Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №3 (117) - 2012

Журнал № -

Ситуация в отрасли

Строительный комплекс усиливает влияние на отечественную экономику

 1 марта  в Москве, в Колонном зале Дома союзов, состоялся V Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве. Участниками представительного форума стали  223 делегата с правом решающего голоса – руководители и представители саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, а также представители СРО с правом совещательного голоса и многочисленные гости – всего около 900 человек.
В работе съезда приняли участие вице-премьер Дмитрий Козак, министр регионального развития Виктор Басаргин, председатель Комитета Государственной думы  по земельным отношениям и строительству Алексей Русских, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов, президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, президент Национального объединения изыскателей Леонид Кушнир и другие гости.



Приветствуя участников съезда, Дмитрий Козак отметил роль саморегулируемых организаций в строительстве при работе над законодательством, а особенно над документами технического регулирования. Но актуальных задач, которые еще предстоит решать, очень и очень много. В частности, Дмитрий Козак указал на необходимость пресечения «торговли» допусками СРО, в числе нерешенных проблем он отметил также вопросы сохранности и целевого использования компенсационных фондов СРО и страхования ответственности участников строительного рынка.
Вице-премьер поблагодарил НОСТРОЙ за мониторинг и аналитический отчет об административных барьерах в жилищном строительстве – это исследование легло в основу поручения  руководителям субъектов РФ. Со своей стороны, государство готово предпринимать усилия по поддержке строительной отрасли.  За последнее время проведена масштабная работа, но по нашим оценкам и по вашим оценкам строить и проектировать проще не стало,  – признал заместитель главы Правительства РФ. – «Основная задача государства – поддержать строителей и продолжать работу по снижению административных барьеров, которые мы насоздавали».
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ

Работоспособность саморегулирования в строительстве отметил в своем обращении к делегатам и глава Министерства регионального развития РФ Виктор Басаргин, заверив делегатов в дальнейшей поддержке саморегулирования в строительстве со стороны ведомства. Виктор Басаргин подчеркнул, что за последние три года в строительной отрасли сделано больше, чем за предыдущее десятилетие. По словам министра, строительство демонстрирует опережающий рост по сравнению с другими отраслями экономики.
– Только за последний год его объемы выросли в 70 регионах. Площади введенных зданий увеличились на 8,1%, по нежилым зданиям рост составил 9,8%. Однако основа общей позитивной динамики – это жилищное строительство. Сегодня жилые дома составляют 81% всех построенных площадей. Мы вышли на максимальный после 1989 года показатель числа построенных квартир – 788 тысяч! – констатировал Виктор Басаргин. Жилищная политика стала более социально ориентированной. Доля малоэтажного жилья составила 52% построенного, жилья эконом-класса – 42%. Активизация отрасли оказала влияние сразу на несколько секторов, важных для развития страны.
Развитие строительной отрасли расширило инвестиционную емкость экономики. Сегодня на строительство зданий и сооружений направляется более половины всех инвестиций в основной капитал. Ипотека стала катализатором развития финансовой системы. Ее объемы достигли исторического максимума.
Оказан мультипликативный эффект. Строительство серьезно поддержало рынок труда. За год почти на 200 тысяч выросла численность работников в строительстве. Учитывая, что одно рабочее место в сфере строительства поддерживает занятость до 10 человек в смежных отраслях, это очень серьезный результат. На десятки процентов возросло производство автокранов, лифтов, эскалаторов, бетономешалок и т.д., существенно возрос выпуск целого ряда изделий металлургической продукции.
Считаю, что строительный комплекс продолжит усиливать влияние на отечественную экономику. За год число выданных разрешений на строительство выросло в 1,5 раза. Сейчас в стадии строительства 82 млн. кв. метров. Уверен, в 2012-м мы увеличим на 7,6% ввод жилья (до 67 млн. кв. метров) и доведем долю жилья эконом-класса до 45%.  Сегодня 86% руководителей строительных предприятий оценивают экономическую ситуацию в отрасли как благоприятную или удовлетворительную.
Значительная заслуга в прорывном движении принадлежит самому профессиональному сообществу. Министерство регионального развития, пожалуй, как ни один другой орган власти, видит эффект института саморегулирования.

Сегодня очевидно, что новый институт от стадии становления уверенно перешел к развитию. Он постоянно модернизируется. Насчитывается уже 442 саморегулируемых организации в сфере строительства, объединяющих 143 тысячи предпринимателей и юридических лиц, численность работников которых достигла 3 миллионов.
Удалось наладить эффективную систему взаимодействия, когда госрегулятор знает мнение строителей по конкретным вопросам и проектам законодательных актов, а строители могут реально участвовать в обсуждениях государственных решений, программ и проектов.
Вместе с тем, нами актуализировано большинство (56) обязательных СНиПов. Параллельно ведется работа по гармонизации европейской системы технического нормирования, основанной на базе Еврокодов. Профессиональному сообществу целесообразно продолжить участие в этой работе. Финансирование работ должно быть увеличено, как Национальными объединениями, так и самими саморегулируемыми организациями.
Идет работа по ужесточению требований к безопасности строительства и эксплуатации зданий. За прошлый год число происшествий и аварий сократилось на 12,8%, а количество погибших при выполнении строительных работ на 15%. Наши идеи оказались настолько востребованы, что на базе российского разработан и в настоящее время проходит процедуру внутригосударственного согласования техрегламент о безопасности зданий и сооружений стран Таможенного союза.
Мы учли также мнение профессионального сообщества при разработке стратегии развития промышленности стройматериалов. Вместе проанализировали дефицит материалов по каждому федеральному округу и посмотрели, как разбить локальные монополии. В 2011 году стратегия начала реализовываться. Было введено более 400 объектов и линий по выпуску современных материалов. Строительство в последние годы как губка потребляет инновации – уже 40% жилья строится по новым технологиям (еще 3 года назад этот показатель составлял 20%). До 2015 года мы должны довести этот показатель до 80%.
Вместе с тем, прямая зависимость социально-экономического положения России от состояния и перспектив развития строительного комплекса требует продолжения работы. В первую очередь остановлюсь на том, что планирует сделать для этого государство. Приоритетом его работы становится обеспечение:
– доступности современных эффек-
   тивных технологий;
– доступности надлежащим обра-
   зом оформленных земельных
   участков, обеспеченных всем ин-
   фраструктурным комплексом;
– доступности финансовых ресур-
   сов для производителя строймате-
   риалов, застройщика и покупателя
   жилья.
В части организации работ мы сохраним региональные программы развития жилищного строительства как основной инструмент реализации жилищной политики. Закрепим со II полугодия 2012 года обязательность приобретения большинства жилья для госнужд на первичном рынке. Все это поможет строительному сообществу четко представлять объемы работы на перспективу.
Дополнительную прозрачность в планировании развития должен обеспечить переход от индексной к ресурсной модели ценообразования, то есть формируемой на базе сложившихся цен на работы и материалы для каждого региона.
Продолжится ликвидация административных барьеров. С момента получения участка под застройку уже почти полностью исключили государство из регулирования этого процесса. С 1 апреля заработает институт негосударственной экспертизы, ликвидирующий госмонополию в этой сфере. Однако сегодня вопрос административных барьеров упирается в практику применения имеющихся возможностей на местах. Решение этих проблем во многом зависит от института саморегулируемых организаций. Рассчитываем на вашу помощь в мониторинге нарушений и принципиальном отстаивании своих прав на местах.
В части формирования земельных участков особое внимание будет уделено обеспечению равного и прозрачного доступа к земельным участкам. Мы планируем его унифицировать и объединить на уровне населенного пункта. Превратим подготовку участков в самостоятельный бизнес. Это обеспечит приток инвестиций и повысит качество подготовки за счет конкуренции. Будет разработан механизм мотивации и контроля за исполнением принятых обязательств в части инфраструктурного обеспечения. Включая применение к техническим условиям на подключение положения о публичной оферте.
Усилится роль регионов в части вложений в инфраструктуру. Такие положения войдут в региональные программы развития жилищного строительства.

Все вышеизложенное сформулировано нами в стратегическом документе нового поколения, разработка которого завершена – госпрограмме «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России». Она содержит наше видение развития отрасли до 2020 года.  В рамках этих планов мы предусматриваем дальнейшее усиление роли саморегулируемых организаций. Считаю, СРО в строительстве не могут не иметь особенностей, отличающих их от саморегулирования в других сферах. По ряду направлений, где есть узкие места, работа должна быть активизирована.
Мы не можем пока говорить о массовом повышении качества проектирования и строительства, о наглядном росте ответственности за результат. Система страхования, заложенная в системе СРО, уже неоднократно становилась инструментом возмещения убытков, возникших из-за некачественных работ, однако недосягаемость денег компенсационных фондов не привела к ответным организационным  мерам практически ни в одном СРО. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что разработка и обеспечение стандартов деятельности в силу закона являются смыслом существования всех СРО, а не только их национальных объединений.

Все это формирует образ строительной СРО, которого мы должны категорически избегать, саморегулируемая организация должна быть не «сборщиком налогов на общественных началах» и не «контролером, нанятым за собственные деньги», а ключевым инструментом решения проблем строителей, проектировщиков, изыскателей. Не сомневаюсь в правильности избранной концепции отраслевого регулирования, но нам вместе еще предстоит многое сделать для обеспечения ее максимальной эффективности.
И в первую очередь надо решить те вопросы, которые уже ставились ранее. Мы еще в 2011 году договаривались положить конец коммерциализации саморегулируемых организаций, полному исключению из системы СРО, «торгующих» свидетельствами о допуске. Прогресс в этой сфере достигнут, но факты недобросовестности отдельных саморегулируемых организаций еще остаются. Считаю, мы должны уделить больше внимания совершенствованию законодательства о порядке и условиях выдачи свидетельств о допуске к работам, приостановления или аннулирования таких свидетельств.
Также строительное сообщество могло бы быть более активным в части законодательной деятельности. Мы уже говорили об этом – хотелось бы больше видеть конкретных предложений по совершенствованию законодательства, а не только критики правительственных инициатив. Предлагаю внести законодательные инициативы повышения персональной ответственности квалифицированных специалистов на всех стадиях.
Особое внимание профессионального сообщества прошу обратить на развитие государственно-частного партнерства, особенно в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Инвестиции в данную область сегодня достаточно привлекательны. Все упирается в предпроектную подготовку. От ее качества зависит, придет ли инвестор.

НОСТРОЙ: ИТОГИ, ЗАДАЧИ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

С отчетным докладом о работе в 2011 году на съезде выступил президент Национального объединения строителей Ефим Басин:  
– Остановлюсь лишь на отдельных аспектах нашей деятельности и основных планах на будущее. Напомню, что система саморегулирования создавалась в сложный для строительной отрасли и экономики России период. В 2009 году объем работ в строительстве упал на 16%, сократилось строительство жилья, зданий, дорог, уменьшилось производство строительных материалов. Во многом, благодаря государственной поддержке и усилиям строителей, отрасль быстро восстановила утраченные позиции. За 2010 – 2011 годы рост объемов работ в строительстве составил 31% в абсолютных ценах, а в сопоставимых в 2010 году отмечен рост на 3,5%, в 2011-м на 5,1%, при этом выручка строительных организаций составила рекордную цифру в 5,3 трлн. рублей.
Одновременно в этот период происходило интенсивное становление саморегулирования. Пройдено три этапа такого развития. Первый этап – формирование правовой базы саморегулирования был в основном завершен в 2009-м – начале 2010 года. Все мы помним, как непросто принималось законодательство, как оно непредсказуемо менялось, и с какими сложностями мы тогда столкнулись. Второй этап – организационное оформление саморегулирования был в основном завершен в 2010 году. В результате было создано 239 саморегулируемых организаций, Национальное объединение строителей, сформированы органы управления НОСТРОЯ, утверждены основные регламентирующие документы. Особо следует отметить важность создания Координационного совета по взаимодействию с Национальными объединениями при Минрегионе России.
Нам удалось создать эффективную систему выработки мнения профессионального сообщества по вопросам строительного бизнеса через институт Комитетов НОСТРОЯ. За два года состоялось более 200 заседаний Комитетов НОСТРОЙ. На сегодня совокупная численность всех комитетов – около 1000 специалистов. Для учета региональной специфики сформирован институт окружных конференций, которые проводятся по восьми федеральным округам и двум городам федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
За два года состоялось 58 заседаний окружных конференций. Отмечу, что окружные конференции в соответствии с Уставом НОСТРОЙ наделены исключительными полномочиями по выдвижению кандидатур на должность президента НОСТРОЙ и членов Совета.
Третий этап развития саморегулирования в строительстве  – формирование цельной системы выдачи СРО свидетельств о допусках строительным компаниям. В настоящее время такие допуски получили около 97,5 тысячи строительных организаций.
Нам удалось добиться унификации деятельности большинства саморегулируемых организаций. Более 90% саморегулируемых организаций основывают свою деятельность на утвержденном Советом НОСТРОЙ пакете унифицированных документов.
В прошлом году была введена Единая система аттестации специалистов строительного комплекса, основанная на использовании современных интернет-технологий, обеспечивающих независимую оценку уровня их знаний. На сегодня выдано 17 000 аттестатов. Но это только начало, так как по закону предстоит аттестовать в течение 5 лет более 500 тыс. человек. Причем это касается и иностранных специалистов.

Безусловно, важнейшей для нас задачей остается необходимость формирования системы обеспечения безопасности и качества строительства. Проблема эта комплексная и в основе ее  лежит  система технического регулирования. 
В статье Владимира Путина в газете «Коммерсант» 6 февраля прозвучал посыл, что «сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты». Мы полностью согласны с этим утверждением. Именно поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы стало участие в создании и совершенствовании нормативных технических документов в строительстве, приведение их в соответствие  с современным техническим уровнем, международными стандартами и сводами правил. 
За два года в союзе с Минрегионом удалось создать обновленную  структуру  нормативных технических документов. К июлю 2012 года будет завершена актуализация  83 СНиПов, примерно половина из них выполнена  НОСТРОЙ  в рамках соглашения с Минрегионом.  Разработаны первые 10 межгосударственных стандартов в обеспечение доказательной базы Технического регламента Таможенного союза  «О безопасности  зданий, сооружений и строительных материалов».    В рамках утвержденной программы гармонизации нормативно-технических  документов в строительстве  и создания условий для применения международных и европейских документов в качестве альтернативы  завершается работа над Еврокодами.
Проведено техническое редактирование 40 из 58 частей Еврокодов,  а  по 23  из них сделаны Национальные приложения в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии. К концу этого года наши специалисты и европейцы  смогут пользоваться  понятными и тем, и другим документами при проектировании и строительстве.  Этому в значительной степени будут содействовать двухтомник, содержащий документы ЕС  по техническому регулированию, и Пособие для иностранного инвестора. Кстати, наши европейские коллеги на встрече промышленников России и Европы в Брюсселе в декабре  прошлого года дали высокую оценку этой работе.
Хочу отметить, что доля финансирования разработки нормативных технических документов федерального уровня бизнес-сообществом, наверное, впервые не только в строительной отрасли, а и в истории стандартизации составила более 50% . Это стало возможным только благодаря институту саморегулирования.
Еще один важный момент в нашей работе – это разработка стандартов саморегулируемых организаций. В 2011 году утверждено Советом НОСТРОЙ 62 базовых стандарта. На стадии разработки и публичного обсуждения –  еще более 50 стандартов. Разработанные стандарты устанавливают требования к выполнению и контролю значительной части общестроительных работ, работ по организации строительного производства, по устройству инженерных сетей, транспортному строительству, подземному строительству и др. Разрабатываются стандарты на инновационные технологии. Только такие стандарты могут открыть путь для широкого  применения новейших технологий и материалов.
Следует отметить, что закон наделил саморегулируемые организации всеми необходимыми полномочиями для повышения безопасности и качества строительства. СРО имеют право устанавливать требования к своим членам, контролировать исполнение этих требований и наказывать при выявлении нарушений. К сожалению, в настоящий момент эти механизмы не работают эффективно, поскольку система саморегулирования столкнулась с большой проблемой в виде так называемых «коммерческих СРО». В Интернете по-прежнему можно встретить объявления о быстрой и дешевой выдаче допусков. Усилия Ростехнадзора в борьбе с этими мошенниками, к сожалению, действенных результатов не дают.
Эту проблему необходимо решать в кратчайшие сроки. Решить ее может государство путем радикального ужесточения контроля за коммерческими СРО и повышения ответственности за нарушение законодательства о саморегулировании. Необходимые предложения подготовлены и одобрены Координационным советом при Минрегионе России. Строительное сообщество ждет решения. Со своей стороны, мы готовы продолжать оказывать максимальное содействие государству в этой работе.
Возможен и другой путь решения этой проблемы. Наш съезд фактически является строительным парламентом, представляющим все регионы и направления строительной деятельности. Если парламент страны принимает законы, обязательные для исполнения гражданами, то почему строительный парламент не может быть наделен правом принимать решения, обязательные для исполнения саморегулируемыми организациями – членами объединения? Если такие полномочия будут даны Национальным объединениям, то профессиональное сообщество самостоятельно справится с проблемой коммерциализации саморегулирования.
Для повышения безопасности и качества строительства предстоит уделить особое внимание сфере профессиональной подготовки кадров. В этой связи в ближайшие два года нами намечено:
–  сформировать систему непрерывной актуализации типовых программ повышения квалификации, переориентировав программы на освоение знаний о наилучших технологиях в строительстве;
–  обеспечить формирование системы видеосвязи с учебными классами во всех крупных городах России для организации чтения лекций о наилучших технологиях на массовую аудиторию. В этой части для нас огромный интерес представляет возможность использования для дистанционной подготовки строителей системы видеонаблюдения за избирательными участками;
–  организовать систему издания учебных пособий по каждой из типовых программ повышения квалификации, отражающих наилучшие технологии в строительстве.
Существенные средства мы выделяем на разработку профессиональных стандартов для инженерно-технических специалистов и рабочих, которые должны стать ориентиром в формировании программ подготовки строителей. В 2012 году мы впервые в России сформируем систему анализа кадрового потенциала строительной отрасли.
Национальное объединение строителей продолжит реализацию программы поддержки малого бизнеса. В программе 2011 года было задействовано 51 учебное заведение, в том числе 23 вуза. Обучение проводилось в 46 городах России. Всего за счет средств НОСТРОЙ квалификацию повысили 4500 специалистов малого и микробизнеса. В 2012 году мы увеличиваем масштаб программы на 40%.

Одним из приоритетных направлений нашей деятельности мы назвали содействие улучшению инвестиционного климата в стране. К сожалению, не все руководители саморегулируемых организаций понимают важность этой работы. Некоторые считают, что формирование инвестиционного климата – забота исключительно государства. Это ошибочное утверждение. Профессиональное сообщество должно обеспечить обратную связь, наладить системную работу в этом направлении.
Вместе с тем, строителей и застройщиков волнует множество проблем, которые очевидны и без глубокой научной проработки. В первую очередь речь идет о неприемлемо высоком уровне административных барьеров в строительстве. Казалось бы, государство постоянно ищет пути решения этой проблемы – вносятся изменения в федеральные законы и подзаконные акты, утверждаются и реализуются планы мероприятий, но кардинальных изменений нет. В прошлом году мы провели исследование административных барьеров в 43 городах Российской Федерации. В 2012 году мы продолжим мониторинг административных барьеров, расширив перечень исследуемых городов. Учитывая, что основные барьеры формируются на муниципальном уровне, мы планируем по итогам исследования сделать ранжирование городов России по уровню административных барьеров.
Другой «больной» для строителей темой является законодательство о государственных закупках. Еще раз выскажу общее мнение. Не может быть цена единственным критерием для выбора подрядчика, как это предусмотрено при электронных аукционах. Мы выступаем за предквалификацию участников торгов. Мы выступаем за введение жестких антидемпинговых мер. Мы согласны с тем, что существующая система цено-образования в строительстве не в полной мере отражает рыночные цены, что приводит к неточностям в определении стартовой цены на торгах. Нельзя бесконечно опираться на индексный метод и на расценки 30-летней давности. В этой части мы поддерживаем переход на новые принципы, основанные на мониторинге рыночных цен, на ресурсный метод ценообразования.
Большой проблемой отрасли остается низкая производительность труда. Здесь мы существенно уступаем ведущим странам мира. Необходима модернизация отрасли, включающая ускоренное внедрение новейших технологий; обновление базы стройиндустрии; повышение квалификации кадров, включая рабочих; информатизацию отрасли.
В наших планах формирование электронного реестра наилучших технологий, фонда нормативных технических документов в строительстве, реестра добросовестных подрядчиков. Указанный реестр будет нести не только информацию, но должен стать основой для актуализации профессиональных стандартов, документов технического регулирования. НОСТРОЙ примет активное участие во внедрении информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме застройщиков и органов публичной власти при реализации инвестиционно-строительных проектов.

В завершение своего выступления  хочу отметить, что всего за три года, вопреки предреканиям  скептиков, нам удалось сформировать институт саморегулирования и доказать свою полезность и эффективность. Вместе с тем, в ближайшие годы нам следует добиться большего – саморегулирование должно стать важным элементом в системах обеспечения безопасности и качества строительства, подготовки достойных кадров, внедрения новых технологий. Но главное, мы должны стать надежной опорой государства в решении насущных социальных и экономических проблем.
РЕШЕНИЯ СЪЕЗДА

Делегаты V Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве рассмотрели внутренние вопросы деятельности объединения. Поскольку все вопросы повестки дня съезда обсуждались на окружных конференциях и впоследствии проекты решений были доработаны Советом НОСТРОй, дополнительных дискуссий не потребовалось.
Съезд утвердил следующие приоритетные направления деятельности Национального объединения строителей на 2012–2013 годы:
–  Совершенствование системы технического регулирования в строительстве.
– Совершенствование систем подготовки кадров  для строительной отрасли и подтверждения
   квалификации специалистов.
– Содействие улучшению инвестиционного климата.
– Внедрение информационно-коммуникационных технологий.
– Поддержка малого бизнеса.
– Противодействие коммерциализации саморегулирования.
– Совершенствование законодательства и методологии саморегулирования.
Делегаты съезда практически единогласно проголосовали за принятие поправок, касающихся изменения юридического адреса НОСТРОЙ и процедуры ротации членов Совета НОСТРОЙ.
Большинством голосов было одобрено предложение координатора НОСТРОЙ по Уральскому федеральному округу Сергея Лекомцева о разработке поправки в Градостроительный кодекс РФ, которая устранила бы ограничение на количество сроков избрания президента НОСТРОЙ. Сейчас в кодексе прописана очень жесткая норма о том, что президент НОСТРОЙ избирается только на один срок продолжительностью 2 года. За отмену такого ограничения проголосовали участники как минимум трех окружных конференций, которые прошли накануне съезда. Необходимость изменения норм Градостроительного кодекса с целью создания возможности переизбрания президента Национального объединения на второй и более срок V съезд строительных СРО поддержал. Вероятно, будет подготовлена соответствующая инициатива.
Также съезд принял решение рекомендовать саморегулируемым организациям осуществлять в инициативном порядке учреждение стипендий для учащихся строительных специальностей и другие мероприятия по поддержке профессионального образования.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"