Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №3 (117) - 2012

Журнал № -

Энерго эффективность

Задание для «Зеленой школы»

В  Екатеринбурге прошел международный семинар, собравший нидерландских и российских специалистов для обсуждения проекта создания «Зеленой школы» в микрорайоне «Академический». Рассказать о проекте мы попросили директора ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения» Владимира Бегалова.

– Владимир Анатольевич, расскажите подробней, что это за проект, кто стал его инициатором?

– Еще в 2009 годы Институт энергосбережения при поддержке министерств энергетики и ЖКХ, международных и внешнеэкономических связей разработал проектную заявку, после чего Свердловская область впервые стала участником межправительственной программы «Government to Government» («От Правительства к Правительству»), финансируемой Королевством Нидерландов и преследующей цели сохранения климата и роста энергоэффективности.
Группа консультантов из Нидерландов ознакомилась с ситуацией в регионе. На основе консультаций с российскими и голландскими специалистами, опросов российских экспертов, адаптации голландского опыта были даны рекомендации о путях повышения энергоэффективности. Было решено фокусироваться на бюджетной сфере, как наиболее социально значимой и прямым образом подчиняющейся государственному воздействию. Выбор пал именно на школы в силу стратегического характера инвестиций в образование молодого поколения по причине накопленного с обеих сторон эмпирического материала.
Позже, в 2011 году, мы начали разрабатывать идею «Зеленой школы», и в настоящее время правительством Нидерландов финансируется первая стадия проекта – создание технического задания на проектирование с учетом голландского опыта. Исполнитель с голландской стороны – Агентство развития Нидерландов Agency NL. В Екатеринбурге мы получили поддержку ЗАО «Ренова СтройГруп – Академическое». Кстати, микрорайон Академический, строящийся по методу комплексного освоения территории, уже в силу используемых технологий и решений является примером инновационного подхода и в соответствии с распоряжением губернатора от 28.09.2010 г. №167-РГ назван экспериментальной площадкой по разработке и внедрению энергоэффективных технологий.

– Что собой представляет «Зеленая школа» в сегодняшнем понимании?

– Мы рассматриваем «Зеленую школу» как единство трех основных направлений. Во-первых, это здание с низким энергопотреблением и использованием лучших энергоэффективных технологий, во-вторых, комфортный и контролируемый микроклимат, способствующий повышению успеваемости и снижению заболеваемости, и в-третьих, образовательная среда, вплоть до специальных программ и курсов, способствующих воспитанию экологически и энергетически грамотной молодежи.

– Что может изменить одна школа, пусть и «зеленая», в масштабах региона, России?

– Прежде всего, такая школа будет наглядным демонстрационным образцом, показывающим обществу – детям, родителям, чиновникам – возможности энергоэффективных решений и их влияние на качество жизни. Мы хотели бы показать, что в школах нужен и возможен комфортный и благоприятный для учебы микроклимат, обеспечивающий лучшие показатели здоровья и успеваемости. На этом примере будет виден наглядный результат в экономии бюджетных средств на оплату коммунальных услуг и энергоресурсов, это поможет обоснованию дополнительных инвестиций на начальном этапе за счет улучшения качества пребывания людей на протяжении всего жизненного цикла здания и бюджетной экономии на стадии эксплуатации. Сегодня таких расчетов и методик остро не хватает.
Школа – не просто социально значимый объект. Это «второй дом» для детей, где они проводят значительную часть времени, получают базовые знания, привычки и навыки. «Зеленая школа» закладывает моральные и этические основы в вопросах ресурсо- и энергопользования, сбережения биокомплекса планеты. Дети, получающие подобное воспитание, служат проводниками культуры энергоэффективного и экологичного поведения в своих семьях и дальше, в последующей жизни. А эта проблематика, как мы видим, приобретает особое значение в самом практическом применении. Кроме того, мы ставим целью пилотный характер проекта. На его примере можно отработать проектировочные, строительные, управленческие технологии для их последующего тиражирования и использования этого опыта.

– Кто является участниками проекта?

– Чтобы «Зеленая школа» состоялась, необходимо взаимодействие многих сторон. Прежде всего, это заказчики и инвесторы, а также проектировщики, строители, поставщики оборудования, энергоаудиторы, да и сами конечные пользователи – администрация школы. Причем европейский опыт учит, что важно создать консорциум из заинтересованных сторон уже на самом первом этапе – обсуждения концепции здания и подготовки проектного задания. Поэтому мы постарались на недавнем семинаре собрать все вовлеченные организации и ведомства – представителей министерств энергетики и ЖКХ, образования Свердловской области, ЗАО «Ренова СтройГруп – Академическое», филиала ЗАО «Единая служба заказчика» в Екатеринбурге, ГАУ СО «Управление государственной экспертизы», управления образования и Комитета по строительству администрации Екатеринбурга, ОАО «Уралгипромез» как проектировщика действующей новой школы, первой в микрорайоне, а также администрации школы. Обсуждение показало, что всем есть что добавить, каждый может внести собственный вклад – и проектировщики, и строители, и заказчики, и эксплуатанты.

– На какой стадии сегодня находится работа?

– Идет отработка проектного задания. Голландские коллеги подобрали действующую в Нидерландах школу, наиболее близкую по параметрам, и суммировали ее проектные решения. Адаптировать этот опыт к российским нормам и стандартам, климатическим и другим условиям конкретной площадки, требованиям заказчика – дело российских специалистов. Но уже сейчас понятно, что создание «Зеленой школы» – это не вопрос исключительно техники и технологии. В самом деле, смена привычных подходов требуется на самых разных уровнях. Условно инновации в этом процессе можно разделить на три типа – это технические инновации, наличие современного оборудования, технологий, архитектурных, инженерных решений. Необходимо владение соответствующей информацией и квалификацией наиболее доступного уровня, максимально готового к использованию.
Далее это инновации в процессы. Нужно менять привычные схемы взаимодействия. Пример – процесс проектирования, в который необходимо вовлечь с первых этапов целый консорциум специалистов, а также заказчика, инвестора, будущих эксплуатантов. С первых шагов, с создания технического проектного задания, необходимо максимально четкое и детальное видение конечного объекта. И наконец, это системные инновации для распространения и дальнейшего применения концептуальных решений «Зеленой школы», в том числе – это изменения в регламентирующие документы и нормативно-правовую базу. На этапе создания первой «Зеленой школы» системные инновации, по мнению специалистов-практиков, необходимы.

– Что дало обсуждение? Каковы основные барьеры на пути создания «Зеленой школы»?

– Действительно, семинар получился полезным и информативным. Кроме конкретных предложений в техзадание на проектирование, были сформулированы ряд ключевых тезисов. Прежде всего, реализация столь амбициозного проекта невозможна без тесного и конструктивного сотрудничества всех заинтересованных сторон – правительства Свердловской области, в лице профильных министерств, администрации Екатеринбурга, в частности, управления образования и комитета по строительству, ЗАО «Ренова СтройГруп – Академическое» как инвестора, филиала ЗАО «Единая служба заказчика» в Екатеринбурге как заказчика, ОАО «Уралгипромез» как проектировщика.
Далее необходима национальная система сертификации строительных и отделочных материалов, способствующая определению безопасности материалов для здоровья, их экологической безопасности и энергетической эффективности на протяжении всего жизненного цикла. Действующие нормативы на проектирование и строительство сегодня едины для всей России, они не учитывают особенностей поселений, их величины, доступности свободных земель, что затрудняет проектирование и строительство объектов в соответствии с конкретными условиями. Для широкого внедрения энергоэффективных технологий при проектировании и строительстве энергоэффективных зданий нужны территориальные нормативы.
Законодательство о государственных закупках и размещении заказов для государственных, муниципальных нужд не учитывает специфики отдельных отраслей экономики и социальной сферы и однобоко трактует критерии выбора победителя подобных конкурсов исключительно в зависимости от величины снижения объявленной стоимости. При этом критерии, позволяющие обеспечить качество предоставляемой услуги (опыт заявителя, наличие необходимых квалифицированных специалистов и оборудования), в расчет приняты быть не могут. Такая практика мешает государственным и муниципальным заказчикам не допускать недобросовестных подрядчиков, в частности к процессам проектирования и строительства школ.
Не хватает утвержденных методик расчета эффективности государственных, муниципальных инвестиций, в том числе при возведении энергоэффективных объектов, которые позволили бы обосновать увеличение начальных капитальных затрат последующим снижением расходов на эксплуатацию и рядом нематериальных преимуществ. Например, такими как улучшение микроклимата, а следовательно, здоровья и эффективности пребывающих в здании людей, снижение потребления невозобновляемых видов топлива и энергии, снижение выбросов парниковых газов. Критерием при согласовании бюджетных ассигнований должно в первую очередь выступать определенное, необходимое качество товара или услуги, являющееся предметом тендера, и во вторую очередь – цена на них.

– Вы перечислили ряд проблем, которые входят в компетенцию федерального законодателя…

– Эффективность применяемых решений, в том числе энергетическая, комплекса «Зеленой школы», зависит, прежде всего, от качественно проведенного процесса проектирования – наличие достаточного времени, формирование на начальном этапе рабочей группы в составе представителей инвестора, заказчика, будущих пользователей, проектировщиков, специалистов по электричеству, отоплению и вентиляции, сантехников, строителей, инженеров для совместного обсуждения и согласования концепции здания, техзадания на проектирование, комплекта проектной документации и инструкции по эксплуатации объекта с оборудованием.
В рамках сложившейся практики заложенные на этапе проектирования энергоэффективные решения не поддерживаются в процессе эксплуатации объектов. Государственные и муниципальные заказчики не имеют механизмов обеспечения качественной и адекватной эксплуатации новопостроенных объектов, в том числе с повышенной энергетической эффективностью, современным оборудованием и автоматикой. Такая эксплуатация требует специальных знаний и квалификации, в противном случае теряется эффект от заложенных решений и вложенных средств. Реализация подобного проекта – чрезвычайно сложная задача. И пока непонятно, как удастся претворить его в жизнь. Но уже сам факт, что все вовлеченные стороны выразили свою поддержку проекту и участвуют в его работе, значит очень много.

Подготовила Мария Степанова

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"