным. 40% процедур относятся к редко распространенным, то есть касающимся исключительно конкретного региона, и обусловлены только различиями в региональной и местной нормативной базе. Эти редкие процедуры встречаются в основном на этапе землеустроительной, градостроительной подготовки и проектирования.
Как считает президент НОСТРОЙ Ефим Басин, по данным проведенного исследования можно сделать вывод о крайне высоких административных барьерах в строительстве, которые требуют специального анализа и исключения излишних требований. Необходимо выработать конкретные предложения по сокращению барьеров в строительстве и довести их до властей. НОСТРОЙ планирует выявлять самые забюрократизированные регионы и государственные структуры, чтобы общими усилиями бизнеса и власти  свести к минимуму процедуры по получению разрешения на строительство.
КСТАТИ

ДВОЙНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ

Во исполнение Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225, которым утверждено Положение «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому  обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В приложении к Положению установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому  обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

По данному постановлению Министерством экономического развития Российской Федерации проводились публичные консультации в целях оценки регулирующего воздействия проекта.  Национальное объединение строителей в рамках публичных консультаций с целью оценки регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» указывало на то, что добавление в лицензируемый вид трубопечных работ, предусматривающих устройство (кладку, монтаж), ремонт, облицовку, теплоизоляцию и очистку печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоводов, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, не может быть признано монтажом, техническим обслуживанием или ремонтом средств противопожарной безопасности. Данные виды работ уже отнесены к строительным видам работ в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624. Таким образом,  введена система двойного регулирования для выполнения строительных работ. Это означает возведение новых барьеров для застройщиков.
Позиция строителей о двойном регулировании была поддержана Министерством экономического развития РФ. Тем не менее,  МЧС России, частично учтя замечания Минэкономразвития, удалось запустить данный документ в практику регулирования. Так что новый 2012 год строителям приходится начинать с очередных нововведений законодательства, существенно усложнивших проведение вышеназванных работ.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"