Ежемесячный специализированный журнал “Новый Уральский строитель”
Адрес редакции: 620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79. Телефон: (343) 287-31-50, (343) 287-34-60
Издание РООР “Союза строителей Урала”
 
Главная
В номере
 

Яндекс цитирования
Рассылка 'Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы'



Сметный центр Союза строителей Урала


“Новый Уральский строитель” №11 (108) - 2010

Журнал № -

Актуальная тема. Техрегулирование

Поверить алгеброй гармонию

Программе использования еврокодов и евронорм альтернативы нет Главной темой доклада заместителя руководителя аппарата Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве, члена правления Российского Союза строителей Ларисы Бариновой стала нормативно-правовая база технического регулирования в строительстве, в частности технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», а также программа гармонизации национальной системы нормативных документов с международной. – Нормативно-правовая база технического регулирования в строительстве опирается на основополагающие законодательные документы: Градостроительный кодекс, Закон о техническом регулировании, Закон об энергосбережении, технические регламенты – федеральные законы «О безопасности зданий и сооружений», «О требованиях пожарной безопасности» и остальные. Хочу обратить внимание, что сюда же относится и СанПиН «О требованиях к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», который был недавно утвержден постановлением главного санитарного врача. Все эти документы принимались почти изолированно друг от друга и между ними, естественно, существует целый ряд противоречий. Такие противоречия особенно хорошо видны между техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» и техническим регламентом «О требованиях пожарной безопасности». Далее – СанПиН, который противоречит как техрегламенту «О безопасности зданий и сооружений», так и техрегламенту «О требованиях пожарной безопасности». Почему возникают такие противоречия? Потому что сегодня в федеральных органах исполнительной власти, к сожалению, не определен тот орган, который являлся бы координатором в сфере разработки технических регламентов и других нормативных документов на объекты капитального строительства. Согласно поправке в 184-й закон, статья 5-прим, принятый 30 декабря 2009 года, особенности регулирования в строительстве определяются техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений». Что это за особенности? Прежде всего, это требования безопасности к зданиям и сооружениям, которые предъявляются на всех этапах их жизненного цикла, то есть к результатам инженерных изысканий, проектных работ и непосредственно к зданиям и сооружениям в период строительства, эксплуатации и последующей утилизации. Также к особенностям относится то, что в отличие от всех других технических регламентов этот техрегламент имеет два перечня нормативных документов, национальных стандартов и сводов правил, часть из которых применяется на обязательной основе. Первый перечень утверждается постановлением Правительства РФ (был утвержден 21 июня 2010 года). Второй перечень содержит национальные стандарты и своды правил, применяемые на добровольной основе и утверждаемые Ростехрегулированием. По каждому из этих перечней в настоящее время разрабатываются программы. Они уже утверждены на текущий год и содержат перечни нормативных документов до 2011 или 2012 года как перспективные программы. Это программа разработки национальных стандартов до 2011 года, программа актуализации СНиП до 2010 года и перспективная программа – до 2012 года, а также программа разработки стандартов НОСТРОЙ на 2010–2012 годы. Как разрабатывались эти перечни? Надо сказать, что участие в их разработке принимали очень многие – институты, производители, потребители, общественные и профессиональные объединения. Всего поступило 1850 предложений. Из них тридцатью экспертными группами было выбрано 84 СНиПа, 8 ГОСТов. Это перечень СНиПов, которые должны быть актуализированы в 2010 году. По какому принципу определялись эти СНиПы? К первоочередным СНиПам относятся те, которые имеют общестроительное значение, независимо от того, какой вид здания или сооружения вы проектируете. Следующая группа – видовые СНиПы, виды объектов, далее по инженерным системам, по организации строительства и безопасности труда в строительстве. Социальный СНиП – условно его можно так назвать – это доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Его приоритет обоснован, прежде всего, предстоящей Олимпиадой в Сочи, после которой состоится Параолимпиада. К этому времени должна быть готова нормативная база по обеспеченности маломобильных групп населения в любых зданиях и сооружениях. На сегодняшний день уже проведена аналитическая работа, сравнительные результаты получены при анализе международной и отечественной национальной нормативной базы по этому направлению. Определено, что мы закрываем примерно 60 процентов тех требований, которые должны предъявляться к этой группе населения. Работа продолжается, уже сформирована рабочая группа при Олимпстрое. Последняя группа СНиПов состоит из старых документов, чрезвычайно отстающих от сегодняшнего технического уровня, которые, однако, востребованы потребителями, с ориентацией на них и включены в эти СНиПы. Кстати, на сайте Минрегиона сегодня отсутствуют только проекты ГОСТа «Надежность строительных конструкций и оснований», «Естественное и искусственное освещение» и еще один ГОСТ – они уже в разработке и не вывешены. Остальные на сайте Минрегиона присутствуют – в первой редакции, к концу года они должны быть утверждены. Актуализируя СНиПы или разрабатывая своды правил уже в новом понимании этого документа, мы одновременно должны разрабатывать стандарты на формы и методы оценки соответствия, и в связи с этим на каждом этапе жизненного цикла предусмотрены определенные формы оценки соответствия. Однако это только наименования форм оценки соответствия, а не стандарты на них – стандарты нам еще предстоит разработать. Техрегламент обеспечивается национальными стандартами и сводами правил. Сегодня действующими документами по стандартизации в области строительства являются национальные стандарты – их 779, в том числе 160 стандартов на методы контроля, 135 строительных норм и правил. техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» легитимность строительных норм и правил сохранена, но относится она только к тем СНиПам, которые приняты до утверждения технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Таким образом, новые документы, которые будут разрабатываться после принятия данного техрегламента, если только они не связаны с актуализацией СНиПов, будут называться уже просто сводами правил. СНиПы, которые должны актуализироваться, будут иметь статус сводов правил, как это и предусмотрено Законом о техническом регулировании, однако сохранят название СНиПов. Дальше сто Сводов правил по проектированию, 16 ведомственных строительных норм (они пока действуют и ими пользуются) и 182 территориальные строительные нормы, а также остальные документы, которые сегодня фактически нелегитимны как обязательные документы, но ими продолжают пользоваться. Особо большая проблема – с территориальными строительными нормами, которые имели обязательный характер и были связаны с особенностями того или иного субъекта Федерации – климатическими, географическими, геологическими, техническими и экономическими. И конечно, мы боролись до последнего для того, чтобы легитимизировать этот вид документов, но, к сожалению, этого сделать не удалось. Но мы нашли другой выход из положения, о котором я скажу чуть позже. Кто у нас занимается разработкой стандартов в области строительства? Вы знаете, что с 2004 года создан технический комитет по стандартизации – ТК 465, приказом Ростехрегулирования от 12 мая этого года он был реорганизован в связи с тем, что в его полномочия стала входить экспертиза не только стандартов, но и сводов правил. Этот технический комитет взаимодействует с международным комитетом по стандартизации – за ним закреплено 20 комитетов ISO. Сегодня, кроме экспертизы стандартов сводов правил, технический комитет занимается также добровольной регистрацией стандартов организаций – это делается для того, чтобы популяризировать стандарты организаций, которые имеют прогрессивный характер и не вступают в противоречия с национальными нормативными документами или содержат более высокие требования, чем национальные документы, чтобы дать возможность присоединиться к этим стандартам. Теперь о составе технического комитета: состоит из 6 подкомитетов, в составе каждого подкомитета – постоянно действующие рабочие группы. Но у технического комитета есть возможность создавать еще и временные рабочие группы. Например, такая временная рабочая группа была создана специально по энергосбережению, это направление имеет приоритетный характер, при разработке стандартов по энергосбережению наиболее активно используется зарубежный опыт. В составе технического комитета представлены все головные институты отрасли, ведущие специалисты, представители саморегулируемых организаций, от СРО туда входят 57 представителей, практически во всех рабочих группах есть представители саморегулируемых организаций. К концу года мы должны решить еще одну задачу, которая была поставлена перед нами Правительством РФ: о включении Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». В последнее время постоянно звучат разговоры о том, что нам надо чуть ли не с завтрашнего дня переходить на Еврокоды, поскольку наши СНиПы устарели, Европа ушла далеко вперед и нам надо срочно ее догонять. На самом деле ситуация далеко не такая мрачная, как пытаются ее представить некоторые оппоненты. Во-первых, наши расчетные СНиПы не устарели и я думаю, что в ближайшие десятилетия ими будут пользоваться, потому что в расчетных СНиПах европейских государств используются как раз достижения российской строительной науки. Все знают, что расчет надежности по теории предельных состояний – это изобретение российских ученых, и они заложены в нормах, которые используются до сего времени. Что касается технических, технологических требований, в частности в области энергосбережения или скоростных железнодорожных магистралей, здесь мы действительно отстаем и здесь нам можно позаимствовать то передовое, что есть в мире. Однако, помимо Еврокодов, в мире существуют еще другие международные организации, которые работают в области нормирования в строительстве. И наверное, при принятии решения об использовании того или иного зарубежного, международного документа, необходимо знать, что существует в этой области в разных странах. Существует перспективная программа стандартизации в области строительства на 2008–2011 годы. Она составлялась на основе предложений многих научно-исследовательских проектных и производственных организаций, содержит 180 тем. По этим темам предусматривается как разработка новых, так и пересмотр существующих документов. Приоритетами этой программы являются безопасность, энергосбережение, ресурсосбережение, сюда также включены стандарты, которые содействуют выполнению целевых комплексных программ, таких как «Доступное жилье», «Подготовка олимпийских объектов в Сочи». А примерно 50 процентов стандартов, включенных в программу, предусматривают работы по гармонизации с международными региональными стандартами ISO и CEN. Хочу обратить внимание, что сегодня уже более 230 национальных стандартов в области строительства гармонизированы со стандартами ISO и CEN. Гармонизация – это как раз то, что наиболее подходит в настоящее время для нас при пересмотре нашей нормативной базы. Потому что если часть СНиПов, как я уже говорила, является актуальной, то другая часть, которая должна быть пересмотрена, неодинакова. Пересмотр одних документов будет составлять 10–15 процентов, других – 70–80 процентов. Пересматривая эти документы, мы как раз и должны учитывать те зарубежные документы, которые имеются в настоящее время. Мы провели сравнительный экспресс-анализ нашей нормативной базы и европейской международной. И выделили основные направления гармонизации – те направления, где у нас наиболее узкие места. Определив эти направления, мы проанализировали тематические комплексы нормативных документов, которые имеются в строительстве. Вы знаете, что таких комплексов 64. Из них выбрали 23 комплекса, по которым эти направления не отражены или отражены недостаточно. На основании этих выделенных комплексов попробовали сделать примерную программу гармонизации. В качестве одного из примеров можно привести «Надежность строительных конструкций и оснований» – основные положения по расчету. Это будет ГОСТ, и он вошел в число приоритетных 25. В нем частично уже проведена гармонизация, но в правой колонке представлены те международные документы и евронормы, по которым еще предстоит дополнительно провести гармонизацию. Если говорить о гармонизации нашей системы с европейской, то надо отметить, что в Европе существует система так называемых Еврокодов – норм по проектированию. Этих норм всего 10, но они объединяют 58 частей. Это многотомные труды, очень объемные по восприятию не только потому, что они написаны достаточно общо – там очень много ссылок на другие документы. Для того, чтобы выполнить эти 10 еврокодов, необходимо соблюсти требования, изложенные примерно в 500 евронормах обязательного характера и примерно 1500 добровольного применения. Как видите, система достаточно громоздкая даже по сравнению с нашей. Но сами европейцы говорят о том, что это не догма и ее невозможно взять и перенести с одной территории на другую. У них есть руководство по использованию Еврокодов. Существует выдержка из этого приложения, где совершенно четко написано, что есть возможность установления параметров на национальном уровне для учета различных географических, геологических и климатических условий, а также для определения уровня надежности зданий и сооружений, их элементов, включая аспекты долговечности и экономии. Я обращаю ваше внимание на то, что об этом пишут сами европейцы. Если мы посмотрим, какие же особенности существуют на территории России, вы увидите, что их более чем достаточно: 65 процентов вечной мерзлоты, 40 процентов – слабые грунты, 30 процентов – карсто-опасные зоны и так далее. Я уже не говорю о перепадах температур: в это лето в Якутии вечером было плюс 30 градусов, а утром – минус 7 градусов. В Европе ничего подобного не бывает, там перепад температур составляет всего 5–6 градусов. Но при всех перечисленных выше условиях необходимо строить. Поэтому если механически переносить проекты, выполненные по евронормам, на российскую землю без учета всех особенностей, можно спровоцировать этим всевозможные аварии и обрушения. Эта рекомендация Еврокомиссии насчет использования национальных особенностей активно применяется во всех странах Евросоюза, о чем свидетельствует количество национально-определяемых параметров (НОП) по тем евронормам, которые перечислены, количество существующих национальных приложений. Стандарты СЭТ по энергообеспечению зданий – это как раз то направление, которое нам необходимо позаимствовать у европейцев. Потому что у нас сегодня СНиП «Теплозащита зданий и сооружений», это в основном энергоэффективные здания, которые обеспечиваются ограждающими конструкциями. У европейцев же это комплексный подход, который позволяет расширить проектные решения и ассортимент применяемых материалов, совершенствовать инженерные системы и оборудование. Сегодня у нас работает рабочая группа, есть программа по энергосбережению, пока она включает в себя 35 евростандартов, часть из которых будет использоваться прямым применением, а часть будет просто гармонизирована с нашими существующими стандартами. Подготовлены результаты опроса членов ЕС по применению стандартов ЕН, которые поддерживают строительную директиву «О безопасности зданий и сооружений». Из них видно, что далеко не все страны применяют Еврокоды. Примерно 25 процентов стран – это как раз страны с развитой экономикой – сегодня перенесли внедрение Еврокодов с 2010 года на 2015 год, потому что они не хотят отказываться от своих национальных нормативных документов, но там, где это необходимо, гармонизируют их с европейскими. И наконец, последнее. Национальным объединением строителей совместно с Национальным объединением проектировщиков и изыскателей были разработаны предложения в программу гармонизации национальной системы нормативных документов с европейской и международной. Эта программа была одобрена Минрегионом, поддержана Минпродторгом, Минобразования, наукой, Ростехнадзором и в настоящее время представлена в правительство. Данная программа сводится не только к переводу и гармонизации отечественных документов с зарубежными, а включает в себя и адаптацию этих документов в наших условиях – раньше это называлось экспериментальное проектирование. Кроме того, чтобы гармонизировать документы и совместно работать, необходимо иметь единый понятийный аппарат. Уже сегодня подготовлен в первой редакции понятийный словарь. Далее необходимо переоснастить лаборатории – должно быть соответствующее современное оборудование, ведь даже если методики у нас разные, они должны быть сопоставимы. Обязательно надо подготовить специалистов. Однако даже если сегодня в университетах начнут готовить таких специалистов, то в лучшем случае мы получим работников, имеющих представление о том, что такое международные европейские стандарты, только через 5 лет. А что делать с проектами, которые сегодня уже согласованы, а строительство начнется через 2–3 года? Делать их заново? Это тоже большая проблема. Программа, рассчитанная на использование Еврокодов и евронорм, рассчитана самими европейцами на 5 лет как минимум. И эти 5 лет параллельно должна существовать национальная система и гармонизированная система. Только так может быть осуществлен постепенный переход на гармонизированную систему. В заключение хочу сказать, что представители строительного комплекса Екатеринбурга и Свердловской области всегда отличались высокой активностью. Я надеюсь, что и в будущем мы объединим свои усилия в разработке этой программы. Бизнес должен стать контролером при разработке технических регламентов Первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов в своем выступлении сделал акцент на участии промышленности в реформе системы техрегулирования в строительстве. – Закон о техрегулировании был принят семь лет назад. Первая редакция предусматривала завершение реформы к 1 июля 2010 года. Однако в Закон о техрегулировании уже внесено 13 изменений, готовится 14-е, на сегодня действует пятый вариант правительственной программы разработки регламентов, утверждено 20 техрегламентов. Надо сказать, что реформа идет очень тяжело, те сроки, которые намечались, не выдержаны, и в январе 2010 года Дмитрием Медведевым были приняты важные решения, с тем, чтобы ускорить реформу и гармонизировать нашу нормативную документацию с европейской нормативной базой. Таким образом, был намечен целый ряд очень важных изменений. Во-первых, сегодня формируются Таможенный союз и единое экономическое пространство Казахстана, Белоруссии и России. Несмотря на имеющиеся трения, необходимые решения приняты, и страны Таможенного союза будут иметь единые технические регламенты, а значит, единые стандарты как доказательную базу этих регламентов. Поэтому самое главное, чтобы Законы о техрегулировании России, Казахстана и Белоруссии были максимально сближены. Уже говорилось о том, что чрезвычайно важным вопросом является участие промышленности в разработке новых стандартов, в обновлении существующей базы стандартизации. К сожалению, сегодня предприятия вынуждены брать средства на проведение этой работы из собственной прибыли. Это сдерживает процесс по двум причинам – во-первых, из прибыли – это получается намного дороже для предприятия, чем за счет прямых производственных затрат, и во-вторых, каждый рубль, взятый из прибыли, необходимо согласовывать с советом директоров. В советах директоров многих корпораций присутствует большое количество зарубежных специалистов. И не всегда им можно объяснить, почему деньги из прибыли нужно тратить на разработку национальных стандартов. Очень важным вопросом также является подготовка очередных изменений в Закон о техническом регулировании и, прежде всего, создание единой системы аккредитации. Сегодня у нас действует 16 ведомственных систем. На практике, если вы хотите продать трубу железной дороге, вы должны пройти сертификацию РЖД, а если вы ту же самую трубу хотите продать в Газпром, вы должны снова пройти сертификацию – в Газпроме. Получается, что наши системы сертификации не только не признаются за рубежом, но даже не признают друг друга. Тот, кто хочет поставлять свою продукцию на экспорт, вынужден приглашать иностранных специалистов – Регистр Ллойда, Бюро Веритас, ТЮФ и так далее – и миллиарды долларов утекают за рубеж. Поэтому принято решение о создании единой системы национальной аккредитации, которая со временем должна коренным образом изменить эту ситуацию. Наш комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП возглавляет Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров Трубной металлургической компании. Комитет был создан в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей в 2004 году, сегодня в его работе принимают участие более 2 тысяч экспертов из всех уголков России. Мы активно взаимодействуем с различными министерствами, Госдумой, аппаратом Администрации президента. Это позволяет нам доводить мнение представителей промышленности до властных структур, что очень важно. Кроме того, мы объясняем промышленности, что делается сегодня в сфере техрегулирования, за все годы работы комитета проведено более 30 конференций в разных уголках России. Сегодняшняя конференция в Екатеринбурге – это 4-я конференция, посвященная вопросам техрегулирования. Если говорить об основных направлениях работы в сфере реформы, то это, прежде всего, разработка техрегламентов. Здесь мы активно участвуем, создавая группы экспертов, которые либо разрабатывают техрегламенты, либо проводят экспертизу проектов техрегламентов, которые разработаны другими организациями. Проекты техрегламентов мы рассылаем по комитету, по двум тысячам адресов, собираем замечания представителей нашей промышленности, потом доводим эти мнения до разработчиков регламентов, до структур, которые утверждают эти документы, что позволяет максимально учесть мнение промышленности и избежать многих ошибок при принятии этих документов. Если говорить о доказательной базе, о стандартах и сводах правил, то здесь мы идем по пути создания межотраслевых советов, что позволяет объединить специалистов той или иной отрасли и организовать работу над регламентами и стандартами по отраслям. Раньше подобной деятельностью занимались отраслевые министерства, но на сегодня, к сожалению, многие из них канули в Лету и поэтому отраслевой координацией занимается Союз промышленников и предпринимателей. Очень важным вопросом является активизация участия наших специалистов в работе международных организаций по стандартизации, а также вопросы применения техрегламентов на практике. К сожалению, многие властные структуры уделяют этой работе недостаточно внимания, поэтому мы стараемся компенсировать недостаток информации путем рассылки информации и проведения конференций по вопросам технического регулирования. Мы подготовили данные финансирования стандартизации в России и в Германии. Германия сегодня тратит на стандартизацию 800 миллионов евро. Из них 720 миллионов составляют затраты непосредственно бизнеса, промышленности. Один евро, вложенный в стандартизацию, дает Германии 20 евро чистой прибыли. За счет чего это происходит? За счет унификации, применения международных стандартов, за счет того, что техника сделана по международным стандартам, за счет того, что эта продукция легко пересекает границы, ее не надо переделывать под каждую новую страну – она экспортируется сразу во все страны. Ярким примером являются немецкие автомобили, которые не надо переделывать под наши ГОСТы при использовании в России. К сожалению, сегодня финансирование стандартизации в России явно недостаточно. Государство дает 300 миллионов рублей – это семь миллионов евро. Примерно такую же сумму сегодня тратит промышленность. У многих руководителей, у многих собственников предприятий есть понимание, что стандарт – это мощнейшее оружие в конкурентной борьбе. Какая-то характеристика продукции, записанная в стандарт, либо дает вам конкурентное преимущество, если вы можете выполнить эти требования, либо выводит вас с рынка, если продукция не соответствует требованиям, записанным в стандарт. Как работают межотраслевые советы, которые созданы сегодня в ряде отраслей? Алгоритм работы один и тот же, он уже отработан. Межотраслевой совет (межсовет) создается решением Росстандарта и РСПП, в него входят техруководители ведущих предприятий той или иной отрасли, далее межсовет ведет реорганизацию технических комитетов, потому что многие технические комитеты сегодня уже не работают. Раньше они работали на базе отраслевых НИИ, а сейчас либо перестали существовать, либо влачат жалкое существование. Поэтому очень важно, чтобы сегодня стандартизацией занимались непосредственно специалисты от промышленности. Работы ведутся по следующим направлениям: обновление национальных стандартов, участие в работе ISO и CEN, гармонизация международных стандартов. Сегодня принято решение на всех правительственных уровнях – сосредоточить внимание на разработке технических регламентов Таможенного союза, принята программа 57 технических регламентов, мы будем вести экспертизу этих регламентов и уже начали их рассылку и сбор замечаний. Просьба включиться в эту работу, потому что от вашего участия в этой работе зависит, какие нормативные документы вы получите через 2–3 года. Либо эти документы будут останавливать производство и продажу вашей продукции, либо будут помогать в вашей работе. В заключение хочу привести слова премьер-министра Владимира Путина о том, что бизнес должен стать контролером при разработке технических регламентов Таможенного союза с тем, чтобы избежать многих ошибок. Не делить ответственность на ведомства Министр строительства и архитектуры Свердловской области Михаил Жеребцов в своем докладе перешел от теории к практике и конкретными примерами проиллюстрировал главную тему своего выступления: «Состояние, проблемы и задачи повышения эффективности строительства в Свердловской области». – Мир, Россия, Свердловская область сейчас выходят из кризиса. Сегодня мы имеем следующие цифры. По объему строительно-монтажных работ мы превысили докризисный уровень на 104 процента, отгрузка строительных материалов также идет с превышением – на 8 процентов от прошлого года, растет производство цемента, кирпича и так далее. Количество убыточных строительных компаний также сокращается. О чем это говорит? С одной стороны, мы вышли из кризиса. С другой стороны, находимся сейчас в несколько других экономических реалиях. В первую очередь, и это показывает расчет, наша отрасль, если проследить наполнение ее деньгами, имеет фактически все тот же объем средств, который имелся в докризисный год. Сейчас у нас не хватает только одной составляющей – инвестиционно- спекулятивной. То есть такого бурного роста цен на недвижимость, когда было выгодно для приумножения капитала вкладывать средства в строящиеся дома на нулевом цикле, а потом продавать квартиры или сохранять их как некие инвестиции, сегодня нет. Поэтому, если рассмотреть сегодняшнюю ситуацию в стране, то она равна докризисному уровню за минусом этой составляющей. Прогнозировать ее появление и восстановление не приходится. Сегодня есть программа строительства доступного жилья, а доступное – это значит недорогое. Как вы знаете, 30 сентября в Министерстве регионального развития РФ была защищена программа Свердловской области по стимулированию развития строительного комплекса. Нам было достаточно сложно, потому что перед нами был только Татарстан, который написал эту программу примерно год назад. Смысл этой программы очень правильный. Она увязывает в единое целое ряд составляющих. Что такое увеличить количество квадратных метров за 3–5 лет? Что для этого нужно? Нужны государственные деньги, которые будут задействованы в строительстве жилья? Мы считаем, что нет. Хотя, конечно, какая-то доля госсредств необходима, потому что у нас действует программа строительства жилья для ветеранов Великой Отечественной войны и других льготных категорий граждан. Но только за счет этих категорий граждан строительный рынок не поднять. Поэтому наша программа увязывает разные составляющие. Это, во-первых, разработка градостроительной документации. Понятно, что без этой базы не получится сделать быстрый рывок. Мы все знаем, что с 2012 года будут проблемы у тех регионов, у тех муниципальных образований, которые этого не сделали. Вторая составляющая – земля. Для того чтобы строить, нужны в достаточном количестве земельные участки. А земельные участки сегодня могут находиться как в частной собственности, так и в областной, и в муниципальной. Причем с разной проработкой коммуникаций, а следовательно, и с разной ценой. Земельные участки – это работа федеральных органов, которые должны будут в зависимости от потребностей передавать земли регионам или выставлять их на аукционы. Между тем естественное желание всех выставляющих земельные участки на аукционы – и федералов, и муниципальных властей – продать их как можно дороже, противоречит главной политической задаче – построить дешевое жилье. В этой ситуации должен быть некий интегрирующий фактор, связывающий воедино все интересы. Третья составляющая – инфраструктура. Все знают, что на строительном рынке Екатеринбурга земля плюс подключение составляет до 40 процентов стоимости жилья. А как снижать цену квадратного метра, если цена подключения столь высока? Понятно, что и здесь есть определенное движение, и программой предусмотрено, что к выделенным участкам за средства бюджета будут подводиться необходимые коммуникации – правда, при соблюдении определенных условий, главное из которых – фиксированная цена квадратного метра. Четвертая составляющая, без которой программа была бы не столь эффективна – стимулирование спроса. Ведь кризис действительно у нас в первую очередь в головах. Сегодня, если человек имеет какие-то накопления, он не спешит истратить эти деньги, в этой связи необходимо стимулировать спрос. В первую очередь это ипотека, она должна быть доступной. Вы знаете, что действуют Федеральное агентство ипотечного кредитования, Свердловское агентство ипотечного жилищного кредитования. Уже сегодня ставка по ипотечным кредитам достигает 10,5 процента. Также у нас была договоренность со Сбербанком, где очень хорошо работала программа 10-10-10. 10 процентов первый взнос, на 10 лет, под 10 процентов годовых. Я считаю, что в этом направлении и надо двигаться дальше. Помимо стимулирования спроса, необходимо также компенсировать ставку по кредитам строительным организациям. Словом, следующая составляющая – именно компенсация процентной ставки для застройщиков. Таким образом, объединив все составляющие в единую программу, просчитав затраты федерального, областного бюджетов и частных инвесторов, мы получили достаточно сбалансированный документ, который показал, что при этих условиях мы можем выйти к 2020 году на показатель ввода жилья – 1 кв. метр на человека и даже превысить его. Это в 2,5 раза больше, чем сегодня. Теперь от ситуации в отрасли в целом перейду ближе к теме нашей дискуссии. Сегодня в Свердловской области действует программа по строительству детских дошкольных учреждений – очень объемная программа. На ближайшее пятилетие эта задача является одной из первоочередных. В этой связи хочу остановиться на конкретных примерах. Предыдущие докладчики говорили о действии противоречивых норм в строительной отрасли, благодаря которым практически нереально сегодня построить, скажем, детское дошкольное учреждение. Приведу простой пример – покрытие в игровых комнатах. Согласно санитарным правилам, в детских игровых комнатах должно быть мягкое покрытие – ковролин. Однако пожарные говорят – никакого ковролина, только плитка. Как строить? С кем проще согласовать? И таких противоречий множество. Дополнительная пожарная лестница раньше проектировалась холодная, теперь по новым требованиям она должна быть только теплая и так далее. В единичных случаях предприятия берутся финансировать реконструкцию детских садов. Однако, столкнувшись с целым рядом проблем, в буквальном смысле слова хватаются за голову. Скажем, в ряде проектов двухэтажный детский сад проектировали с мансардой, а новый СанПиН запретил строительство третьего этажа в детских дошкольных учреждениях. И таких моментов достаточно много. Взять даже уже действующие детские дошкольные учреждения, которые должны быть аттестованы к каждому новому учебному году. Один за другим приходят проверяющие. Милиционеры, представители вневедомственной охраны проверяют наличие решеток на окнах – они должны быть обязательно. Затем приходит пожарный – эти решетки снимают. Мы живем в одном обществе и делаем какие-то немыслимые движения, чтобы только получить лицензию. Между тем, если взять сумму затрат, которые государство тратит на одно место в детском дошкольном учреждении, разделить на всех детей, которые в течение лет 10 будут посещать эти детские дошкольные учреждения, то каждая мама сказала бы – дайте мне эти деньги, не надо садика. Поэтому мы должны принимать такие решения, чтобы они были экономически целесообразны. Это к теме противоречий между различными нормативными актами. Далее перейду к саморегулированию. Здесь мы не новаторы, до нас эту стезю уже прошли аудиторы, оценщики. Однако кто из собственников сегодня заказывает аудитора? Единицы. Только иностранцы с целью привлечения иностранных инвестиций, чтобы опять же иностранная компания сделала аудит. А почему? Потому что нельзя сравнивать аудиторское заключение иностранной компании и работу отечественного аудитора, хотя это абсолютно та же деятельность саморегулируемой организации в области аудита. Скажем, аудитор во Франции выбирается один раз в семь лет, и его нельзя поменять. Если он дает отрицательное заключение, ему нельзя сказать: ты не очень хороший аудитор. А у нас – пожалуйста. Что пишет зарубежный аудитор? Что он лично участвовал в инвентаризации, что 10 мерседесов, которые есть у этой компании, видел своими глазами, и склады лично проверил. А у нас что пишут: «Бухгалтерский учет соответствует законодательству РФ, в учете все достоверно». А это как раз собственникам не очень-то важно – соответствует бухгалтерский учет или нет, это важно налоговому органу. То же самое с оценщиками, которые оценивают земельные участки. Вот конкретный земельный участок, который прошел оценку, но продается после этого целых три года. Между тем нормальная экспозиция участка составляет до полугода, что свидетельствует о рыночной цене. Если участок продается три года, это явно свидетельствует о том, что цена не рыночная. На вопрос, откуда взялась такая завышенная цена, оценщик отвечает: «Нас попросили сделать цену побольше». Чтобы не наступать на одни и те же грабли, у нас есть все возможности сделать саморегулируемые организации качественными, они должны отвечать интересам общества, не допускать появления обманутых дольщиков. Для этого СРО должны закрыть недобросовестным строителям вход на рынок. Сегодня в Свердловской области присутствует суммарно 2,5 тысячи стройорганизаций, однако потребности сегодняшнего рынка в два раза меньше – не больше тысячи, а то и 900 строительных компаний. Но эти строительные компании должны быть ответственными, должны нести всю полноту ответственности за свои объекты.

При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на журнал "Новый Уральский строитель" http://nus-ural.ru
 

www.gkx.ru
“Жилищно-коммунальный комплекс Урала” www.gkx.ru
СМЕТА
РАССЫЛКА
Рассылки Subscribe.Ru

Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы




Почтовая рассылка:
Строительный комплекс УрФО. Актуальные темы
РЕКЛАМА
Российский союз строителей СтройУрал_RU

  Copyright © “Новый уральский строитель”, 2003-2008
Copyright © ООО ИД “Уралстройсоюз”, 2003-2008
  Разработка сайта Интернет-агентство "Уральская галактика"