Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №7 (119) - 2012

Журнал № -

Ситуация в отрасли

Партнерство на благо развития

Финансово-экономический кризис вновь привлек внимание экономистов, ученых, политиков к проблемам формирования инвестиционного имиджа России, необходимости привлечения в отечественную экономику иностранных инвестиций. Важно отметить, что инвестиционная привлекательность России продолжает оставаться на достаточно низком уровне. Очевидно, что одним из ключевых факторов, формирующих ее, является инвестиционный климат, который в свою очередь во многом зависит от делового климата.

Инвестиционный климат можно определить как совокупность политических, социальных, правовых, организационных, инфраструктурных и других факторов, определяющих условия осуществления инвестиций и возможные инвестиционные риски.
Деловой климат представляет собой деловую среду, как внутреннюю, так и внешнюю, где осуществляется предпринимательская деятельность. В число параметров делового климата входят: деловая среда, деловая политика, деловая активность, мотивация деловых отношений и характер наиболее типичных деловых рисков. По мнению западных экспертов, к факторам инвестиционных рисков в России относятся коррупция, административные барьеры и давление на бизнес, зависимость судов от исполнительной власти, противоречия в хозяйственном законодательстве и другое. Очевидно, что большая предсказуемость действий властей, ограничение бюрократического вмешательства в деятельность бизнеса, обеспечение открытости в работе государственного аппарата и последовательная борьба с коррупцией способны значительно улучшить инвестиционный климат и соответственно инвестиционный имидж России.
Очевидна необходимость создания эффективного механизма по использованию внутренних источников капиталовложений (средств частного бизнеса, пенсионных фондов, страховых компаний, банков развития, строительных корпораций, национальных и совместных иностранных компаний), при условии государственного контроля над проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом таких инфраструктурных объектов.
И не случайно, наконец, подготовлен проект федерального закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), направленный в том числе на снятие существующих ограничений и расширяющий возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. На сегодняшний день в действующем законодательстве отсутствуют правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты. Уже в 60 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы, направленные на реализацию проектов ГЧП. Вместе с тем полноценная реализация проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне затруднена  ввиду отсутствия необходимых норм в федеральном законодательстве.
Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне установит в России единую терминологию о государственно-частном партнерстве, зафиксирует общие принципы государственно-частного партнерства и принципы осуществления конкурсных процедур, будет способствовать развитию регионального нормотворчества в сфере ГЧП. Институциональная среда (нормативно-правовая база, система управления, механизмы регулирования и т. д.) будет представлять собой новую ступень в развитии взаимоотношений государства и бизнеса.
В теоретическом смысле ГЧП выгодно всем – государству, бизнесу, обществу.
Государство перекладывает на бизнес бремя расходов по инвестированию и содержанию своего имущества, в первую очередь строительству объектов инфраструктуры и управлению ими. Каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл. В конечном итоге бизнес выигрывает вследствие совершенствования инфраструктуры, сокращения транспортных и коммуникационных издержек, расходов на энерго- и водоснабжение и т. д. По оценкам, экономические потери России от плохих дорог достигают 6 процентов ВВП.
Для общества и отдельного человека при помощи такого партнерства решаются социальные проблемы: создаются рабочие места и развиваются новые отрасли экономики, сокращаются сроки проектирования и сооружения инфраструктуры, достигается более высокая эффективность строительства. Для того, чтобы достигнуть возможных выгод партнерства, необходимо создание соответствующей институциональной среды. Речь идет о сильном правовом государстве, способном обеспечить регулирование, управление и контроль над деятельностью частных компаний и корпораций. Второе – должно быть сформировано сильное гражданское общество, третье – открытость деятельности частных компаний.

Экономический рост сопровождается существенной региональной дифференциацией. Этапы региональной интеграции должны органично вписываться в быстро меняющиеся реалии и учитывать разнообразные интересы участников инвестиционно-строительной сферы, власти, бизнеса и гражданского общества.
Развитие государственно-частного партнерства непосредственно связано с интеграционными процессами, в том числе в условиях становления системы саморегулирования. Несмотря на имеющиеся противоречия, которые заключаются в ограничении естественных процессов интегрирования, создание корпоративного уровня управления следует рассматривать как объективную необходимость. В итоге в современных условиях, чтобы повысить конкурентоспособность на внешних рынках с учетом вступления страны в ВТО, образование новых региональных строительных объединений, которые можно отнести к корпоративным организациям на принципах государственно-частного партнерства, будет выполнять задачи государственной инвестиционно-строительной политики.
Инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) представляет собой совокупность взаимосвязанных интеграционных отношений субъектов ИСД, выступает как фактор интеграционных процессов в системе саморегулирования.
По уровню развития инвестиционно-строительного комплекса судят о способности экономики страны быть устойчивой в меняющейся экономической обстановке, именно ИСК является одним из ключевых приоритетов в реализации «дорожных карт» (по улучшению инвестиционного климата в РФ в строительной отрасли «дорожными картами» предусмотрены 24 мероприятия и 37 показателей эффективности)  президента страны, основой социального и экономического развития национальной экономики.
В современных условиях экономические исследования часто рассматривают тему взаимодействия государства и бизнеса, поскольку отечественный частный бизнес не всегда эффективен, увлекается быстроприбыльным производством в ущерб инновациям и модернизации. Производственный аппарат устарел, стимулов к инвестициям не хватает, в структуре рабочей силы все меньше специалистов с высокой квалификацией.
Государственная политика в отношении развития инвестиционно-строительного комиплекса может быть эффективной только при условии, если она совпадает с интересами и мотивами самих субъектов, в том числе по схеме известного треугольника «общество – бизнес - власть». Поэтому именно сейчас становится особо актуальной консолидация общественных настроений в пользу конструктивного диалога с государством о корректировке экономического курса с изысканием резервов интенсивного роста отечественного производства продукции и услуг.
В сильных странах власть, бизнес и общество состоят между собой в равноправных отношениях. Основная задача государственных органов заключается в том, чтобы стимулировать экономическое развитие регионов, координировать действия, направленные на обновление промышленного производства и социальной инфраструктуры, определять градостроительную и жилищную политику.

На межрегиональном Архитектурно-строительном форуме в Перми, прошедшем в мае нынешнего года,  при обсуждении темы: «Параметры качества городской среды и экономической стороны реализации генерального плана» высказана мысль о создании для этих целей корпорации, где формат диалога «власть – бизнес – общество» позволит сдвинуть затянувшийся процесс по управлению городом, как целостным сложным организмом. В рыночной экономике предложенная модель приведет к желаемому взаимопониманию и взаимодействию всех общественных формирований, наладит теснейший контакт городского руководства с институтами гражданского общества –саморегулируемыми организациями, развитию социальной ответственности бизнеса посредством соглашений о государственно-частном партнерстве. В качестве критериев можно использовать правоотношения собственности, степень зависимости от государства и муниципалитета в вопросах финансирования и разделения рисков, арендные договоры и контракты на управление, концессионные соглашения, строительство с нулевого цикла «под ключ» (например, проектирование – строительство – владение – эксплуатация).
Лишь при этом условии можно ускорить интеграционные процессы современных тенденций муниципального управления, оценить состояние взаимоотношений между властью, бизнесом и обществом, проблемы и перспективы их развития, создания институциональной среды гражданского общества. Именно партнерское взаимодействие бизнеса–государства – гражданского общества является способом разделения полномочий и поиска эффективных решений социальных проблем и жилищного строительства, формирования городских агломераций. Естественный и самоорганизующийся характер городских агломераций очевиден, но для проявления такого характера необходима долгая целенаправленная политика властей и бизнеса по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, рынка труда. При этом наиболее важным долгосрочным объектом инвестирования в любой стране наряду с инфраструктурой является жилищное строительство.
Основные точки роста по развитию жилья:
– развитие существующих городов, реализация генеральных планов городов, реновация жилого фонда (принцип разумной целесообразности);
– создание новых городов (в России за 20 лет не построено ни одного города – спутника, в Китае ежегодно строится до 20 городов);
– развитие арендного жилья (сдача в эксплуатацию целого дома, а не поквартирно) и создание фонда арендного жилья.
Для реализации на территории региона крупных производственных и инфраструктурных проектов, аккумулирующих значительные объемы финансирования, требуется создание интегрированных строительных организаций (ИСО), (объединений членов партнерства под маркой СРО), ориентированных преимущественно на производственное и жилищное строительство. Благодаря созданию подобных интегрированных организаций под маркой СРО становится возможным сформировать творческие, мотивированные, самоуправляемые команды, которые сочетают в себе широкий спектр организационных навыков, стратегий, систем, процессов и отношений, производя ощутимый синергетический эффект.
Целесообразность создания таких групп может быть выявлена на стадии стратегических разработок долгосрочного экономического развития региона. Тем более что здесь решается и важнейшая задача создания рабочих мест для трудоспособного населения.
Совместное развитие партнерского способа организации строительства становится новым видом кооперации его участников. Эта форма отличается от других, таких как присоединение, слияние, совместные предприятия и т.д., тем, что является добровольным и неформальным объединением участников интегрированных строительных организаций в условиях саморегулирования, позволяя совместно инвестировать работы, использовать материально-технические, трудовые и информационные ресурсы, развивать сотрудничество в области инноваций.
Главной функцией объединения является обеспечение работы членов СРО в интересах участников корпоративных отношений и региональной власти для решения задач социально-экономического благополучия населения.

В данном контексте инвестиционно-строительный комплекс является социально ориентированным бизнесом, при этом, очень важно подчеркнуть, социально ответственным перед обществом.
Отчасти этот тезис подтверждается тем, что системные исследования эффективности развития показали, что их результативность во многом зависит от мультипликативного эффекта конкретных элементов хозяйственной системы. К их числу традиционно относят строительство и инфраструктурные отрасли (дороги, объекты жилищно-коммунального хозяйства и др.). Общеизвестно – каждый рубль, вложенный в строительство, заставляет оборачиваться минимум четыре рубля в смежных, обеспечивающих инвестиционно-строительные процессы сферах деятельности, почти пятикратное увеличение количества рабочих мест, изменяя к лучшему инвестиционный климат и деловую активность.
Анализ антикризисных программ (США, Европы, Китая и др.) еще раз показал, что всех связывает один общий системный признак – усиление роли государства в сфере активизации строительных и инфраструктурных программ.
Реализация технологического и инновационного прорыва в развитии строительства изменит качество роста и создаст новых лидеров развития.
Так, в практике управления строительством все шире используется метод делегирования полномочий (вместо централизации), а главным в современной трактовке российской модели управления становится готовность извлечь экономическую и социальную пользу; отношения с органами власти выстраиваются на партнерских началах; частные интересы преобразуются в консолидированные.
Для кардинального улучшения ситуации с развитием в стране государственно-частного партнерства в производственной и социальной инфраструктуре предстоит масштабная работа, которая в первую очередь должна выполняться органами государственного и местного управления в использовании форм и механизмов ГЧП, совершенствования законодательства и устранения имеющихся бюджетных ограничений по финансовым схемам ГЧП.
В связи с принятием Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» потребуется для его реализации внесение изменений во множество нормативных правовых актов: в 5 кодексов и 11 федеральных законов (при этом не упомянуты Градостроительный кодекс РФ и Закон № 39 – ФЗ, а также законопроект «О федеральной контрактной системе») и 29 постановлений Правительства Российской Федерации. Не стоит забывать, помимо этого ждет своего часа создание большого массива подзаконных актов и отраслевых регламентов по реализации проектов государственно-частного партнерства, новая система подготовки и повышения квалификации специалистов

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"