Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №1 (116) - 2012

Журнал № -

Наука и практика

К вопросу об использовании буролитовых смесей при строительстве внутренних промысловых дорог Тюменской области

Валерий ЛАПШИН, к.т.н., Надежда ТЕНИРЯДКО, к.т.н., Вера МИРОНОВА, инженер, ГОУ  ВПО  «УГТУ-УПИ»

В соответствии с техническим заданием заказчик передал исполнителю – кафедре «Оснований и фундаментов» УГТУ-УПИ,  для лабораторных испытаний образцы буролитовых смесей (шламов). При передаче образцов заказчик не представил никаких сведений о месте, глубине, дате, номере отобранных проб, нет и подписи лица, выполнившего отбор проб. Также отсутствует информация о наименовании пород по полевому определению, наличии в их составе каких-либо добавленных гидравлических вяжущих веществ (цемент), воздушных вяжущих (гипсовые вяжущие материалы), а также возможных других разнообразных   гидрофобных добавок и т.д. (ГОСТ 12071-2000 «Отбор, упаковка, хранение и транспортировка проб горных пород»).
Как известно, к промысловым относятся дороги, которые обеспечивают транспортной связью нефтегазопромысловые объекты (п. 1.2.  ВСН 26-90  «Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири»). Поскольку Западно-Сибирский регион отличается избыточным увлажнением и глубоким зимним промерзанием, то чрезвычайно актуальной становится проблема обеспечения устойчивости дорожных одежд против нарушения ровности при неравномерном вспучивании промерзающих грунтов земляного полотна промысловых дорог. Прогноз относительной деформации морозного пучения грунтов земляного полотна дорог, составление карт пучинистости оснований линейных сооружений  –  важный элемент общего мерзлотного прогноза, составленного по материалам инженерных изысканий.
Практика строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Западной Сибири свидетельствует о наличии большого количества сверхнормативных деформаций земляного полотна (пучин), связанных с промерзанием и оттаиванием грунтов. Вредное воздействие процессов промерзания и оттаивания на устойчивость автомобильных дорог отмечается как в северных районах Западной Сибири (вечномерзлые грунты), так и в южных (глубокое сезонное промерзание грунтов). Огромные средства, ежегодно затрачиваемые на устранение различных повреждений промысловых дорог – яркое доказательство несовершенства существующих расчетных методов прогноза деформаций морозного пучения. До сих пор окончательно не вскрыта  ни экспериментально, ни теоретически природа формирования сил морозного пучения. Полевые и лабораторные испытания грунтов на пучинистость подтверждают наличие стохастической связи между параметрами, определяющими этот процесс. Поскольку сам процесс обусловлен случайным сочетанием большого количества значимых факторов, не поддающихся априорной количественной оценке, то существующие способы расчета силового взаимодействия пучинистых грунтов с конструктивными элементами дорожного полотна, базирующиеся на ограниченных опытных данных, нередко отличаются противоречивостью и невысокой точностью. Многочисленные натурные испытания указывают на то, что значение относительной деформации морозного пучения грунтов одного вида и состава (в конкретной точке натуры) может изменяться из года в год до  1,5 – 2 раз, а иногда и более, в зависимости от климатических, гидрологических, техногенных и других условий, соответствуя нормальному закону распределения Гаусса-Лапласа.
Сложность и многофакторность процесса промерзания и пучения затрудняют создание математической модели, дающей возможность достаточно точно прогнозировать развитие этого явления. Существующие методики математического моделирования процесса  тепло- и влагопереноса в промерзающих влажных дисперсных грунтах, учитывающие десятки факторов, в ряде случаев дают значительные погрешности, что, вероятно, связано с изменчивостью в трехмерном поле строительных свойств грунтов, несовершенством аппарата моделирования, необходимостью уточнения входных параметров, сложностью определения некоторых физических величин.

Во избежание просчетов, при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог грунты верхней части земляного полотна следует подразделять по составу (глинистые грунты), набухаемости, просадочности и склонности к морозному пучению (п. 6.5., прил. 2, табл. 4-8   СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги. М., 2004).
Известно, что пучиноопасность грунтов определяется способностью промерзающих горных пород формировать криогенную структуру. В результате промерзания тонкодисперсных влажных грунтов происходит сегрегационное льдообразование, непосредственно связанное с безнапорной миграцией грунтовой влаги к фронту льдообразования. Основными факторами сегрегационного льдообразования в глинистых грунтах являются влажность грунта и скорость промерзания. Экспериментально установлено, что глинистые грунты, имеющие влажность меньше нижнего предела пластичности (по показателю текучести состояние грунта – твердое), при промерзании оказываются  непучинистыми (относительная деформация морозного пучения образца грунта  εfh < 0, 01  по   ГОСТу 28622-90 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости).  Следовательно, ввиду минимального значения величины  εfh , при промерзании практически отсутствует вредное силовое воздействие мерзлотных факторов на устойчивость и эксплуатационную надежность земляного полотна автомобильной дороги.  
При строительстве в условиях Тюменской области основание сооружений нередко представлено водонасыщенными  тонкодисперсными грунтами (глинистыми и песчаными)  тугопластичной, мягкопластичной и текучепластичной консистенции при наличии высокого уровня грунтовых вод. Экспериментально подтверждено увеличение пучинистости этих грунтов с увеличением влажности.
На процесс формирования криогенной текстуры грунта (обязательного атрибута пучиноопасных грунтов) большое влияние оказывает скорость промерзания. При скорости  промерзания, равной нулю, мерзлая текстура не образуется и отсутствует пучение. При скоростях промерзания больше  50 мм/сутки  формируется массивная криогенная текстура, а величина пучения минимальна, так как поровая влага кристаллизуется на месте, без заметной миграции к фронту промерзания. При скоростях промерзания от 20 до 50 мм/сутки преимущественно формируется сетчатая криогенная текстура со значительной величиной пучения. При скоростях промерзания менее  20 мм/сутки формируется слоистая текстура и в большинстве случаев реализуются максимальные величины пучения.

В настоящее время относительную деформацию морозного пучения грунтов - εfh   определяют в соответствии с требованиями раздела  № 14*   СНиП 2.02.01-83*  «Основания зданий и сооружений»  по методике, изложенной в ГОСТе  28622-90  «Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости». Количественные значения относительной деформации морозного пучения, полученные по результатам лабораторных испытаний образцов грунта в специальной установке  ИПГ-10,  созданной  на кафедре оснований и фундаментов  УГТУ-УПИ, позволяют прогнозировать степень пучиноопасности различных горных пород, почв, зернистых и тонкодисперсных строительных материалов, шлаков, шламов и т.д.  при различных температурно-влажностных режимах промерзания.
Полевые испытания грунтов на пучиноопасность, дающие наиболее объективную информацию об изучаемом процессе, проводят в редких случаях, так как статистически обоснованная продолжительность этих работ составляет не менее  10 лет (п. 2.26  СНиП 2.02.01-83*), что значительно превышает нормируемые сроки проектирования и строительства  зданий и сооружений. При этом стоимость полевого испытания одного вида грунта примерно в  10-100 раз превышает стоимость лабораторного испытания. Известно, что климатические условия Западной Сибири отличаются избыточным увлажнением и глубоким сезонным промерзанием, при этом дорожные одежды могут подвергаться вредному силовому воздействию в случае неравномерного пучения элементов земляного полотна. Не требуется специальных противопучинных мероприятий и проверки устойчивости нежестких дорожных одежд при промерзании земляного полотна  в следующих случаях: 1) если земляное полотно на всю глубину промерзания состоит из непучинистых и слабопучинистых грунтов; 2) когда толщина дорожной одежды превышает  2/3  глубины промерзания (п. 7.26  СНиП 2.05.02-85*  Автомобильные дороги. М., 2004).
При сооружении промысловых дорог (II-Y категории) в силу объективных причин (неопределенность развития инфраструктур, невозможность обеспечить стабилизацию отсыпанного земляного полотна к заданному сроку начала движения по дороге, наличие вечномерзлых заторфованных грунтов, болот и т.д.) при согласии заказчика допускается проектирование дороги в два этапа и устройство дорожных одежд в две стадии (п.п. 1.5. – 1.9.  ВСН 26-90  «Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири»).
При назначении конструкции дорожных одежд следует в максимальной степени использовать местные грунты, укрепленные вяжущими, а также применять индустриальные методы строительства дорог (п. 2.1.13.  ВСН 26-90).
Конструкцию земляного полотна на болотах следует назначать на основе технико-экономического сравнения вариантов. Независимо от глубины болота и длины участка его пересечения, необходимо в качестве варианта проектного решения для сравнения рассматривать земляное полотно с использованием торфа в основании насыпи (п.2.5.3.  ВСН 26-90).
При строительстве промысловых дорог целесообразно использовать на болотах  I и   II  типов в нижней части насыпи торфяные грунты (слабо- и среднеразложившийся торф с влажностью не более 850 % и плотностью не менее  0,15 т/м3. Торфяная часть насыпи после завершения осадки должна возвышаться над поверхностью болота не менее чем на 0,3-0,5 м (п. 2.5.8.  ВСН 26-90).
Высоту верхней (минеральной) и нижней (торфяной) частей насыпи следует устанавливать с учетом уровня воды в болоте, мощности торфяной залежи, климатических условий, конструкции дорожной одежды и т.д. (п. 2.5.14.  ВСН 26-90).
Для возведения земляного полотна допускается применять грунты (п. 2.5.15. ВСН 26-90) с влажностью, обеспечивающей возможность уплотнения до  Ку ≥ 0,90 (коэффициент уплотнения – отношение плотности скелета грунта в конструкции к максимальной плотности скелета того же грунта при стандартном уплотнении по ГОСТу 22733-2002).  В земляном полотне из глинистых грунтов с влажностью выше допустимой верхнюю часть следует проектировать из песчаных или супесчаных непучинистых грунтов с числом пластичности не более  3. Минимальная толщина насыпного грунта из песчаных или супесчаных непучинистых грунтов от поверхности покрытия для промысловых дорог равна  1,0 м.
Для насыпей, возводимых средствами гидромеханизации, следует применять дренирующие грунты. Использование мелких, пылеватых песков и супесей разрешается при условии, что в теле возводимой насыпи будет не более 15 % частиц размером менее  0,1 мм (п. 2.5.29  ВСН 26-90).
Для повышения плотности, прочности и качества цементогрунтового основания, сооружаемого при отрицательных температурах из сухой смеси, необходимо в грунтоцементную смесь вводить добавку сырой нефти (2-3 % по массе) или других органических добавок. Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) – часть полотна, располагающаяся в пределах земляного полотна от низа дорожной одежды на  2/3  глубины промерзания, но не менее 1,5 м  от поверхности покрытия проезжей части (прил. 3  СНиП 2.05.02-85*). 
Рабочий слой на глубину 1,2 м от поверхности цементобетонных и на глубину     1 м  асфальтобетонных  покрытий во  II  дорожно-климатической зоне должен состоять из непучинистых или слабопучинистых  грунтов (табл. 6 и 7 обязательного приложения 2  СНиП 2.05.02-85*). При использовании в пределах 2/3 глубины сезонного промерзания   пучинистых грунтов  III-Y  категорий пучинистости величину морозного пучения следует определять расчетом по результатам испытаний (п.6.14.  СНиП 2.05.02-85*).
Не допускается использовать в пределах рабочего слоя  особые грунты без специальных технико-экономических обоснований, учитывающих результаты их непосредственных испытаний (п. 6.19. СНиП 2.05.02-85*).
Для насыпей во всех условиях разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов. Грунты, а также отходы промышленного производства, изменяющие прочность и устойчивость под воздействием этих факторов и нагрузок с течением времени, в том числе особые грунты, допускается применять с ограничениями, обосновывая  в проекте их применение результатами испытаний. В необходимых случаях следует предусматривать специальные конструктивные меры по защите неустойчивых грунтов  от воздействия погодно-климатических факторов (п. 6.22. СНиП 2.05.02-85*).

Ниже представлены результаты лабораторных определений, выполненных на кафедре оснований и фундаментов УГТУ-УПИ, ряда физических характеристик  неоднородного грунтового материала – буролитовой смеси (шлама):
- влажность гигроскопическая, раскатывания и текучести (ГОСТ 5180-84);
- плотность грунта (ГОСТ 5180-84);
- гранулометрический состав
(ГОСТ 12536-79);
- коэффициент  фильтрации
(ГОСТ 25584-90);
- набухание (ГОСТ 24143-80);
- степень морозной пучинистости
(ГОСТ 28622-90);
- высота капиллярного поднятия;
- полная влагоемкость;
- оптимальная влажность и максимальная плотность (ГОСТ  22733-2002);
- виды испытанных грунтов
(ГОСТ 25100-95).

ЛАБОРАТОРНЫЕ  ИСПЫТАНИЯ 
ОБРАЗЦОВ  ШЛАМА

Образец №1 (супесь песчанистая)

1. Влажность (ГОСТ 5180-84):
•  гигроскопическая       
wg1 = 2.1 %; wg2 = 1,94 %.     wg = 2,0 %;
• на границе текучести   
wL1 = 37 %; wL2 = 37 %.           wL = 37 %;
• на границе раскатывания   
wр1 = 29,5 %; wр2 = 30,4 %.   wр = 30 %;
2. Плотность грунта (ГОСТ 5180-84):
• частиц грунта
(пикнометрический метод)
ρs1 = 2.69 г/см3, ρs2 = 2.68 г/см3,
ρs = 2.68 г/см3
• плотность грунта (метод взвешивания в воде) ρ1 = 1,51 г/см3, ρ2 = 1,51 г/см3
ρ = 1,51 г/см3
3. Гранулометрический состав
(ГОСТ 12536-79 ареометрический метод). Установлено, что грунт не коагулирует с водой.  (См. таблица 1)
4. Высота капиллярного поднятия в см (метод высоких колонок) за нижеуказанные промежутки времени составляет:
24 часа   - 24,7 см;             36 часов -  27 см;
60 часов - 31,5 см;            84 часа  - 32,7 см;
108 часов - 33,5 см;         132 часа - 34,8 см;
156 часов - 35,2 см;       180 часов - 36,3 см.
Отсчёт времени проводился от начала опыта.
5. Полная  влагоёмкость  Wsat = 39,8%
6. Максимальная  молекулярная  влагоемкость  Wммв = 16,7 %
7. Набухание (свободное по ГОСТ 24143-80 на приборе ПНГ)             εsw = 0 %
8. Коэффициент фильтрации
(ГОСТ 25584-90 прил. 5)  К10 = 0,0045 м/сут
9. Максимальная плотность
сухого грунта (ГОСТ 22733-2002)                                                                                ρdmax = 1,37 г/см3
10. Оптимальная влажность
(ГОСТ 22733-2002)    Wopt = 28.4 %
С  учетом содержания крупных
частиц (К=1,8 %)    ρdmax = 1,38 г/см3                                                                                  Wopt = 27.9 %
11. Показатель текучести   IL  = 0,58
12. Относительная деформация морозного пучения εƒh образца грунта супеси песчанистой (ГОСТ  28622-90)  εƒh = 0,013 грунт  слабопучинистый. (См. график 1).
Изучаемые шламы относятся к классу техногенных грунтов, подгруппе – антропогенные образования, виду – промышленные отходы (ГОСТ 25100-95). Поскольку  разновидности шламов выделяются как соответствующие разновидности классов природных грунтов, то и результаты данных испытаний буролитовых смесей (шламов)  представлены с учетом существующих разновидностей природных дисперсных грунтов.
По данным испытаний шлама:
- число пластичности   Ip = 7 %;
- содержание песчаных частиц размером  2-0,05 мм  составляет  81,66 %.
Согласно  ГОСТу 25100-95 табл. Б.12, наименование испытанного образца  №1  буролитовой смеси – супесь песчанистая.
Испытаниями на водопроницаемость установлено, что шлам (образец № 1) имеет незначительный    коэффициент   фильтрации,  равный   0,0045 м/сут,   и по  условиям ГОСТа 25100-95 табл. Б.6, испытанный шлам является практически  неводопроницаемым  грунтом.
В соответствии с табл. Б.27  ГОСТ 25100-95, учитывая, что показатель текучести образца №1 равен  IL  = 0,58, грунт является сильнопучинистым грунтом (εƒh  > 0,07). Однако по данным лабораторного определения степени пучинистости в действительности испытанный образец №1 буролитовой смеси (шлама) оказался слабопучинистым (εƒh > 0,013).
Определенные в результате испытаний характеристики шлама заметно  отличаются от основных физико-механических свойств широко распространенных природных дисперсных грунтов. Так, влажность на границе текучести, оптимальная влажность и максимальная плотность сухого грунта, коэффициент фильтрации, полученные в результате испытаний шлама, соответствуют характеристикам, присущим подгруппе сильно-связных природных тонкодисперсных грунтов, например глине, но не как супеси песчанистой, что получено нами в результате испытаний.
Известно, что миграция воды в промерзающем тонкодисперсном глинистом грунте происходит за счет уменьшения  свободной энергии системы, сопровождается агрегированием частиц и интенсивным процессом коагуляции. Иными словами без дифференциации промерзающих грунтов на ледяные и минеральные агрегаты, без коагуляции нереализуемо значимое водонакопление и пучение грунтов. Поскольку действие кристаллизационно-пленочного механизма миграции влаги при промерзании образца №1 было весьма слабым, то очевидно, что грунт был обработан гидрофобизатором. Так как куски шлама, находящиеся под водой, около трех недель не рассыпались и сохранили свои геометрические размеры и прочность, то очевидно, что скорей всего грунт был обработан гидравлическим вяжущим – цементом. Искусственные добавки в грунт привели к снижению свободной поверхностной энергии частиц грунта, существенно ослабили функционирование кристаллизационно-пленочного механизма миграции влаги и свели к минимуму водонакопление в промёрзшей слое. Полагаем, что данный шлам можно использовать как временное противопучинное средство в различных слоях земляного полотна при строительстве промысловых дорог и в основаниях площадных объектов. Поскольку пока нет гидрофобизаторов, которые предохранили бы грунт от пучения на многие годы, то возможно, что через несколько лет данный шлам станет пучиноопасным. Для решения указанной проблемы необходимы дальнейшие углубленные  лабораторные и полевые исследования.   

Образец  №2  (песок)

1. Гранулометрический состав
(ГОСТ 12536-79)
   Ситовой метод с промывкой водой.
Установлено, что грунт не коагулирует с водой.  (См. таблица 2)
По данным ситового метода, на основании ГОСТа 25100-95 табл. Б10, испытанный шлам  является   пылеватым  песком.
Коэффициент водонасыщения этого пылеватого песка   Sr, т.е. – степень заполнения объёма пор водой равна    
Sr =W/Wsat = 0,96.
Относительная деформация морозного пучения ε, д.е. образца №2 буролитовой смеси (пылеватого песка) по данным испытаний составила ε = 0,004 (ГОСТ 28622-90). Следовательно, испытанный шлам является непучинистым грунтом.                                                                                                              
Согласно  табл. Б.27   ГОСТ  25100-95, данный пылеватый песок при   Sr  > 0,95  является сильнопучинистым  или  чрезмерно пучинистым  грунтом.
 Однако, по приведенным результатам испытаний на морозную пучинистость, данный пылеватый песок оказался непучинистым грунтом. Этот, на первый взгляд парадоксальный результат, объясняется следующими причинами:
1. Обработка гидрофобизатором привела к тому, что частицы пылеватого песка перестали  смачиваться водой, т.е. между шламом и водой нет взаимодействия, поэтому не функционирует кристаллизационно-пленочный механизм миграции влаги к фронту  промерзания. Таким образом, несмотря на наличие трансляционного движения молекул, вода в процессе промерзания образца №2 не перемещается вверх против силы тяжести.
2.  Введение добавок в песок гидравлического вяжущего вещества, вероятно, цемента, привело к формированию в шламе агрегатов, понижению удельной свободной поверхностной энергии, вследствие значительного уменьшения величины поверхности частиц грунта, что, в конечном счете, также способствовало снижению миграционного потока влаги.
Испытанный пылеватый песок в результате обработки гидрофобизатором и цементом представляет собой непучинистый шлам, который можно использовать в качестве противопучинного элемента в различных слоях земляного полотна внутрипромысловых дорог и основаниях площадных объектов.
 Поскольку минеральные частицы грунта не обладают устойчивой адсорбцией к широко известным гидрофобизаторам, то, вероятно, по мере вымывания последних из земляного полотна уже через несколько лет данный видоизмененный шлам может утратить свои морозозащитные свойства и стать вновь пучиноопасным. Для решения указанной проблемы необходимы дальнейшие углубленные  лабораторные и полевые исследования.   

Образец  №3 (суглинок)

1. Влажность (ГОСТ 5180-84):
a. гигроскопическая     wg1 = 2.0 %; wg2 = 2,0 %.    wg = 2,0 %
b. на границе текучести     wL1 = 36 %; wL2 = 36 %.    wL = 36 %
c. на границе раскатывания
wр1 = 27,5 %; wр2 = 27,8 %. wр = 27,7 %
2. Число  пластичности        Ip = 8.3 %
3. Плотность частиц грунта
(ГОСТ 5180-84 пикнометрический метод)
ρs1 = 2.73 г/см3;           ρs2 = 2.74 г/см3 . 
ρs = 2.74 г/см3
4. Гранулометрический состав
(ГОСТ 12536-79 ареометрический метод).
Установлено, что грунт не коагулирует с водой. 
 По числу пластичности и содержанию песчаных частиц испытанный шлам (образец № 3) является суглинком легким    песчанистым (табл. Б.12   ГОСТ 25100-95).
5. Максимальная плотность сухого грунта (ГОСТ 22733-2002)  ρdmax = 1,46 г/см3
6. Оптимальная влажность
(ГОСТ 22733-2002)          wopt = 26,2 %
С учётом содержания крупных частиц (К=2,6 %)     ρdmax = 1,48 г/см3; wopt = 25,5 %
Приводим график кривой стандартного уплотнения суглинка легкого песчанистого.  (См. график 2)

7. Показатель текучести                        IL  = 0,64
8. Относительная деформация морозного  пучения εƒh    образца грунта суглинка легкого  песчанистого (ГОСТ 28622-90)   
εƒh = 0,046 шлам   среднепучинистый
В соответствии с табл. Б.27  ГОСТ 25100-95, учитывая, что показатель текучести образца №3 равен  IL  = 0,64, шлам является сильнопучинистым или чрезмерно пучинистым грунтом (εƒh > 0,07). Однако по данным лабораторного определения степени пучинистости в действительности испытанный образец №3 буролитовой смеси (шлама) оказался среднепучинистым (εƒh = 0,046). В образце сформировалась в основном массивная криогенная текстура, а в нижней части промерзшего образца отмечено появление тонких (менее 1 мм) горизонтальных ледяных прослоек, что свидетельствует о зарождении процесса коагуляции, который сопровождается слабо выраженной дифференциацией шлама на ледяные и минеральные агрегаты.
Полагаем, что испытанный образец №3 шлама (суглинок легкий песчанистый с недостаточными добавками гидрофобизатора и цемента) представляет собой буролитовую смесь с несколько пониженной степенью пучинистости (среднепучинистая). Очевидно, что при соблюдении положенной дозировки буролитовая смесь могла проявить в течение ограниченного времени свои  непучинистые свойства. 
Испытанный шлам нельзя использовать в качестве противопучинного элемента в различных слоях земляного полотна внутрипромысловых дорог и основаниях площадных объектов. Однако данный шлам можно применить в основании насыпи на отметках, находящихся ниже расчетной глубины промерзания.
 Поскольку минеральные частицы грунта не обладают устойчивой адсорбцией к широко известным гидрофобизаторам, то по мере их вымывания в процессе промерзания-оттаивания из земляного полотна  шлам постепенно утрачивает свои морозозащитные свойства и  в течение немногих лет  вновь  обретает пучиноопасные свойства.    
Следовательно, широкое использование перспективных (по нашему мнению), но недостаточно  изученных буролитовых смесей в различных слоях земляного полотна и дорожных одежд, а также в основаниях площадных объектов возможно лишь после выполнения обязательных дополнительных полевых и лабораторных исследований.

ЛИТЕРАТУРА
1. СНиП 2.05.02-85*   Автомобильные дороги. - М., 2004.
2. ВСН 26-90   Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной  Сибири. – М., 1991.
3. ГОСТ   25100-95  Грунты. Классификация.
4. ГОСТ  28622-90   Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости.
5. ГОСТ  23558-94  «Смеси щебеночно–гравийно-песчаные  и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия».
6. ГОСТ  30491-97  «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия».
7. ТУ 5711-001-98983709-2007  Грунтовые смеси, обработанные добавками «CONSOLID 444»,  «SOLIDRY»,  «CONSERVEX»  для автодорожного и аэродромного строительства.- М.: ФГУП «РОСОБОРОНСТАНДАРТ», 2007.
8. ТУ 218-РФ-001-97  Грунты, смеси грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные стабилизатором грунтов  «РОАДБОНД»  для дорожного строительства.- М.: РосдорНИИ, 1997.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"