Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №9 (120) - 2012

Журнал № -

Проекты и объекты

Название и архитектура жилого комплекс

Игорь ИБРАГИМОВ, доцент УралГАХА, кандидат искусствоведения

Современная среда Екатеринбурга постоянно пополняется новыми жилыми комплексами. Так, например, относительно недавно «вырос» комплекс «Адмиральский». Это одно из современнейших жилых архитектурных образований, включающее богатую инфраструктуру и ориентированное на людей обеспеченных. Но если появляются новые здания и сооружения, получающие те или иные названия, то необходимо исследовать архитектонимическую целостность, то есть целостность названия и архитектуры здания.


При изучении подобных комплексов ученых в области архитектуры больше всего занимают функционально-планировочные и композиционные вопросы безотносительно к названию. Поэтому менее изученным аспектом является тема соответствия (выражения) названия комплекса в его архитектуре. Жилой комплекс называется «Адмиральский», соответственно в архитектуре этого комплекса должна каким-то образом проявиться тема «адмирал»? Другими словами, должна быть достигнута целостность названия и архитектуры.
В первую очередь необходимо понять важность целостности названия архитектурного объекта и его архитектуры. Эту целостность можно назвать архитектонимической, от понятия – архитектонимика  (архитектура и от греч. onoma – имя), предложенного автором. Современная среда города состоит из разных элементов и включает в том числе в себя названия. В архитектурном проектировании в большинстве случаев не учитываются названия, а между тем они принимают самое активное участие во взаимодействии с человеком. По утверждению А.В. Суперанской, это целое ономастическое пространство [1, с. 15]. Вот и возникает вопрос о таком соответствии, которое дало бы архитектурной среде бόльшую целостность и соответственно понятность и комфортность. Когда человек читает какое-то слово, он невольно ищет соответствие значения этого слова в визуально воспринимаемой им картине и/или функции. То есть он начинает сравнивать образ, который возник у него в голове, с тем, что видит, и тем, чем пользуется. Если происходит совпадение, то человек ощущает комфорт, если совпадения не происходит, то человек испытывает дискомфорт. Совпадение можно разграничить на полное, частичное, неполное.
В современной теории искусства и архитектуры название может рассматриваться как основа, от которой отталкивается архитектор или художник в своих творческих поисках. Название в качестве темы иногда изучается как источник художественного образа, который по замыслу творца был задуман и достигнут в произведении искусства. Однако до сих пор не было исследований, в которых системно и научно была бы развита, то есть разработана, тема такой целостности и рассмотрение ее на конкретных примерах городской среды.
В теории архитектурной композиции первична сама композиция: она должна быть красивой, выражать образ. Однако откуда берется образ? – это второстепенный вопрос для теории архитектуры. Композиционная идея может возникнуть в голове архитектора на основе чего угодно. Другими словами, архитектурная теория выдвигает в центр и рассматривает только композицию, а остальные формо-
образовательные аспекты по отношению к ней являются второстепенными. В данном исследовании предлагается системное обоснованное использование названия (имени) архитектуры как основы для композиционного решения. Композиция и ее название в данном исследовании – два равнозначных элемента. И даже больше: название является основанием для композиции, то есть диктует формообразование. Итак, если есть архитектонимическая целостность – хорошо, если ее нет – плохо.
Анализ архитектонимической целостности будет проводиться через ассоциации, возникающие в связи со словом «адмирал», «адмиральский». На основе этих ассоциаций будет проведен анализ архитектуры комплекса и будет выявлен характер связи архитектуры и этого названия. По сути, речь идет о заявлении конкретного образа в названии и достижении или недостижении в определенной степени его в архитектуре.

Итак, слово «адмирал» достаточно амбициозное, очень мощное по смыслу. В Екатеринбурге, который не имеет выходов к морю, а имеет лишь несколько озер и основную реку – Исеть, оно звучит несколько не к месту и искусственно. К тому же, услышав такое название, можно подумать, что в этом комплексе живут адмиралы. Сколько конкретных адмиралов купили квартиры и есть ли они вообще в данном комплексе, автору неизвестно, однако известно, что комплекс ориентирован на достаточно богатых людей: квартиры в нем стоят очень дорого и позволить их себе могут лишь преуспевающие бизнесмены. Как уже было сказано, название «адмиральский» не очень подходяще для Урала, где нет моря, в уральских условиях наверно больше подошло бы название «Генеральский». Однако никто не запрещает давать подобные названия и это выбор авторов и инвесторов.
Какие ассоциации приходят на ум, когда мы слышим слово «адмирал»? В первую очередь адмиралы – это командующие, то есть высокопоставленные военные. Адмирала можно сравнить с генералом, с разницей в том, что адмирал командует на флоте, а генерал на суше. Само слово адмирал происходит от нидерл. admiraa [2], из ст.-фр. amiral, admiral, из араб. ‏أمير البحر ‎‎ ’амир аль-бахр «повелитель моря» [3] Также адмирал ассоциируется с такими выдающимися людьми, как Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, А.В. Колчак, В.И. Истомин, С.О. Макаров, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков и др. Это всё люди несгибаемой воли, совершившие на благо России большие дела, настоящие флотоводцы, герои войн. Однако здесь необходимо отметить, что не только среди адмиралов встречаются люди геройские, обладающие лучшими качествами, но и среди других профессий. Таких людей в истории, и особенно в российской истории, всегда было предостаточно. Поэтому отталкиваться от необыкновенных человеческих качеств адмиралов достаточно сложно. Этим они не выделяются среди прочих людей и героев. Жилой комплекс называется просто «адмиральский», то есть не привязывается к конкретным именам и несет собирательный образ. В этом случае необходимо отталкиваться от внешнего вида адмирала, то есть от его формы и от общего образа: специфики его должности и деятельности.
Адмирал – это воинское звание высшего офицерского состава в военно-морских (флотах) силах. Адмиралы обычно занимают высшие командные должности – командуют флотами, флотилиями, замещают командующих, командуют на больших военных кораблях. Адмирал не рассматривается как генерал на море. В силу специфики военно-морского дела адмирал – это свое, особое воинское звание, используемое только на флоте. Как и генералы, адмиралы – это высшая линия офицерского состава, так сказать – «голова» флота. В некотором роде можно сказать, что адмирал – это уже политическая фигура. Первые ассоциации при слове «адмирал»: синее море, большие водные пространства, военные корабли, сила, мощь, уверенность, флот, черный, синий, голубой, золотой, белый цвета и их сочетания, Андреевский флаг. Однако это общие ассоциации, связанные с морем и военно-морским флотом вообще. Попробуем выявить специфические ассоциации именно адмирала. Этимология слова указывает, что адмирал – это «повелитель моря». В этом заключается сущность слова адмирал, его основное значение.

Определив точку отталкивания в виде образа адмирала для сравнения, приступим к анализу с этих позиций архитектуры жилого комплекса «Адмиральский». Анализировать следует на нескольких уровнях:
– градостроительное размещение, вос-
приятие горожанами вблизи и издалека;
– общее объемно-пространственное
решение;
– архитектурное решение фасадов;
– цветовое решение.
Градостроительное размещение. Комплекс расположен в границах улиц Папанина – Юмашева – Хомякова на берегу реки Исеть. Размещение рядом с водой подчеркивает отношение комплекса к водной теме.
Комплекс состоит из нескольких объемов, главными из которых являются три вертикальных параллелепипеда, поставленных по диагонали и создающих одну линию. Эти высотки стоят на стереобате (одноэтажный плоский объем), который выступает как бы платформой и в котором размещены сопутствующие услуги. На стереобате также размещены другие жилые объемы комплекса, которые композиционно – за счет меньших размеров и составленные в горизонтальную линию друг за другом – как бы подчиняются доминирующим башням. Это очень хороший архитектурный прием для показа важности трех главных объемов. В комплексе стереобат и выходящие из него башни отдаленно можно связать с трубами корабля, а визуальное взаимодействие  комплекса с водной гладью Исети намекает на то, что это  «корабль – плывет». Объемы доминируют на всем окружающем пространстве за счет своей высоты в 25 этажей, а также за счет созданного ими ритма, контрастирующего с окружающим архитектурным контекстом. Это способствует восприятию жилого комплекса издалека, с улицы Бебеля и других улиц. Перед основными объемами комплекса на противоположном берегу Исети расположен участок, застроенный одно- двухэтажными частными домами. Следует предположить, что в недалеком будущем эта территория будет активно застраиваться жилыми комплексами, что приведет к тому, что три объема комплекса «Адмиральский» не будут восприниматься доминантами в пространстве.
Архитектурное решение фасадов жилого комплекса можно рассмотреть на примере одного объема, потому что они – одинаковые. Фасады расчленены на две основные части по вертикали в пропорции приблизительно 2/3 внизу и 1/3 вверху, которые хорошо воспринимаются издалека. Отчасти это создает ощущение, что перед нами фигура человека. Верхняя треть объема имеет 6 карнизных выступов и 2 лопатки, продолжающиеся до низа, выполненные в  темно-коричневом цвете, которые немного напоминают галуны, но только темного цвета. Вторая часть – 2/3 от общего объема по вертикали – имеет на одном фасаде по 4 лопатки того же цвета, а на трех других – по две. Общее цветовое решение объемов – серо-голубой со светло-коричневым (светло-коричневый и серо-голубой – плитка, серо-голубой – панели балконов). Каждая из башен завершается объемом чердака высотой в целый этаж, выполненным в белом цвете. Этот белый объем имеет на трех фасадах загнутый по дуге достаточно большого радиуса архитектурный элемент, который может быть образно связан с козырьком военной фуражки. Под фуражкой можно понимать белый объем чердака. Такое решение придает некую парадность объемам. Однако следует отметить, что в военно-морской форме адмиралов присутствует гораздо бóльший контраст в цвете и бόльшая парадность.
В целом каждая из башен комплекса выглядит достаточно стройно, обособленно, с «чувством достоинства». Образ, который диктует нам архитектура, безусловно, связывается с морем. В счет этого говорят цвета и их распределение на телах фасадов, а также архитектурные элементы (карнизы и лопатки), которые могут быть ассоциированы с конструктивными элементами корабля, развевающимся флагом или галунами. Объемно-пространственное решение: три объема легко увязываются в голове с трубами военного корабля или с тремя военными офицерами в фуражках. Композиционное решение достаточно красиво за счет использования такого средства композиции, как ритм.

При всех качествах, работающих на образ адмирала, архитектуру все же нельзя назвать «адмиральской», она немного не дотягивает. «Адмиральская» архитектура должна выражать «повелителя моря». За этими словами стоят слава, торжественность, величие, несгибаемая воля и т.д. Сравним архитектуру жилого комплекса «Адмиральский» с архитектурой одного из шедевров – здания Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Архитектура «Адмиралтейства» очень величественна, завершается красивым шпилем и выполнена в стиле классицизма.
Возможно, образ именно адмирала она не несет и ее можно было бы использовать под другим названием, например, Парламент, дом Правительства или др. Однако она создает образ величественности, силы мысли, торжественности. Своими мелкими деталями, такими как кораблик на шпиле и др., она намекает на ВМФ России. И если человек это здание не видел ни разу, а увидев, услышал название, то у него всё равно не останется сомнений в соответствии архитектуры названию. В сравнении с этим три башни жилого комплекса не такие представительные, какими хотелось бы их видеть при таком амбициозном названии. В них нет той строгости, контраста, мощи, какие мы наблюдаем в форме адмирала и его деятельности. Немного не хватает смелости проектировщика в цветовом решении. О чем-то более сложном в объемном решении и говорить не приходится, учитывая обычную бесконечную экономию бόльшей частью заказчиков денежных средств на архитектурные изыски и декоративные элементы. Комплекс больше ассоциируется с морской и корабельной темой вообще и не несет образ адмирала в частности.
Положение можно было бы слегка исправить введением темно-коричневого цвета, используемого на фасадах в виде карнизов и лопаток, в стереобат, а также использованием бόльшего количества темно-коричневого цвета в верхней трети каждого из объемов, вплоть до полного окрашивания каждой из частей в темно-коричневый. Сами карнизы и лопатки можно было бы окрасить в золотой, белый или голубой цвет. Это дало бы необходимый контраст при восприятии комплекса вблизи и отдаленно напомнило бы адмиральские галуны.

Литература:
1. Суперанская, А.В. Что такое топонимика? / А.В. Суперанская. – М.: Наука, 1984 – 184 с.
2. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Под ред. О. Н. Трубачёва. Москва, «Прогресс», 1986. Т. I. С. 62.
3. A. Dauzat, J. Dubois, H. Mitterand. Nouveau Diccionaire Étymologique et Historique. Libraire Larousse, Paris, 1964. С. 29.
4. http://www.realarmy.org/?tag=forma
5.http://forum.svvmiu.net/viewtopic.php?f=179&t
=5917
6.http://flot.com/history/interesting/admiral.htm?
sphrase_id=1868880

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU
Masiero ительянские светильники.

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"