Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №11 (108) - 2010

Журнал № -

СРО

Зачем дублировать государственные функции?

Уважаемый Ефим Владимирович! Ознакомившись с текстом проекта постановления Правительства РФ «О порядке установления саморегулируемыми организациями требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии...», считаем необходимым выразить свое принципиальное несогласие с самой идеей выделения объектов использования атомной энергии в качестве категории, требующей особых, индивидуальных требований к выдаче свидетельств о допуске к работам. Данная идея и способы ее воплощения прямо противоречат действующему законодательству как общему (градостроительному), так и специальному (об атомной энергии). В силу ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ цель СРО – предупреждение вреда жизни, здоровью или имуществу населения, юридических лиц и государства, окружающей среде вследствие недостатков работ, выполняемых членами СРО на особо опасных объектах. При этом законодатель разделил виды СРО в зависимости oт видов работ (изыскательские, проектные, строительные), но не от видов объектов, поскольку это невозможно вследствие неограниченности перечня таких объектов (ст.55.3). Определяя количественный состав участников CPО, законодатель определил минимум – не менее 50 (ст.55.4). Формулируя требования к кадровому составу исполнителей работ на особых объектах, законодатель исходил из минимально необходимого, а значит, и достаточного количества физических лиц, обладающих определенным уровнем специального профессионального образования и стажа работы (ст. 55.5). Таким образом, по смыслу Градостроительного кодекса РФ, надлежащее управление процессом предотвращения возможного вреда (ст. 55.1) достигается посредством контроля саморегулируемой организации за кадровым составом ее членов, осуществляющих деятельность на особо опасных объектах. В силу особенности объектов использования атомной энергии количество таких объектов крайне ограничено, а потому ни одна из специально создаваемых СРО в атомной отрасли не сможет набрать необходимое количество членов (не менее 50), либо такая CPО будет единственной. Данное обстоятельство прямо противоречит законодательству об антимонопольной деятельности. Напрашивается вывод о том, что действительной целью предложения о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.02.10 г. №48 является не усиление контроля, а создание прямых препятствий в профессиональной деятельности изыскателей, проектировщиков и строителей, работающих в отрасли. Данный вывод прямо следует также из содержания пункта «е» «Порядка установления саморегулируемыми организациями требований...» (приложение №1 к проекту)», согласно которому предполагается, что «свидетельство о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии, выданное саморегулируемой организацией, имеющей право на выдачу таких свидетельств, является основанием для выполнения указанных в нем работ на особо опасных, технически сложных и иных объектах капитального строительства». Спрашивается, к чему огород городить, если эти свидетельства будут иметь неограниченное хождение в любой отрасли, а не только в атомной? В обосновании проекта о внесении изменений отсутствуют объективно необходимые причины для таких изменений, в частности: – не объяснено, чем качественно будет отличаться в специализированной СРО выдача свидетельства о допуске от аналогичной выдачи в обычной СРО; – не объяснено, каким образом создание специализированных СРО может повлиять на результаты конкурсов на выполнение работ и услуг и уж тем более – на результат работы подрядчика; – не объяснено, каким образом будет преодолеваться прямое противоречие проекта требованиям закона о минимальном количестве членов СРО и требованиям антимонопольного законодательства; – не объяснено, ради установления каких именно особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам в атомной отрасли вносятся изменения (ведь установленные законом минимальные требования не являются максимальными, вследствие чего любая СРО может установить более жесткие, чем указанные и законе. При этом обязательность создания отраслевой СРО не усматривается). Между тем в атомной отрасли все эти вопросы уже решены законодательно и проверены временем. Согласно ст. 23 ФЗ № 170-ФЗ от 21.11.95 г. «Об использовании атомной энергии», регулирование безопасности осуществляет государство в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти и государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», В частности, государство определило уполномоченные органы, которым поручены разработка, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования атомной энергии, выдача разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществление надзора за безопасностью, проведения экспертизы и инспекции, контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите населения и охране окружающей среды. Данную функцию выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор РФ), которой уже разработаны, утверждены в установленном порядке и применяются нормативные акты, без соблюдения которых невозможно производство работ при изысканиях, проектировании и строительстве атомных объектов: РД-04-05-2008 «Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии» (приказ Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 859); РД-05-01-2007 «Методические указания по осуществлению надзора за соблюдением требований норм, правил и условий действия лицензий при изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии» (приказ Ростехнадзора от 14 марта 2007 г. № 154); РД-05-02-2007 «Методические указания по осуществлению надзора за соблюдением требований норм, правил и условий действия лицензий при проектировании систем и конструировании оборудования для объектов использования атомной энергии» (приказ Ростехнадзора от 22 мая 2007 г. № 356). Именно Ростехнадзору поручено (ст. 25 закона): – осуществлять в мерах обеспечения безопасности лицензирование деятельности в области использования атомной энергии; – осуществлять надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии. Любая деятельность в данной области, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение. Во исполнение ст. 26 упомянутого закона Ростехнадзор выдает организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, разрешения (лицензии), подтверждающие право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ. В разрешении (лицензии) на право ведения работ в этой области указываются владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений {лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) уже установлены Правительством Российской Федерации. Таким образом, в России создана и успешно действует система государственного контроля и надзора: – за выдачей разрешений (лицензий) на работу в атомной отрасли (включая проектирование, сооружение, ремонт и эксплуатацию объектов), – за выполнением лицензиатами условий выданных им лицензий. Процедура выдачи лицензий включает изучение специалистами Ростехнадзора: – кадрового состава лицензиата; – наличия технической и технологической баз; – наличия современного оборудования и т.д. То есть значительно превышается объем исследуемых данных по сравнению с нормами, действующими в СРО. При этом для получения лицензии достаточно наличие обыкновенного свидетельства о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, поскольку иное значения не имеет, так как для обеспечения безопасности, к примеру, бетонирования важны квалификация ИТР, бетонщика и марка бетона, а не вид или категория объекта бетонирования. При таких условиях предложенный проект внесения изменений в ранее утвержденное постановление № 48 Правительства РФ в части, касающейся саморегулирования в атомной отрасли, представляется неуместной попыткой недопустимого дублирования государственной функции общественной организацией. Учитывая изложенное, убедительно просим учесть приведенные выше доводы при формировании позиции Национальной саморегулируемой организации строителей в отношении данной проблемы. С уважением, председатель Совета НП СРО «Строители Свердловской области» В.Б.Суруда

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
СтройУрал_RU Российский союз строителей

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"